16

17 мая 1944 года - 1061 день войны

17 Опубликовано сообщение о том, что трудящиеся Воронежской области внесли 44 млн. 310 тыс. рублей на строительство вооружения для Советской Армии. [3; 557]

Опубликовано сообщение о том, что трудящиеся Иркутской области к ранее внесенным деньгам на строительство танковой колонны «Сибиряк» внесли 19 млн. 773 тыс. рублей. Кроме того, они внесли в фонд помощи освобожденным районам 16 млн. 503 тыс. рублей деньгами и на 81 млн. 737 тыс. рублей облигациями государственных займов. [3; 557]

Опубликовано сообщение о том, что рыбаки и рыбачки Камчатки, Сахалина, Охотска, Приморья и Амура внесли 14 млн. 231 тыс. рублей деньгами и на 8 млн. 62 тыс. рублей облигациями государственных займов на строительство боевой техники для Советской Армии. [3; 557]

 В Белоруссии гитлеровцы начали карательную операцию под кодовым названием "Марабу" против партизан 37-й партизанской бригады в Житковичском, Ленинском и Любанском районах. [1; 312]


Из донесения политотдела 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота об авангардной роли коммунистов и комсомольцев при уничтожении вражеских караванов в период с 19 апреля по 5 мая 1944 г.

17 мая 1944 г.

В результате проведенной работы было обеспечено высокое политико-моральное состояние личного состава, высокая воинская дисциплина, неугасимое стремление личного состава идти в бой. Ярким подтверждением этого является отсутствие нарушений воинской дисциплины среди катерников, боевые дела и проявление при этом героизма.

Командир 5-го отряда торпедных катеров капитан-лейтенант Кудерский Афанасий Иович, член ВКП(б), участник обороны Одессы, Севастополя, боев за Новороссийск, Керчь, дважды орденоносец, руководя катерами в бою, мобилизуя личный состав на героические подвиги, добился образцового выполнения заданий командования. За короткий срок его торпедные катера потопили 3 транспорта общим водоизмещением 10 тыс. т, 2 быстроходных десантных баржи.

Командир 2-го звена 5-го отряда торпедных катеров ст. лейтенант Кананадзе Александр Георгиевич, член ВКП(б), участник боев за Новороссийск, Тамань, Крым, трижды орденоносец. Действуя па коммуникациях противника, его звено потопило 2 транспорта водоизмещением 8 тыс. т.

Командир торпедного катера № 323 ст. лейтенант Рогачевский Георгий, член ВЛКСМ, трижды орденоносец, участник обороны Одессы, Севастополя, боев за Новороссийск, Керчь, активно действуя на коммуникациях противника, потопил транспорт [водоизмещением] 3 тыс. т и 2 быстроходных десантных баржи противника. Вел бой с превосходящими силами врага, дав возможность нашим катерам без потерь и повреждений выйти из атаки.

Мичман Андриади, беспартийный, старшина группы мотористов, участник обороны Севастополя, Кавказа, орденоносец, получив три ранения в этом бою и превозмогая боль, продолжал нести вахту на боевом посту. Он заявил: «Не взять вам нас, фашисты». Затем, устранив повреждение масляной системы охлаждения, запустил мотор, вышедший из строя.

Катерный боцман торпедного катера № 323 Рудаков, коммунист, орденоносец, участник обороны Севастополя, Кавказа, смело и мужественно вел себя в бою с вражескими торпедными катерами. Он метким и интенсивным огнем отбивал атаки 3 катеров противника. Пулей был ранен навылет.

Сознавая, что каждый человек в данный момент решает судьбу катера, не позвал никого не помощь, а спустился в моторный отсек, лег, не издав ни единого стона от страшной боли. В походе умер. Похоронен в г. Ялта со всеми воинскими почестями.

Молодой краснофлотец, катерный боцман Мамросов Петр Михайлович, беспартийный, участник обороны Севастополя, Кавказа, в ночь с 27 на 28 апреля 1944 г. при подходе торпедного катера к мысу Херсонес бдительно нес вахту на боевом посту. Первым обнаружил транспорты противника, идущие из Севастополя. Тогда же доложил командиру звена и встал у торпедных аппаратов. Вражеский транспорт [водоизмещением] 5 тыс. т пошел ко дну.

Старший краснофлотец, моторист торпедного катера СМ-3 Калинько Николай Саввич, кандидат в члены ВКП(б), участник обороны Севастополя и Кавказа, в боях за Крым в тяжелых условиях ввел в действие вышедший из строя мотор, чем дал возможность командиру торпедного катера после торпедной атаки (потоплен транспорт противника [водоизмещением] 2 тыс. т) успешно оторваться от преследования противника и постановкой дымзавесы прикрыть наши торпедные катера.

В бою с превосходящими силами противника торпедный катер № 301 получил до 15 сквозных пробоин, личный состав при этом вел себя героически, мужественно и самоотверженно, ликвидируя повреждения.

Так, в машинном отсеке был пробит расширитель масляного бака правого мотора, перебита масляная магистраль левого мотора, масло быстро вытекало, что грозило выходом из строя моторов. Старшина 1-й статьи Самолетов Иван Степанович, член ВКП(б), в момент, когда жизнь всего катера зависела от работы моторов, зажал руками пробоины в магистрали и держал их при температуре масла 75°. Несмотря на ожоги рук, в течение 15—20 минут сдерживал течь масла, чем обеспечил работу моторов и дал возможность оторваться от противника. Тем временем главный старший моторист Задорожный, член ВКП(б), и краснофлотец моторист Мельников исправили повреждение второго мотора и заделали подводные пробоины.

Начальник политического отдела 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота
капитан 3-го ранга Коновалов

ЦВМА, ф. 2092, оп. 1, д. 256, л. 32—36. Подлинник.

[12; 365-366]