Войска Центрального фронта, ведя напряженные бои, освободили г. Глухов и продолжали развивать наступление на Конотоп. [3; 425]
Советские войска освободили г. Люботин Харьковской области (повторно). [1; 244]
В ходе совместной операции белорусских и украинских партизан были уничтожены вражеские гарнизоны в г.п. Наровля, д. Щекотово и Слобода Мозырского район (Белоруссия). [1; 244]
Опубликовано сообщение о том, что тракторная бригада Дарьи Гармаш из Рыбновской МТС Рязанской области выработала более четырех годовых норм, сэкономила 9500 кг горючего и уже выполнила свои обязательства во Всесоюзном социалистическом соревновании. На митинге, посвященном освобождению Харькова, бригада Д. М. Гармаш обязалась к 25-й годовщине ВЛКСМ дополнительно вспахать 600 га и сэкономить 1200 кг горючего. [3; 425-426]
Государственный Комитет Обороны поставил перед ленинградцами еще одну важную задачу — восстановить на Невском машиностроительном заводе имени В. И. Ленина производство турбомашин.
В городе сегодня разорвались 3 вражеских снаряда.
Чтобы оторваться от преследования карателей, партизанский полк под командованием Н. А. Бредникова (Волховская бригада) неделю бродил по Мшинскому болоту, вокруг которого гитлеровцы устроили засады. Ночью 27 августа партизаны с боем перешли Витебскую железную дорогу неподалеку от станции Чолово. На дневку они расположились в лесу, но вынуждены были снова вступить в бой...
Только сегодня, измотанные тяжелыми переходами и боями, партизаны наконец отдохнули. Коммунисты использовали эту передышку, чтобы обсудить итоги боев и свои ближайшие задачи. [5; 393]
29 августа 1943 г.
За время августовских боев рядовые бойцы и офицерский состав наших частей еще раз показали свою преданность социалистической Родине, свою сплоченность вокруг партии. Многие бойцы и командиры проявили мужество в боях против немецких захватчиков, совершили героические поступки во имя Родины.
Ручной пулеметчик 11-й танковой бригады ст. сержант Макартичан Ганк Саранович, армянин, 16 августа 1943 г. во время атаки переднего края обороны противника в районе с. Голая Долина вел непрерывный огонь по огневым точкам противника. Подавил три пулеметные точки врага, чем обеспечил продвижение роты вперед. Вражеской миной был разбит пулемет. Ст. сержант Макартичан, взяв винтовку у рядового убитого красноармейца, продолжал продвигаться вперед. В с. Голая Долина он увидел, что продвижению нашей пехоты мешает сильный огонь, ведущийся в нескольких метрах от него из пулемета противника. Тов. Макартичан не растерялся, бросился на вражеского пулеметчика и выстрелом из винтовки убил его, забрав пулемет МГ-34, доставил его в свое подразделение. В этом же бою после занятия вражеских траншей т. Макартичану и красноармейцу, члену ВЛКСМ, пулеметчику Бигаеву Залимхану, осетину, была поставлена задача выяснить, чьи танки находятся в саду за с. Голая Долина. Они вдвоем скрытно подкрались к танкам и выяснили, что танки — немецкие, при этом расстреляли трех немецких танкистов, производивших ремонт у одного из танков. Ст. сержант Макартичан награжден орденом Красной Звезды. Красноармеец Бигаев награжден медалью «За отвагу».
Красноармеец, казах, Ильжанов Укот Галеевич, первый номер противотанкового ружья 11-й танковой бригады, при прорыве обороны противника в районе с. Голая Долина 16 августа 1943 г. действовал храбро и умело. На высоте Безымянной оказалась огневая точка противника, мешающая продвижению наших частей. Тов. Ильжанов из ПТР подавил вражескую точку. Он же на окраине с. Краснополье неожиданно встретился с танком противника Т-3 и, не растерявшись, открыл огонь по немецкому танку. Тов. Ильжанов награжден медалью «За отвагу».
Командир взвода противотанковых ружей 11-й танковой бригады лейтенант Саидов Саамадзе Рамазанович, лезгин, член ВКП(б), при прорыве переднего края обороны противника в районе с. Голая Долина 16 августа с возгласами «Вперед за освобождение Советского Донбасса! За освобождение Советской Украины!» поднял свой взвод в атаку на врага. Противник не выдержал натиска и стал отходить. При этом взвод лейтенанта Саидова уничтожил противотанковую пушку противника, три станковых пулемета и несколько ручных пулеметов вместе с их расчетами. Саидов награжден орденом Красной Звезды.
В этой же, 11-й танковой бригаде отличались:
татарин, сержант Кучияров под огнем противника вынес с поля боя 34 тяжело раненных бойца и 5 офицеров. Награжден орденом Красной Звезды;
удмурт, слесарь-механик сержант Тихонов Я. М. под огнем противника отремонтировал 4 подбитых танка. Награжден медалью «За отвагу»;
татарин, пулеметчик Каляев 16 августа уничтожил 20 гитлеровцев. Награжден медалью «За отвагу»;
казах, сержант т. Кайдалеев 7-й стрелковой роты 619-го стрелкового полка 203-й стрелковой дивизии во время наступательных боев 16 августа 1943 г. вел себя бесстрашно, шел все время впереди, личным примером увлекал бойцов за собой, возгласами «За родной Донбасс! За Родину!» подымая наступательный порыв, он первым ворвался в немецкую траншею, забросал фашистов гранатами, убив при этом 4 гитлеровцев. В этом бою он был ранен, но не оставил поля боя — продолжал громить врага. После затишья он сходил в санитарную часть полка, где перевязали его рану, и он снова вернулся в строй — не захотел оторваться от своей роты. Награжден медалью «За отвагу»;
гвардии красноармеец 183-го гвардейского стрелкового полка 60-й гвардейской стрелковой дивизии Пентаев Мурза, казах, за два дня боев вывез с поля боя под огнем противника 50 тяжело раненных бойцов и командиров;
узбек, комсомолец, разведчик управления 2-го дивизионного 132-го гвардейского артиллерийского полка 60-й гвардейской стрелковой дивизии Нигматов Закрим двигался вместе с наступающей пехотой поддерживаемой части, выявлял оживающие огневые точки противника и передавал сведения о них на КП подразделения. При порыве телефонной связи под сильным артиллерийским и минометным огнем протпвника доставлял сведения о противнике лично. За день боя 23 августа, благодаря его отличной работе, уничтожено 10 выявленных им пулеметных точек врага. Награжден медалью «За отвагу».
В деле воспитания наступательного порыва среди бойцов большую роль играет работа агитаторов подразделений по работе среди бойцов. Они личным примером в бою показывают пример, как нужно бить гитлеровцев.
Гвардии сержант Усманов Исмаил, таджик, командир минометного отделения 185-го гвардейского стрелкового полка 60-й гвардейской стрелковой дивизии перед боем был принят кандидатом в члены ВКП(б) непосредственно на огневой позиции. После заседания партбюро он подошел к своему миномету и выпустил по врагу 5 мин, при этом сказал: «Это первые мои выстрелы — как коммуниста». Став коммунистом, т. Усманов за 2 дня боевых действий уничтожил 22 гитлеровца.
В 388-м стрелковом полку 172-й стрелковой дивизии пулеметчик красноармеец-агитатор Юлдашев, комсомолец, узбек, в бою за Моросовку 24 августа 1943 г. был тяжело ранен в руку, но не оставил поля боя, отважно и бесстрашно продолжал разить врага из своего пулемета. Когда вышли патроны, Юлдашев, превозмогая сильную боль ранения, под артиллерийским и минометным огнем немецких бандитов отполз за 400 м в рощу за патронами. Привязал к ноге ящик с пулеметной лентой и волоком потащил к пулемету. Герой-комсомолец, достойный сын узбекского народа еще истребил 6 немцев и оставил поле боя только после категорического приказания командира. Рассказ о подвиге Юлдашева 26 августа 1943 г. передавался через звуковещательную станцию для своих войск.
Красноармеец бронебойщик 610-го стрелкового полка 203-й стрелковой дивизии Ашаров Д., узбек, агитатор взвода, за последние 9 дней боев уничтожил 8 немцев. Он говорил так: «Я крепко бью немцев потому, что я их крепко ненавижу».
Агитатор 3-й стрелковой роты 610-го стрелкового полка 203-й стрелковой дивизии, санинструктор Нурлиев Мусариза, казах, в бою показал себя исключительно смелым, храбрым. 17 августа 1943 г. во время выноса раненых с переднего края, днем, был обстрелян сильным огнем противника. Нурлиев вынес раненых, уложил их в укрытие, а сам взял у одного раненого винтовку, подполз ближе к противнику и меткими выстрелами уничтожил трех гитлеровцев, затем снова продолжал выносить раненых. За 2 дня боя Нурлиев вынес с поля боя 32 раненных бойцов и командиров.
Агитатор, красноармеец 1176-го стрелкового полка 350-й стрелковой дивизии Низамутдинов, узбек, в бою остался один со станковым пулеметом. Весь остальной расчет выбыл из строя. Немцы контратаковали. Они кричали: «рус сдавайся». Низамутдинов не растерялся, он огнем своего пулемета уничтожил более 10 гитлеровцев, остальные разбежались. Тов. Низамутдинов отстоял занятые позиции...
Начальник политического отдела 12-й армии
полковник Скосырев
ЦАМО СССР, ф. 334, оп. 5259, д. 44, л. 402—403. Подлинник.
[12; 176-178]
29 августа 1943 г.
Девять дней продолжаются упорные, кровопролитные бои наших частей с отборными войсками противника: дивизиями «Великая Германия», «Мертвая голова», 7-й танковой дивизии, 10-й механизированной дивизии, 151-м отдельным танковым батальоном. Враг предпринимает десятки контратак пехотой и танками, при поддержке сотен бомбардировщиков. За все эти дни ни одна из наших частей не сделала ни одного шага назад. Наши войска продвинулись до 50 км, освободили 22 населенных пункта, очистили советскую территорию площадью до 50 км2, истребили несколько тысяч солдат и офицеров и нанесли большой урон технике противника.
Эти дни наполнены небывалой героикой. Боевые традиции сталинградцев по массовости героических подвигов, по самоотверженности и находчивости бойцов и офицеров превзойдены в нынешних боях за Советскую Украину.
В ходе боев наступательный порыв усиливается. С каждым днем множатся факты героизма. Сейчас уже становится чуть ли не обычным, когда на поле боя остаются воины, получившие по одному и даже по два ранения.
Раненый красноармеец коммунист Чинчиков (8-я гвардейская дивизия) на предложение командира эвакуироваться в тыл ответил:
— Я коммунист и защищаю дело партии, свободу Родины. Как же я могу уйти с поля боя, если я еще в силах бить врага!
С оторванной рукой пришел на командный пункт батальона гвардии красноармеец Белобородов (7-я гвардейская дивизия):
— Командир роты приказал мне доложить вам обстановку,— обратился окровавленный красноармеец к командиру батальона. И доложил.
Механик-водитель Люпманов (3-й гвардейский танковый корпус) получил в этих боях три ранения. Несколько раз командир батальона предлагал Люпманову отправиться в госпиталь. Люпманов, перевязав свою рану, снова сел в танк. «За свою кровь и кровь моих павших друзей я еще здорово разделаюсь с фашистскими сволочами»,— заявил он на митинге, состоявшемся по случаю объявления батальону балгодарности командира корпуса.
Пулеметный расчет (2-я гвардейская мотострелковая бригада) гвардии серятанта Кондратьева и красноармейца Хомлякова оказался отрезанным от своих частей. Сохранив полное спокойствие, гвардейцы, пропустив над собой вражеские танки, открыли губительный огонь по идущим вслед за танками вражеским автоматчикам. Более суток пробыли отважные пулеметчики в тылу, истребив несколько десятков фашистов. Затем они вместе с пулеметом вернулись невредимыми в свою часть...
В критическую минуту боя за Ивановку и Чемодановку фашисты установили на фланге два мощных орудия и стали расстреливать боевые порядки полка. Боеприпасы у полка были на исходе. Артиллерия не могла поддержать полк. Тов. Протопопов организовал боевую группу из бойцов и командиров, подкрался с этой группой к вражеским пушкам. Налет был произведен внезапно и дерзко. Расчет противника был уничтожен, пушки захвачены. По приказанию т. Протопопова начался обстрел противника из его же орудия и его же снарядами. Враг, который начал контратаковать наши подразделения, дрогнул и, неся большие потери, побежал. Полк получил возможность развить наступление.
Через некоторое время, отражая контратаки врага, т. Протопопов оказался окруженным несколькими гитлеровцами. Группа вражеских автоматчиков пыталась захватить его в плен. Герой не растерялся. Метким выстрелом из личного оружия Протопопов убил двух фашистов, остальные разбежались.
После того, как из строя выбыли командир батальона и его заместитель по политчасти, Протопопов взял на себя командование батальоном и повел его на дальнейшее выполнение задач. Руководя батальоном, парторг Протопопов проявил высокую военную грамотность, бесстрашие и мужество. Будучи восемь раз раненным, т. Протопопов не оставил поля боя до полного выполнения боевой задачи...
Свое умение обеспечить авангардную роль в бою и высокий наступательный порыв бойцов показали и ротные партийные организации.
Парторг т. Карпенков (29-й гвардейский стрелковый полк) собрал перед боем коммунистов своей роты и довел до них боевые задачи. Коммунисты получили поручения. Тем из них, которые раньше участвовали в боях, было поручено рассказать бойцам, как следует себя вести во время налетов авиации противника, об эффективных мерах борьбы с танками. Так, коммунист Уточкин, выполняя партпоручение, рассказал бойцам о том, что рота, в которой он находился под Сталинградом, не понесла почти никаких потерь от бомбежки вражеской авиации, ибо бойцы хорошо окапывались.
Партийные поручения на дни боя получают коммунисты и комсомольцы почти всех подразделений. Самыми характерными поручениями являются: подъем в атаку, провозглашение лозунгов, призывов, проведение политинформации, шефство над молодыми, необстрелянными красноармейцами.
Коммунисты и комсомольцы в ходе боев принимают активнейшее участие в агитационной работе. В эти дни большая агитационная работа была проведена в подразделениях в связи с приказом Верховного Главнокомандующего об освобождении Харькова и листовкой — обращением Военного совета Армии в связи с нашим наступлением. Везде с огромным подъемом и воодушевлением прошли митинги.
Агитация в дни боев — исключительно конкретна и целеустремленна. Главное внимание уделяется популяризации отличившихся. Этой цели подчинены все средства: заполнение и передача по цепи листовки «Слава героям», передача о героических подвигах через окопные звуковые установки, боевые листки, армейская и дивизионные газеты.
Комсомолец, гвардии сержант Алипов (25-й гвардейский стрелковый полк) выпустил на узбекском языке боевую листовку, в которой он призвал воинов узбеков смело и решительно действовать в бою. Эта листовка была зачитана бойцам узбекам всего батальона. Сам т. Алипов в бою показал образцы храбрости и отваги. Им было уничтожено 5 гитлеровцев. Об этом факте в тот же день стало известно всем бойцам узбекам.
На беседах, которые проводились агитаторами подразделений 2-го стрелкового батальона 22-го гвардейского стрелкового полка, рассказывалось о подвиге пулеметчика Иванова. Иванов ночью пробрался в расположение противника и захватил в плен четырех солдат врага.
О силе и действенности правдивого слова агитатора в бою можно судить по следующему эпизоду.
Одна из батарей истребительного противотанкового артиллерийского полка (3-й гвардейский танковый корпус) оказалась отрезанной противником от нашей пехоты. Многочисленный отряд немецкой пехоты приближался к батарее. В это время раздался знакомый твердый и спокойный голос парторга батареи гвардии красноармейца Шадаева:
— Выход один — уничтожить этих фашистов. Снарядов для этого у нас достаточно.
Командир батареи отдал команду. Все заняли свои места. Началась упорная битва. Фашистские автоматчики несколько раз вплотную подходили к батарее и несколько раз откатывались назад. Огонь велся прямой наводкой. Десятки фашистов были уничтожены. Остальные отступили. Батарея, полностью сохранив свои пушки, соединилась с нашей пехотой.
Дни боев знаменательны небывалой тягой в ряды партии: за 9 дней боевых действий в партийные организации 7-й гвардейской дивизии поступило 1500, в 3-й гвардейский танковый корпус — свыше тысячи заявлений с просьбой о приеме в ряды партии (до боевых действий такое количество заявлений поступало за месяц). За один только день боев в парторганизации 68-й гвардейской стрелковой дивизии поступило 464 заявления о приеме в партию. Во всех соединениях принимаются меры по быстрому оформлению приема в партию отличившихся воинов. Партийными и комсомольскими документами дивизии обеспечены в достаточном количестве.
В соединениях принимаются меры по быстрой замене выбывших парторгов батальонов и рот за счет подготовленных заранее внештатных заместителей...
Начальник политического отдела 4-й гвардейской армии
гвардии полковник подпись
ЦАМО СССР, ф. 203, оп. 2847, д. 52, л. 49—56. Подлинник.
[12; 178-180]