16

20 марта 1944 года - 1003 день войны

20 Президиум Верховного Совета СССР примял Указ «О маршальском знаке отличия «Маршальская звезда» маршала инженерных войск и маршала войск связи». [3; 529]

Войска 1-го Украинского фронта в ходе успешного наступления освободили гг. Винница, Червоноармейск, Литин и вышли в район Броды. [3; 529]

 


Из донесения политотдела 17-й воздушной армии Политуправлению 3-го Украинского фронта о героизме летчиков в наступательных боях за освобождение населенных пунктов Николаевской области

20 марта 1944 г.

Части армии вели боевую работу по поддержке с воздуха наступательных операций войск 3-го Украинского фронта.

Исключительная сложность работы авиации обусловливалась метеорологическими условиями в течение всего периода, когда весенняя распутица вывела полевые аэродромы из строя. Частые осадки и туманы делали погоду нелетной, пути подвоза боевого питания из-за бездорожья были нарушены, удлинялись маршруты полета с тыловых аэродромов, в результате чего сокращался радиус действия, особенно истребительной авиации.

Все это, вместе взятое, отразилось на применении авиации в бою, сократив ее ударную силу при наступлении войск фронта.

Несмотря на тяжелые условия, связанные с погодой, части армии в возможно-летные дни активизировали свои действия, в ходе которых наносили удары по живой силе и технике противника.

5-я гвардейская авиационная штурмовая Запорожская Краснознаменная дивизия за этот период совершила 328 боевых самолето-вылетов на штурмовку и бомбежку войск противника, а также на ведение разведки поля боя. Летчики дивизии уничтожили и повредили 18 танков, 195 автомашин, 10 железнодорожных вагонов, 2 паровоза, 19 орудий зенитной артиллерии, 167 повозок, сбили 2 самолета противника, уничтожили и рассеяли 1 тыс. солдат и офицеров противника.

Части 288-й авиационной истребительной Павлоградской Краснознаменной дивизии сделали 589 боевых самолето-вылетов, в ходе которых содействовали наступлению 8-й гвардейской армии и вошедшим в прорыв 4-му гвардейскому мотокорпусу.

Парами экипажей охотников прикрывали передовые подвижные группы, вошедшие в прорыв в районе Зеленого Става, Афанасьевки, Скобелево, Солонцово, Нового Буга, и вели разведку. В воздушных боях летчики, проявляя мужество и высокое летное мастерство, сбили 9 самолетов противника, 2 уничтожили на земле и 1 подбили.

За успешное выполнение боевых заданий получил ряд благодарностей от командующего 17-й воздушной армии и командира дивизии летный состав частей 305-й авиационной штурмовой Павлоградской Краснознаменной дивизии. Сделаны 52 боевых вылета по штурмовке и разведке войск противника.

295-я авиационная истребительная Новомосковская Краснознаменная дивизия сделала 93 боевых самолето-вылета на сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск. В воздушных боях сбили 2 самолета противника.

Части 262-й авиационной Лозовской Краснознаменной дивизии ночных бомбардировщиков вели напряженную боевую работу и днем и ночью по уничтожению живой силы и техники врага. 97-й гвардейский авиационный полк, 993-й авиационный полк выполняли специальные задания командующего 17-й воздушной армии по установлению местонахождения наших войск, прорвавшихся в тыл противника.

371-й авиационный транспортный Криворожский полк сделал 450 самолето-вылетов, перевез боевого груза — боеприпасов и продовольствия — на передовые позиции 6-й и 8-й армий свыше 38 т, 160 человек делегатов связи и вывез в тыл 193 раненых.

Летный и технический состав полка работал напряженно и все задания выполнял хорошо, за что командующий 6-й армии объявил благодарность и наградил летный состав ценными подарками. В ходе выполнения боевых заданий летный состав проявлял самоотверженность, мужество и бесстрашно наносил удары по противнику.

Группа 955-го штурмового авиационного полка в количестве 8 самолетов ИЛ-2, ведущий — командир полка подполковник Буланов, обнаружила группу противника, в беспорядке отступающего из пункта Шмаков по направлению к населенному пункту Марьяновка (численностью до двух батальонов пехоты с артиллерией на конной тяге). Ведущий группы Прицельно атаковал цель, сделав 3 захода, бомбя и расстреливая врага из РСов, пушек и пулеметов. Противнику был нанесен существенный удар: уничтожено 6 орудий противотанковой артиллерии, до 40 лошадей и до роты солдат и офицеров.

Группа «илов» 5-й гвардейской авиационной штурмовой Запорожской Краснознаменной дивизии в составе 8 самолетов под командованием коммуниста гвардии майора Рахимова на поле боя встретилась с 6 истребителями противника Ме-109. Ведущий, построив свою группу в замкнутый круг, отдал приказ вступить в бой. Бой длился 30 мин, в результате коммунист лейтенант Молагин сбил один Ме-109, еще один самолет был подбит и тут же сел вынужденно.

Оставшиеся 4 самолета противника, не выдержав боя, ушли. Так штурмовики одержали блестящую победу — сбили 2 истребителя противника, не потеряв своих.

Коммунист, заместитель командира эскадрильи лейтенант Мазуров, получил боевой приказ уничтожить танки противника, обнаруженные нашей разведкой. Наступал вечер. Обстановка осложнялась. Тов. Мазуров быстро подготовил группу и вылетел в район цели. Разыскав танки врага, группа успешно атаковала, уничтожив 3 танка. Отлично выполнив задание, без потерь вернулась на аэродром и при полной темноте произвела посадку.

Экипаж 719-го авиационного полка в составе летчика мл. лейтенанта Клименчука, беспартийного, и штурмана ст. лейтенанта Рыжкова, кандидата в члены ВКП(б), выполняя задание разведки, при плохих метеоусловиях с высоты 300—400 м обнаружил вражескую автоколонну до 200 автомашин, двигающуюся по дороге Кривой Рог — Казанка. В следующий вылет экипаж обнаружил на той же дороге в движении 700 автомашин и до 800 машин в населенном пункте Казанка.

Другой экипаж — летчик мл. лейтенант Лобанов, член ВКП(б), и ст. сержант Стенников при вылете на разведку обнаружили на железнодорожной станции Шевченково 3 железнодорожных эшелона в составе 120 вагонов. Эта разведка о противнике дала возможность командованию судить об отходе частей противника из Кривого Рога и о местах скопления его техники.

Экипажи 97-го гвардейского авиационного полка — летчик гвардии лейтенант Баграмов, член ВКП(б), штурман гвардии лейтенант Вавилов, коммунист, летчик мл. лейтенант Трунов, штурман лейтенант Гусев — получили задание найти ушедшие в тыл противника войска кавалерийского корпуса генерала Плиева и мехкорпуса генерала Тищенко, установить с ними связь, передать приказ командующего фронтом и одновременно бомбить скопление вражеских войск и техники в опорных пунктах.

Несмотря на массированный обстрел зенитной артиллерии противника, экипажи выполнили задание точно и в срок и донесли командующему фронтом о выполнении спецзадания.

Экипажи получили приказ с таким же заданием и, уже будучи над своими войсками, подверглись нападению 9 истребителей противника ФВ-190.

Струнов и Гусев были ранены в воздухе, их самолет подожжен. Несмотря на тяжелое ранение, Струнов посадил самолет в расположении своих войск.

Баграмов и Вавилов 4 раза атаковались звеном ФВ-190, самолет был соя«кен, а члены экипажа получили тяжелые ранения. Несмотря на это, летчики-гвардейцы доставили в срок боевые оперативные документы штабу войск.

Экипаж Лядова и Ибрагимова при выполнении боевого задания обнаружил скопление вражеских танков в пункте Владимировка. Идя на высоте 300 м, экипаж принял решение бомбить. В результате в расположении противника возникли пожары, были видны сильные взрывы. Но от огня зенитной артиллерии штурман Ибрагимов получил 4 тяжелых ранения, летчик, несмотря на воздействие Криворожской магнитной аномалии на приборы, вывел самолет на курс и раненого товарища доставил в госпиталь.

Летчики 305-й авиационной штурмовой Павлоградской Краснознаменной дивизии капитан Данильченко и лейтенант Болобанов выполнили задание по разведке войск противника. Они встретили на дороге Казанка — Новый Буг колонну автомашин, которую успешно атаковали. Продолжая полет, они встретили 2 Ю-52, идущие на высоте 250—300 м курсом на восток. Летчики решили атаковать и прицельными очередями сбили по одному вражескому самолету.

На КП 866-го истребительного авиационного полка поступило сообщение, что в одном из районов вражеская авиация готовится бомбить наши наземные части. Нужно было не допустить вражеские самолеты, сорвать замысел врага.

В районе патрулирования наша четверка, ведомая лейтенантом Кол-дуновым, встретила вражеские самолеты и с ходу вступила в бой. Бомбардировщики врага были разогнаны. Истребители Ме-109, прикрывающие их, потеряв 2 самолета, сбитые летчиками Колдуновым и Шишовым, кандидатом в члены ВКП(б), поспешно оставили поле боя.

За успешную операцию от наземного командования было получено две благодарственные телеграммы за отличные действия истребителей, не позволивших вражеским самолетам бомбить наш передний край.

Командир звена 31-го истребительного авиационного полка лейтенант Смирнов, член ВКП(б), ведущий группы прикрытия своих бомбардировщиков, встретился с 6 истребителями противника ФВ-190. Несмотря на численное превосходство, ни один стервятник не был допущен к нашим бомбардировщикам и в результате, потеряв один самолет, враг поспешил выйти из боя и уйти к себе.

Экипаж 860-го авиационного полка (командир капитан Бочков) в сложных метеоусловиях обнаружил воинский эшелон. Приняв решение бомбить, сделал 3 захода, и штурман Олюнин прицельно сбросил бомбовый груз, от которого взрывались и взлетали в воздух вагоны. Пожары окутали эшелон густым дымом, а продолжавшиеся вспышки взрывов уничтожали его остатки. В этот же день экипаж, выйдя на низкой высоте к аэродрому противника, поджег один вражеский самолет.

Примеров героических поступков наших летчиков в борьбе с врагом много и все они говорят о жгучей ненависти к фашистским захватчикам, безграничной любви и преданности к своей Родине, готовности отдать все силы и жизнь за дело победы над врагом...

Начальник политического отдела 17-й воздушной армии
полковник Точилов

ЦАМО СССР, ф. 370, оп. 6548, д. 55, л. 46, 47. Подлинник.

[12; 329-332]