Войска 2-го Прибалтийского фронта очистили от противника железную дорогу Великие Луки—Невель. [3; 494]
Войска 1-го Украинского фронта освободили г. Белая Церковь. [3; 494]
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении прославленных руководителей украинских партизан Героев Советского Союза С. А. Ковпака и А. Ф. Федорова второй медалью «Золотая Звезда» за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника, проявленные при этом отвагу и геройство и особые заслуги в развитии партизанского движения на Украине. (Звание Героя Советского Союза присвоено 18 мая 1942 г.) [3; 494]
Опубликовано сообщение о том, что в Киеве на третий день после его освобождения вступил в строй завод «Ленинская кузница». [3; 494]
Вражеская артиллерия шесть раз открывала огонь по Ленинграду. Один из первых снарядов, разорвавшихся в 7 часов 46 минут на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы, попал в трамвай. Убито 82 человека. Более 90 пассажиров получили ранения.
Спустя несколько минут другой снаряд попал в трамвай, проходивший мимо дома № 21 по улице Куйбышева...
Всего в городе сегодня разорвалось 69 снарядов.
Акт ужасного варварства совершен гитлеровцами сегодня, 4 января 1944 года, за линией фронта, в деревне Горушке. Обозленные тем, что им не удалось разгромить отряды 10-й Ленинградской партизанской бригады, каратели сорвали злобу на женщинах, детях и стариках, не успевших уйти в лес. Их собрали и расстреляли из пулеметов. Спастись удалось немногим. С их слов и восстановлены подробности гибели 105 жителей деревни Горушки, расстрелянных фашистами.
И еще об одном человеке, погибшем в этот день за линией фронта. 4 января капитан Гавриил Павлович Масловский получил тяжелое и опасное задание: взорвать у деревни Прямки Ленинградской области [впоследствии эта территория отошла ко вновь образованной Новгородской области] большой склад бомб и артиллерийских снарядов, которые, по данным разведки, гитлеровцы собирались отправить под Ленинград. Через несколько часов после того, как Масловский во главе группы лыжников ушел на задание, в ночное небо взметнулось огромное пламя и на много километров вокруг разнеслись раскаты мощного взрыва.
Группа Масловского из-за линии фронта не вернулась. Когда стало ясно, что ждать уже нечего, товарищи прочли письмо, которое в случае своей гибели он просил переслать сыну Юре. В письме, датированном 4 января 1944 года, говорится:
«Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь...
Славному городу Ленина — колыбели революции грозит опасность. От выполнения моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови... Какие силы помогают мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и партийный долг. Правильно говорят: от дисциплины до геройства— один шаг. Это, сын, запомни раз и навсегда...
Прощай, мой сын, прощай, дорогая жена!
Поля, Юра! Жена, сын! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя! Люблю, люблю до последней капли крови!..»
В письме были также строки, обращенные к командованию части. Капитан Г. П. Масловский просил позаботиться о его сыне. [В 1952 году Юрий Масловский закончил Свердловское Суворовское училище. Затем он закончил также военное училище и стал офицером.] [5; 447-448]
4 января 1944 г.
Приказ Верховного Главнокомандующего, выражающего благодарность воинам Красной Армии за освобождение г. Житомира, застал нас далеко за Житомиром. Здесь мы встретили Новый год. Минувший 1943 г. для меня лично и для всех моих боевых друзей не прошел даром. В напряженной, упорной борьбе с врагом мы одержали много славных побед. Мой орудийный расчет отличился в боях с немецкими танками. Первые два танка мы подбили в наступательном бою, в районе с. Беседино Курской области. Этот день я хорошо помню — 6 февраля 1943 г. Затем уже на земле Украины, в наступлении и обороне, при отражении вражеских атак мы подбили еще 6 танков. Всего в 1943 г. наш расчет подбил и уничтожил 8 немецких танков. Я с гордостью докладываю об этом как командир орудия. Наша пушка бьёт без промаха, а в расчете у нас бесстрашные люди: наводчик Романенко, замковый Леденев и правильный Коверзнев.
Сейчас наше орудие безотказно действует в боевых порядках наступающего стрелкового подразделения капитана Петренко.
Прорвав линию обороны противника, мы гнали врага до крупного населенного пункта. Здесь гитлеровцы выставили сильный заслон, стремясь задержать нас на этом рубеже.
В результате ночного боя противник был выбит из населенного пункта и частью перебит. Наше орудие сослужило свою службу.
Наступила горячая пора, пора решающих боев за полное очищение нашей земли от гитлеровской нечисти. Я освобождаю родную Украину. И Романенко, и Леденев, и Коверзнев — каждый воин Красной Армии чувствует себя освободителем Украины. Сознание этого придает нам новые силы, помогает переносить все трудности и лишения войны. Мы воюем с полным напряжением сил. Мы идем вперед, соблюдая высокую дисциплину марша, а в бою деремся так, как подобает советскому воину-освободителю. Настигать врага, не давать ему оторваться, беспощадно ломать его сопротивление — к этому направлены все наши мысли, все наши стремления. Будем сражаться так, чтобы можно было с гордостью сказать своему народу, своим родным и близким: «Я освобождал Украину».
Выполним свой воинский долг с достоинством и честью.
Ст. сержант К. Лукинов,
награжден двумя орденами Красной Звезды и двумя медалями «За отвагу».
Армейская правда, 60 А, № 3, 1944, 4 января.— ЦАМО СССР, ф. 417, оп. 10 589, д. 11, л. 3.
[12; 287]