СНК СССР принял Постановление «О строительстве электростанций на Урале». [3; 178]
Подводная лодка «М-172» торпедировала в Варангер-фьорде транспорт противника. [3; 178]
В Луганске открылось республиканское совещание женщин — передовиков сельского хозяйства Советской Украины. Участники совещания взяли конкретные обязательства по борьбе за обеспечение высокого урожая и организованное проведение весеннего сева и приняли «Обращение ко всем девушкам и женщинам Советской Украины» с призывом бороться за высокий урожай и всемерно помогать советским воинам в разгроме врага. [3; 178]
Опубликовано сообщение о том, что в Новосибирской области количество трактористок увеличилось с 940 в 1940 г. до 6826 в настоящее время. [3; 178]
Сегодня в городе на Неве настоящий праздник. Впервые после почти четырехмесячного перерыва на улицах появились пассажирские трамваи. В шесть утра на линию вышло 116 поездов. Люди встречают их радостными возгласами, даже аплодисментами. В заметно опустевшем городе (с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда эвакуировано 554186 человек) никто не мешает движению трамваев, но вагоновожатые, словно бы салютуя ленинградцам, поминутно трезвонят.
Город выглядит похорошевшим. Впрочем, так оно и есть. С 27 марта по 15 апреля очищено свыше 3 миллионов квадратных метров улиц, площадей, набережных и более 12 тысяч дворов. За это время ленинградцы вывезли за город около 1 миллиона тонн нечистот, мусора, льда и снега. Это помогло пустить трамвай, вернуть городу нормальный вид и, что важнее всего, предотвратить эпидемию, угроза которой усилилась с наступлением тепла.
В радостный этот день в Ленинграде стало еще одним кинотеатром больше. Демонстрацией фильма «Разгром немецких войск под Москвой» возобновил работу кинотеатр «Спартак» на улице Салтыкова-Щедрина. В фойе кинотеатра открыта выставка, посвященная противохимической защите населения.
В Шувалове завершили свою работу курсы по подготовке трактористок к весеннему севу. Успешно сдали экзамены все 44 слушательницы этих курсов.
Во многих местах, где в самую пору готовиться к севу, идут бои. В одном из них 15 апреля погиб секретарь Сланцевского райкома партии К.С. Климчук. Погиб, ведя огонь по карателям, прикрывая своих боевых друзей-партизан. Партийные руководители идут в первых рядах народных мстителей. В борьбе против оккупантов погибло 48 секретарей райкомов Ленинградской области (включая территорию, на которой впоследствии были образованы Псковская и Новгородская области).
15 апреля город трижды подвергался артиллерийским обстрелам. В 12 часов 45 минут два снаряда попали в госпиталь, находившийся в доме № 59 по 12-й линии Васильевского острова. Разрушены две палаты и кухня. Через 15 минут еще два снаряда ударили в госпиталь на 14-й линии, 77. За день в городе разорвалось 123 снаряда. Убито 6, ранено 24 человека.
Должно быть, гитлеровцы собирались нанести по городу также удар с воздуха. Накануне на гатчинском аэродроме, где обычно базировались вражеские истребители, наш воздушный разведчик обнаружил бомбардировщики. На рассвете 15 апреля над этим аэродромом внезапно появились самолеты 7-го противовоздушного истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда. Первый удар нанесла группа командира эскадрильи 26-го истребительного полка капитана В.А. Мациевича. На самолетных стоянках начались пожары, взрывы. Через несколько минут с другого направления в атаку ринулась группа, ведомая командиром этого полка подполковником Б.П. Романовым. Потом аэродром, уже затянутый дымом, штурмовали летчики 123-го истребительного полка.
Когда гитлеровцы спохватились и подняли истребители с других аэродромов, наши самолеты уже сделали свое дело. Правда, им пришлось вести воздушный бой, но и он был выигран. Летчики Г.Н. Жидов и И.Ф. Беляев сбили два «мессершмитта». [5; 170-171]
В течение ночи на 15 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.
* * *
На одном из участков Калининского фронта наши части продолжали вести бои с противником. За истекшие сутки немцы потеряли убитыми и ранеными до 850 солдат и офицеров. Взяты пленные и трофеи. На другом участке часть под командованием тов. Юдинцева продолжает теснить немцев. Захвачены 10 пулемётов, 2 миномёта, автоматы, винтовки и другое вооружение. Зенитным огнём над полем боя сбит немецкий самолёт «Ю-88».
* * *
Гвардейская кавалерийская часть (Западный фронт) овладела 4 населёнными пунктами. Противник понёс большие потери в живой силе и технике. На другом участке фронта гитлеровцы, пытаясь вернуть захваченную нашими бойцами высоту, бросили в атаку 16 танков. Немецкие танки были встречены огнём нашей противотанковой артиллерии. Потеряв 5 машин, враг был вынужден отступить. Экипаж одного из вражеских танков взят в плен.
* * *
Группа советских разведчиков, зайдя в тыл противника, атаковала вражеский ДЗОТ. Застигнутые врасплох немцы были уничтожены. Разведчики захватили станковый пулемёт, 3 автомата, 7 винтовок и свыше 2.000 патронов.
* * *
Расчёт зенитного орудия сержанта Кузнецова тремя выстрелами сбил немецкий самолёт «Ю-88», пытавшийся бомбить боевые порядки наших войск.
* * *
Ни днём, ни ночью не даёт покоя немецким оккупантам партизанский отряд «За Родину», действующий в оккупированных районах Смоленской области. За последнее время отряд провёл ряд удачных операций, во время которых уничтожено 205 немецких солдат, 6 офицеров и 20 полицейских. Партизаны неоднократно прерывали связь между штабами немецких частей. Только в последних боях партизаны захватили у гитлеровцев 3 пулемёта, 6 автоматов, 36 винтовок, 5 биноклей и до 10.000 патронов.
* * *
На одном из участков Ленинградского фронта у убитого немецкого солдата найдено неотправленное письмо в Германию. В письме говорится: «Нам опять пришлось переехать на новое место. Раньше мы двигались вперёд, а теперь пятимся назад. Четыре дня мы были вовсе отрезаны от своих, находились в кольце у русских, не имели никакого продовольствия. Нашли дохлую лошадь и сварили обед. Мы переживаем тяжёлое время. Всем нам война опротивела, и ни у кого нет ни малейшего желания продолжать эту ужасную жизнь. Да, дорогой Вилли, наши господа, по-видимому, просчитались, а мы должны расхлёбывать».
* * *
Пленный солдат 28 полка 8 немецкой дивизии Иоганн Гиллер рассказал: «Через день после прибытия на фронт наш полк был брошен в бой. В первом же сражении мы понесли большие потери. Трупы убитых, длинная вереница транспортов с ранеными произвели на солдат потрясающее впечатление. Многие отказались идти в бой. Несколько солдат было расстреляно на месте».
В течение 15 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.
За 14 апреля уничтожено 14 немецких самолётов. Наши потери — 5 самолётов.
Наши корабли в Баренцевом море торпедировали транспорт противника водоизмещением в 9.000 тонн и другой транспорт водоизмещением в 8.000 тонн.
* * *
На одном из участков Западного фронта немцы ввели в бой резервы и предприняли контратаки, поддержанные танками и артиллерией. Наши бойцы отбросили противника и овладели укреплённым населённым пунктом. В течение суток немцы потеряли убитыми свыше 500 солдат и офицеров. Огнём нашей артиллерии и пехоты уничтожены немецкий танк, орудие, 22 пулемета и разрушено 22 блиндажа. Захвачены трофеи, в числе которых 11 орудий, 38 станковых и ручных пулемётов, 3 крупнокалиберных пулемёта, миномёт, 87 винтовок, свыше 2.000 патронов, 2 радиостанции, 2 полевые кухни и другое военное имущество. На другом участке фронта артиллерийским огнём уничтожено 9 немецких орудий и 4 пулемётных точки. Противник потерял убитыми до 180 солдат и офицеров.
* * *
Наша часть, действующая на одном из участков Калининского фронта, за день боёв с противником захватила 5 немецких орудий, 6 миномётов, 17 пулемётов, 20 ящиков снарядов, 1.000 мин, 10.000 винтовочных патронов, автоцистерну и 20 повозок с продовольствием. Немцы понесли большие потери в людях.
* * *
Группа бойцов под командой лейтенанта Крюка заметила передвижение вражеского подразделения. Несмотря на численное превосходство немцев, лейтенант решил принять бой и смелю атаковал противника. Немцы отступили, потеряв убитыми 60 солдат и офицеров.
* * *
Смелую вылазку в тыл противника на днях совершил танковый экипаж младшего лейтенанта Миронова. Во время рейда танкисты нанесли врагу большой урон в живой силе и уничтожили 6 орудий и свыше 20 оборонительных пунктов.
* * *
Старший сержант Геннадий Харламов огнём из винтовки сбил над полем боя немецкий истребитель.
* * *
Отряд партизан под командованием тов. Ж., действующий в тылу немецких войск на Западном фронте, организовал засаду на одной из дорог, соединяющей два крупных населённых пункта. По дороге подошла колонна немецкой пехоты. Внезапно напав на врага, партизаны уничтожили 22 гитлеровца и захватили ручной пулемёт, миномёт, 6 винтовок и несколько автоматов.
* * *
Пленный унтер-офицер 2 роты разведывательного отряда 30 немецкой пехотной дивизии Георг Коль рассказал: «Недавно в одном из штабных зданий города Старая Русса собрались 40 немецких солдат. Их вызвало сюда командование для того, чтобы вручить железные кресты. В самый разгар церемонии раздался взрыв необычайной силы. В результате взрыва погибли все 40 солдат, а также присутствовавшие на торжестве офицеры. Позднее выяснилось, что дом заминировали и взорвали партизаны. Несмотря на все розыски, виновники взрыва не были обнаружены».
* * *
Пленный солдат 3 роты 40 мотострелкового полка 17 немецкой танковой дивизии Георг Цехетмайер рассказал: «В армию меня призвали в середине января этого года. 11 дней я пробыл в казармах в Дуйсбурге. На двенадцатый день меня направили на фронт. В 3 роте много солдат, которые прошли лишь двухнедельный курс военного обучения. Это главным образом рабочие, которые до самого последнего времени работали на военных заводах и пользовались оторочкой. Из 120 солдат роты здоровых и годных к военной службе насчитывается не более 30 человек».
* * *
Отступая под ударами советских войск, немецкие изверги грабят население, жгут деревни, расстреливают стариков, женщин и детей. Только в деревнях Маслино, Дубовицы, Шевелево, Ефремово, Арефино, Городок и Борисово, Ленинградской области, гитлеровцы за последнее время расстреляли 76 колхозников. Многие жители получили тяжёлые увечья. По неполным данным, в перечисленных деревнях сожжено и разрушено 365 домов колхозников, 4 школы, 3 клуба, все больницы, сотни общественных колхозных построек.
[22; 229-231]