Опубликованы призывы ЦК ВКП(б) к 26-й годовщине Советской Армии. ЦК ВКП(б) призвал советский народ еще больше крепить военно-материальную базу Советской Армии и приблизить тем самым час нашей окончательной победы. ЦК ВКП(б) призвал советских воинов продолжать неустанно совершенствовать свое боевое мастерство, полностью использовать нашу прекрасную боевую технику, не давать врагу передышки, окружать и уничтожать его войска, если они отказываются сложить оружие, партизан и партизанок — усиливать боевую помощь Советской Армии. [3; 516]
Указом Президиума Верховного Совета СССР командующему 2-го Украинского фронта И.С. Коневу присвоено звание Маршала Советского Союза. [1; 295]
Корабли и авиация Северного флота начали вторую комбинированную операцию на коммуникациях противника у побережья Северной Норвегии. [3; 516]
Опубликовано сообщение о том, что донецкие шахтеры собрали на строительство авиаэскадрилий «Освобожденный Донбасс» 18 млн. 500 тыс. рублей. [3; 516]
Опубликовано сообщение о том, что трудящиеся Адыгейской области собрали на строительство боевых самолетов для Советской Армии 2 млн, 300 тыс. рублей. [3; 516]
20 февраля 1944 г.
Эскадрон добровольцев Тувинской Народной Республики прибыл в корпус 2 декабря 1943 г. и был зачислен как боевая единица в состав 31-го гвардейского кавалерийского полка 8-й гвардейской кавалерийской дивизии.
В составе подразделения находилось: офицеров — 8, сержантов — 23, рядовых — 177...
Эскадрон был радушно и тепло встречен командованием дивизии, а затем командованием полка...
С большим желанием, упорством и настойчивостью тувинцы взялись за боевую учебу. За короткий промежуток времени они добились неплохих результатов. Командованием дивизии на имя ЦК партии и председателя Совета Министров ТНР было направлено письмо с выражением благодарности тувинскому народу за воспитание достойных сынов.
Работа, проведенная на основе этого письма, позволила еще более воодушевить бойцов и командиров эскадрона. На собрании личного состава по этому поводу бойцы и офицеры выразили самые горячие симпатии и чувства к братскому русскому народу, заверили командование в своей непреклонной воле и решимости мужественно и храбро биться с врагом в предстоящих боях. «...Мы благодарим русский народ за его исключительно радушный прием, за большое доверие и честь быть зачисленными в состав гвардейской части,— сказал сержант Кетил-Ыл.— Мы будем драться с врагом так, как ваши герои казаки-гвардейцы. Скоро услышат и о наших хороших делах».
Перед началом боевых действий в адрес командования дивизии была получена ответная телеграмма из Тувинской Народной Республики с выражением уверенности, что воины-тувинцы в борьбе с гитлеровцами покажут образцы стойкости, мужества и отваги. Телеграмма была зачитана на митинге и вызвала у бойцов и командиров новый прилив воодушевления.
Примерами мужества, стойкости и отваги заполнен боевой путь тувинцев, которые выдержали жестокую проверку в боях с врагом, оправдав с честью данную своему народу клятву.
В боях за г. Ровно эскадрон тувинцев, невзирая на сильный артиллерийско-минометный огонь противника, в конном строю с криками «ура!» ворвался на железнодорожную станцию и обратил в паническое бегство немцев, чем обеспечил внезапное занятие его нашими частями.
В этом бою парторг эскадрона ст. лейтенант Байсклан с криками «За Родину!» бесстрашно вел свой взвод в атаку и личным героизмом увлекал за собой членов партии и только после того, как вражеская пуля ранила его, он покинул по приказу командира поле боя.
Бойцы взвода гвардии ст. лейтенанта Солак, участвуя в атаке, истребили 65 немецких солдат и офицеров. Тов. Солак действовал со своим взводом смело и дерзко, лично уничтожил 15 гитлеровцев.
Санитарки Сна, Тайлак, Сериль, Ничен, Ама вместе с бойцами находились в боевых порядках эскадрона и под сильным огнем противника оказывали первую помощь раненым и выносили их с поля боя.
Санитарка Сна, будучи сама ранена в бою, отказалась идти в санчасть и продолжала выполнять свои обязанности. Санитарка Ама из своей винтовки в упор расстреляла трех фашистов.
Гвардии красноармеец Шет, ручной пулеметчик, со своим пулеметом все время выдвигался вперед и в упор расстреливал фашистов. Им уничтожено 12 гитлеровцев, 2 станковых пулемета. Будучи ранен, он не ушел с поля боя, ведя наступление с задачей выйти на северную окраину Погорельцы и перерезать дорогу Ровно — Дубно. На этом участке противник оказывал сильное сопротивление, имея в наличии танки и самоходные орудия. Но это не запугало бойцов и командиров тувинского эскадрона. Действуя в тесном взаимодействии с другими эскадронами полка, командир эскадрона гвардии капитан Кече-Оол развернул свой эскадрон и повел в наступление. В этом бою отличился гвардии красноармеец Серен-Дондук, который из ручного пулемета уничтожил 12 гитлеровцев. Серен-Дондук был тяжело ранен, но продолжал выполнять задачу.
Гвардии сержант Пекзы-Хуран зашел в тыл противника и забросал гранатами пулеметный расчет. Весь расчет был уничтожен. Сам Пекзы-Хуран в этом бою погиб смертью храбрых.
Отлично действовал снайпер Телик-Оол. Из своей снайперской винтовки он уничтожил 9 фашистов.
Красноармеец Лама выполнял обязанности связного командира эскадрона. В этом бою он был ранен, но не ушел с поля боя, а заявил: «Не уйду до тех пор, пока я еще хоть сколько-нибудь в состоянии драться с врагом».
В боях особо отличился 3-й взвод гвардии ст. лейтенанта Сата. Личным примером он увлекал весь свой взвод с возгласами: «За Родину! Вперед!». В этом бою он уничтожил до 60 немцев. Сам Сат был ранен, но продолжал наступать. Вторая вражеская пуля сразила храброго командира, и он пал смертью храбрых.
Командир эскадрона гвардии капитан Кече-Оол всегда появлялся там, где угрожала наибольшая опасность. Своим появлением он воодушевлял командиров и бойцов на бесстрашные подвиги и одерживал победу.
Боевые подвиги тувинского эскадрона специальным бюллетнем доведены до всех частей и соединений...
Начальник политического отдела и заместитель командира по политчасти
6-го гвардейского кавалерийского корпуса
гвардии полковник Плантов
ЦАМО СССР, ф. 236, оп. 2675, д. 55, л. 284—286. Подлинник.
[12; 312-314]
20 февраля 1944 г.
В январе немецко-фашистские войска перед 4-м Украинским фронтом, имея сильно укрепленный плацдарм на левобережье р. Днепр в районе южнее г. Никополь, сдерживали наступление наших войск и на отдельных участках в этом районе предпринимали сильные контратаки пехотой при поддержке артиллерии и танков.
На Крымском перешейке противник также в течение всего месяца удерживал прежний рубеж обороны и на отдельных участках переходил в контратаки.
Войска 4-го Украинского фронта, удерживая рубежи обороны и на отдельных участках отражая контратаки вражеских войск, улучшали свои позиции.
Партизанские отряды и группы штаба партизанского движения 4-го Украинского фронта, действующие и ранее действовавшие в оккупированных областях Украины, в особенности в районах: Жаботин, Медведовка, Головковка Кировоградской области и Саврань Одесской области, в январе проводили активную боевую, диверсионную и разведывательную деятельность по уничтожению живой силы и техники врага, всемерно содействовали наступающим частям Красной Армии, активно препятствовали немецким оккупантам в проведении мероприятий по эвакуации местного населения, вывозу награбленных ценностей, уничтожению государственных предприятий, учреждений и населенных пунктов.
В конце декабря 1943 г. и в первых числах января 1944 г. ранее действовавшие партизанские отряды «Москва» и им. Сталина, общей численностью до 1550 человек, в районе Жаботина, Медведовки, Головковки, взаимодействуя с 373-й Миргородской Краснознаменной стрелковой дивизией 52-й армии, проводили активную боевую деятельность по освобождению населенных пунктов: Жаботин, Грушевка, Замятница, Мельники, Головковка, Завадовка, Лопаты, Гречковка, Лубенцы, хутора Шевченко и Петровский, Сулки и с. Деменцы Кировоградской области, в течение нескольких дней участвовали в боях с регулярными частями противника по освобождению вышеперечисленных пунктов и проводили глубокую разведку тылов, оборонительных сооружений противника. Все наиболее ценные данные передавались 4-й гвардейской армии.
В связи с активными боевыми действиями партизанских отрядов и подъемом местного населения на вооруженную борьбу против оккупантов немецко-фашистские карательные отряды и отдельные войсковые части в январе 1944 г. вели активную борьбу с партизанами при поддержке артиллерии, минометов и танков. Тем самым партизанские отряды оттягивали на себя целые части противника, находящиеся вблизи линии фронта.
С 24 по 29 января 1944 г. в районе Савраньского леса (50 км западнее Первомайска) Одесской области карательный отряд противника до 2 тыс. человек окружил Савраньский лес и вел наступление на базу партизанского отряда «Буревестник» (командир Кухаренко) с целью разбить базу и отряд. В результате 5-дневных боев с противником отряд 29 января 1944 г. вышел из окружения, за этот период отрядом уничтожено до 500 солдат и офицеров противника.
С конца декабря 1943 г. до 6 января 1944 г. в лесу Холодный Яр (29—31 км северо-западнее Чигирина) Кировоградской области противник окружил лес, где дислоцировались отряд им. Сталина в количестве 1047 человек (командир Дубовой), отряд «Москва» — до 500 человек (командир Боровиков) и до 10 тыс. мирных жителей. Противник в течение нескольких дней пытался разбить базы отрядов. В результате боя в ночь с 6 на 7 января 1944 г. отряды в полном составе прорвали линию фронта противника между с. Замятница-Деменцы (29—31 км северо-западнее Чигирина), форсировали р. Тясьмин и соединились с передовыми частями Красной Армии. При прорыве и выходе из тыла отрядами было выведено из немецкого рабства до 10 тыс. местных жителей.
Несмотря на все принимаемые немецко-фапшстским командованием меры по борьбе с партизанами и установление жестокого режима в тылу врага, население оккупированных южных областей Украины, воодушевленное успехами Красной Армии и активными боевыми действиями партизанских отрядов, всецело поддерживало партизанское движение...
Представитель Украинского штаба партизанского движения при Военном совете 4-го Украинского фронта
подполковник Герой Советского Союза Бовкун
Начальник оперативного отделения штаба
майор Куприков
Советская Украина в годы Великой Отечественной войны, 1941—1945, т. 3, с. 183—184.
[12; 314-315]