Корабли Черноморского флота потопили 3 транспорта и сторожевой катер противника. [1; 308]
Президиум Верховного Совета СССР принял указы о награждении завода № 29 Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР орденом Трудового Красного Знамени и о награждении работников этого завода за успешное выполнение заданий правительства по серийному производству авиамоторов. [3; 549]
ЦК ВЛКСМ принял Постановление «Об участии комсомольцев и молодежи в благоустройстве городов и рабочих поселков». ЦК ВЛКСМ одобрил инициативу Ленинградской, Горьковской и Курганской городских комсомольских организаций по благоустройству городов и рабочих поселков и обязал ЦК комсомола союзных республик, обкомы, горкомы и райкомы обеспечить широкое привлечение комсомольцев и молодежи к активному самодеятельному участию в работе по благоустройству городов и рабочих поселков. [3; 549]
29 апреля 1944 г.
Совершив 250-километровый марш, 12 апреля бригада заняла оборону в районе Малая Березовица, где находилась всего двое суток. 15 апреля был получен приказ выступить на ликвидацию окруженной группировки фашистов в г. Тернополь.
15 апреля в 7.00. в 7 км западнее г. Тернополь полки бригады с ходу вступили в бой с большими группами вражеской пехоты, шедшей на запад на соединение со своими войсками. Этот бой характерен своей неожиданностью. Когда идущая колонна пехоты противника обстреляла наши машины, батареи сразу развернулись и вступили с ними в бой. Многие бойцы и командиры в этом встречном бою проявили подлинный героизм. Так, боец 330-го полка, член ВКП(б), т. Столяров, увидя подползавших к нашей колонне гитлеровцев, спрыгнул с машины и побежал им навстречу. Ползущий впереди фашист встал, бросил винтовку и поднял вверх руки, за ним другой сделал то я-;е, затем третий и так 12 немецких солдат взял в плен один наш солдат. Офицера, оказавшего сопротивление, он уничтожил.
Боец 330-го полка, кандидат в члены ВКП(б), т. Кузнецов также отважно бросился на группу гитлеровцев в 20 человек, которые рвались к орудиям. Двух фашистов он уничтожил, двух взял в плен, остальные разбежались. Боец член ВКП(б) Бычков лично взял в плен 7 солдат. Командир орудия 1-й батареи 330-го полка член ВКП(б) т. Стародубцев с наводчиком беспартийным т. Немченко и комсомольцем т. Балашевым уничтожили 10 гитлеровцев, а 12 взяли в плен. Кроме того, т. Балашев уничтожил офицера. Расчет командира орудия парторга батареи т. Коваля отбил атаку гитлеровцев численностью 80 человек, уничтожив при этом 20 солдат и взяв в плен 16. Гвардии мл. лейтенант, кандидат в члены ВКП(б) Курселев из личного оружия уничтожил офицера, солдата, 4 взял в плен, кроме того, стреляя из орудия, он уничтожил 20 фашистов.
329-й гвардейский истребительно-противотанковый артиллерийский полк также на марше встретился с группой немецкой пехоты в ЮОО человек, выходившей из окружения в районе г. Тернополя. 3-я и 4-я батареи приняли бой с этой группой, уничтожили при этом 150 солдат и офицеров, 40 взяли в плен, остальные были рассеяны и уничтожались другими частями.
Отважно действовали разведчики 329-го полка. Гвардии старшина Го-ленков, член ВКП(б), ст. сержант Лезин бросились наперерез группе гитлеровцев и огнем автоматов истребили много фашистских солдат, остальных заставили залечь и тем самым обеспечили развертывание батарей в боевой порядок.
В этом встречном бою, который длился около четырех часов, части бригады истребили свыше 300 вражеских солдат и офицеров и до 100 человек взяли в плен. Следует отметить, что немцы поднимали руки без колебаний, они уже видели безвыходность своего положения.
Весь личный состав полков принял встречный бой мужественно, смело, ни одна из батарей не проявила растерянности. Быстро разбили и частично уничтожили вражескую группу и продолжали движение по заданному маршруту.
После ликвидации этой группировки 18 апреля бригада получила приказ войти в подчинение командующего 38-й армией генерал-полковника Москаленко.
Прибыв в район Городенка, все 3 полка бригады заняли оборону на рубеже Тлумач (р. Прут) — Обертин — Герасимов — Незвиско (р. Днестр). Всего бригада заняла оборону на фронте 70 км. Полками были созданы 3 противотанковых опорных пункта, каждый из них протяжением по фронту 2,5—3 км. 328-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк — в районе северо-западнее Коломыи, 329-й полк — Герасимов — Незвиско, 330-й полк — Жабокруки.
На этом участке перед нашим приходом противнику удалось потеснить наши войска... Группы вражеской пехоты при поддержке танков занимали один населенный пункт за другим и продвигались на юго-восток. Бригада имела задачу не допустить продвижения танков и пехоты врага.
Одновременно с оборудованием огневых позиций партийно-политический аппарат, офицеры, агитаторы проводили большую работу по разъяснению всему личному составу обстановки и наших задач. В результате проведенной работы бойцы, сержанты и офицеры хорошо себе представляли, что перед ними стоит трудная, но выполнимая задача. Весь личный состав знал и был твердо убежден, что танки врага не пройдут там, где стоят гвардейцы-истребители Краснознаменной Киевской бригады.
Главный удар танков врага принял на себя 330-й гвардейский Краснознаменный истребительно-противотанковый артиллерийский полк, вооруженный 57-мм пушками ЗИС-2, которым командует гвардии подполковник Еремин, заместитель по политчасти гвардии майор Сосновский.
20 апреля в 13.00. после сильной артиллерийской подготовки из района Трояны вышло 50 немецких танков, в т. ч. 15 «тигров». 27 танков пошли на с. Живачев, а 23 — на рубежи 2-й и 3-й батарей 330-го полка. Одновременно с началом танковой атаки усилился артиллерийский обстрел батарей. Стрелковые подразделения отошли на юг. Расчеты хладнокровно ожидали приближения вражеских танков, ведя непрерывную разведку и наблюдение. Когда танки противника приблизились на 800—900 м, их стали расстреливать точным, прицельным огнем. Орудийные расчеты 20 апреля уничтожили 6 вражеских танков.
Наводчик расчета (командир орудия гвардии сержант Пискулин) гвардии рядовой Петренко поджег 2 танка. Наводчик расчета (командир коммунист т. Касьяненко), комсомолец, т. Канцак поджег 1 танк. Наводчик расчета 5-й батареи (командир орудия, кандидат в члены ВКП(б), т. Ильин), комсомолец, т. Боев поджег 1 танк. Расчет кандидата в члены ВКП (б) гвардии ст. сержанта Старикова поджег 1 танк. В этом бою проявил большое мужество парторг 5-й батареи санинструктор гвардии старшина Шароватов. Он бросился тушить горящую машину, чтобы спасти снаряды. Снаряды были спасены, но в это время осколком был тяжело ранен т. Шароватов, после чего отправлен в госпиталь. Атака танков и пехоты противника была отбита. Фашисты, понеся большие потери в танках и людях, оставшиеся танки и пехоту направили обратно в лощину северо-восточнее Зеленой. Рубеж, занимаемый 2-й и 5-й батареями, был удержан. Батареи всю ночь улучшали свои огневые позиции и вели разведку.
На следующий день 21 апреля до 12.00. противник вел беспрерывный артиллерийский и минометный огонь по 2-й и 5-й батареям, а в 12.00 гитлеровцы из района Зеленой бросили в атаку 35 танков, 15 из них спустились в лощину восточнее Зеленой, а 20 пошли прямо на 2-ю и 5-ю батареи, стоящие на левом фланге полка. Танки шли медленно и вели сильный огонь из пушек и пулеметов. Атака танков сопровождалась сильным артогнем и поддерживалась группами автоматчиков. Таким образом, 2-я и 5-я батареи первыми приняли удар вражеских танков... Когда все орудия этих двух батарей были выведены из строя, орудийные номера, ведя огонь из личного оружия, присоединились к соседней, 4-й батарее того же полка, где продолжали бой. В бой вступила 4-я батарея, на которую шли 15 танков. Семь часов подряд батарея героически сражалась с танками и пехотой противника, одновременно подвергаясь сильному артминометному обстрелу. Из орудий этой батареи было уничтожено 5 танков, кроме того подорван гранатой танк «пантера». Расчет коммуниста Нечаева сжег 3 танка. На подступах к батарее горели танки и валялись трупы вражеских солдат и офицеров. Фашисты в панике начали отступать, бросая раненых и даже исправную технику. Командир взвода 4-й батареи коммунист т. Буслаев вскочил в брошенный немецким экипажем танк «пантера» и привел его на огневую позицию своей батареи. Когда мотор танка заглох, он подорвал «пантеру» противотанковой гранатой.
Через несколько минут вражеские танки атаковали 1-ю и 3-ю батареи. 1-я батарея была хорошо подготовлена к встрече с ними и организованно приступила к истреблению атакующего врага. Расчет т. Распутнева сжег 2 танка, расчет комсомольца т. Шкуркина уничтожил танк «пантеру», и когда фашисты, вылезая из танка, пытались бежать, Шкуркин из ручного пулемета уничтожил их. Пулеметчик 1-й батареи комсомолец Вахтеров в этом бою уничтожил до 30 гитлеровцев. Вместе с 1-й батареей героически отражала атакующего врага и 3-я батарея. Все атаки противника были полностью отбиты. Надо отметить, что противник в течение дня 21 апреля выпустил по боевым порядкам полка около 3 тыс. снарядов. Поставленную задачу полк выполнил с честью. За два дня уничтожил 24 вражеских танка, до 100 гитлеровцев.
24 апреля противник бросил в атаку пехоту. До 70 гитлеровских захватчиков в 5.00. ползли на боевые порядки 1-й и 4-й батарей 330-го полка. Впереди батареи нашей пехоты не было. Наблюдатели этих батарей своевременно заметили приближение немцев. По приказанию командира батареи артиллеристы начали беспощадное истребление автоматчиков противника, стреляя в основном из личного оружия, так как в 4-й батарее было всего одно орудие. Расчет Героя Советского Союза Бородавкина бил по фашистам из пушки картечью и показал высокое мастерство борьбы артиллерии не только с танками, но и с пехотой противника. Гитлеровцы, потеряв половину своего состава, панически отступили. Атака была отбита. Через несколько минут противник, получив подкрепление, пошел в атаку на рубежи 1-й батареи. Нашей пехоты тут также не было. Артиллеристы, ведя уничтожающий огонь из пушек осколочными снарядами, отбили и эту атаку гитлеровских автоматчиков. Особенно отличился в бою расчет коммуниста парторга батареи т. Коваля — наводчик комсомолец Шкуркин и пулеметчик комсомолец Вахтеров. Отличился командир взвода коммунист т. Шикун. Когда парторг батареи т. Шароватов был тяжело ранен, а все пушки разбиты, на батарею снова пошли немецкие танки. Тов. Шикун взял противотанковую гранату и вместе со своими бойцами подорвал головной танк противника, тем самым воодушевил остальных бойцов на отражение танков гранатами. Пример мужества в бою показал командир 1-й батареи коммунист т. Швецов. Он, будучи контуженным, продолжал руководить боем...
Мощный удар танков и пехоты принял на себя 328-й гвардейский Краснознаменный истребительно-противотанковый артиллерийский полк, в частности его 1-я батарея, которой командует гвардии лейтенант член ВКП(б) т. Савицкий. Этой батареей была занята оборона на перекрестке дорог в с. Лесная Слободка, 15 км северо-западнее Коломыи. До этого там оборонялся наш стрелковый батальон, вернее, его остатки — до 100 человек. 20 апреля батарея, прибыв туда, быстро заняла огневые позиции, оборудовала их и внимательно начала вести разведку. С бойцами проведены беседы о важности данного рубежа для удержания г. Коломыя, о том, что любой ценой мы не должны пропустить здесь врага, какие бы он ни прилагал усилия. Командиры взводов, орудий еще раз выверили прицельные линии орудий, провели действие ручного оружия, пулеметов, замаскировались и стали поджидать противника.
В 15.00. 21 апреля боевое охранение пехотного батальона донесло, что по дороге с запада на Лесную Слободку движется большая масса пехоты при поддержке танков. Была послана разведка от батареи, которая подтвердила, что враг действительно приближается. Командир батареи решил как можно дольше не выявлять своей системы обороны, подпустить врага поближе и тогда бить наверняка. Через несколько минут на опушке леса показался немецкий танк «тигр», поворачивая свою башню то вправо, то влево — он искал цель. Командир батареи т. Савицкий приказал лучшему наводчику комсомольцу т. Панову поразить танк одним снарядом, чтобы не дать фашистам заметить орудие. Тов. Панов первым снарядом попал в танк, от второго попадания он загорелся. Другой танк попытался взять на буксир горящую машину. Следующим снарядом Панов поджег и этот танк. Теперь уже горело 2 танка, стоящих рядом. Через минут пять далеко справа на опушке того же леса показался третий танк, его постигла та же участь. Панов поразил его снарядом, и он остановился. Следует отметить, что орудие комсомольца Тишенкова, у которого наводчиком был комсомолец Панов, занимало выгодную позицию: выходящие из леса танки подставляли под удар свои борта. Поэтому другим орудиям в данном случае стрелять было невыгодно. Вот почему все танки было приказано уничтожить расчету, где наводчиком был Панов...
Героически отражал атакующего врага пулеметчик Листовский, который с пулеметом «максим» прикрывал правый фланг батареи. Когда пехота наседала, он не дрогнул, а косил врага своими меткими очередями. Он уничтожил до 100 солдат и офицеров противника.
С наступлением сумерек противник усилил атаки, стараясь любой ценой овладеть огневыми позициями батареи, а вместе с тем перекрестком дорог. Наша пехота, понеся потери, отошла на восточную окраину деревни. Натиск врага сдерживала одна 1-я батарея.
Стемнело. Вражеские автоматчики могли пробраться к орудиям незамеченными. Тогда были выделены из числа наиболее смелых бойцов ракетчики Соколова, которые выдвинулись впереди орудия и ракетами освещали цель — атакующую пехоту, а расчеты тем временем расстреливали их точным огнем.
Весь личный состав 1-й батареи под командованием гвардии лейтенанта Савицкого проявил отвагу и мужество. Бойцы и сержанты показали свое умение пользоваться личным оружием. Так, гвардии сержант Данилин, гвардии рядовой Пушкарев, член ВКП(б), уничтожили по 15 врагов каждый; пулеметчик Листовский уничтожил до 100 солдат и офицеров противника. Батарея в этом бою уничтожила 6 танков, в том числе 2 «тигра», 390 солдат и офицеров противника.
3-я н 4-я батареи 328-го полка также вели бои с танками и пехотой противника. Этими двумя батареями был создан узел сопротивления в с. Тлумач, западнее Коломыи. В 14.00. 22 апреля противник атаковал крупными силами пехоты при поддержке нескольких танков. Батареи мужественно отбивали все атаки врага.
Всего батареями 328-го полка истреблено 20 вражеских танков, из них 8 «тигров», взято в плен 30 солдат и офицеров.
329-й полк бригады занимал оборону на правом фланге на рубеже Герасимов — Незвиско. Правый фланг полка упирался в р. Днестр. 19 апреля, к приходу полка, обстановка осложнилась тем, что наши немногочисленные стрелковые подразделения отошли, и пехота противника продвигалась вперед. Танков противник здесь не применял, но зато наступали большие группы пехоты. В течение 19—24 апреля батареи полка отражали атаки пехоты, при этом уничтожены 1 бронетранспортер с пушкой, 3 повозки с разными грузами, НП, подавлены 1 ПТО, 2 пулеметные точки, рассеяно и частью уничтожено до 2 рот пехоты противника. Всего бригада уничтожила 44 танка врага...
Вся партийно-политическая работа была направлена на примерное выполнение боевого приказа, на популяризацию героизма бойцов и командиров. Об отличившихся в бою через несколько минут знала вся батарея, а через час знал уже весь полк. Так, в 1-й батарее 328-го полка есть наводчик комсомолец Панов, о котором сказано выше,— это настоящий мастер, виртуоз своего дела. В этих боях он уничтожил 4 танка, из них 2 «тигра». На вражеский танк он, как правило, не тратит больше одного снаряда. После каждого, уничтоженного танка агитаторы сообщали об этом во всех расчетах. Это поднимало уверенность и возможность поражать вражеские танки и боевой дух бойцов. Позднее подвиги бойцов и командиров записывались в специальный бюллетень, который распространялся во всех батареях. Этот вид боевой агитации дал хорошие результаты и полностью себя оправдал. В боевой обстановке оперсводки Совинформ-бюро доводились до батарей по радио, телефону, через связных, а там разъяснялись личному составу агитаторами.
Заместитель начальника политического отдела 18-й армии
гвардии подполковник Сазонов
ЦАМО СССР, ф. 236, оп. 2675, д. 122, л. 157—164. Подлинник.
[12; 360-365]