16

4 мая 1942 года - 317 день войны

 СНК СССР принял постановление "Об увеличении добычи угля на Урале в 1942 году". [1; 139]

 Опубликовано сообщение о том, что бригада знатного сталевара Уралмашзавода Д.Д. Сидоровского 1 мая сварила плавку за 5 час. 10 мин. вместо 9 час. по норме и обеспечила рекордный съем стали с квадратного метра пода печи— 17,2 т. [3; 185]

 Опубликовано сообщение о том, что бригада кузнеца Саратовского завода имени Ленина т. Куренкова в феврале перевыполнила месячное задание почти в 5 раз, в марте — в 5,5 раза. В предмайском соревновании бригада стала бригадой шестисотников. К 1 мая бригада выполнила свое задание за весь 1942 г. [3; 185]


Хроника блокадного Ленинграда

В Ленинграде вновь открылись двери школ. Занятия, начавшиеся осенью сорок первого года, зимой из-за холода и голода прекратились в большинстве школ. Лишь в 39 школах они продолжались всю зиму. Посещали их около 2000 ребят. Кое-где младшие школьники занимались в бомбоубежищах. А сегодня в городе открылось 137 школ, и за парты село 63 719 учащихся. Физически дети очень слабы. В связи с этим в младших классах будет только три урока, в старших — не больше пяти.

В школах организовано трехразовое питание. Наиболее слабые ребята будут получать усиленное питание. А таких немало. В 369-й школе Московского района при первом медицинском осмотре оказалось, что 96 процентов детей страдают дистрофией и цингой.

Ребятишки, пришедшие на первые занятия, порядком озябли. Совсем не по-майски похолодало. После апрельского тепла температура упала сегодня до трех с половиной градусов ниже нуля.

Делегация партизан и колхозников, доставившая в Ленинград обоз с продовольствием, возвратилась в Партизанский край. Словно бы салютуя им, в ночь на 4 мая отряды двух бригад на северо-западной границе Партизанского края нанесли удар по фашистским частям, расположенным в деревнях Дорошкино, Заполье, Рыси и Дегтярево. Противник понес значительные потери.

Ленинградка Е. Ф. Гапеева отметила сегодня в своем дневнике счастливое событие — за праздничные туфли ей дали на рынке 3 кило хлеба: «Таким образом, туфли пошли за 1200 рублей». [5; 182]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 4 мая

В течение ночи на 4 мая на фронте ничего существенного не произошло.

* * *

Наши части, действующие на отдельных участках Ленинградского фронта, за три дня боевых действий уничтожили до 2.000 солдат и офицеров противника.

* * *

Бойцы части, где командиром тов. Морозов (Северо-Западный фронт), преодолевая упорное сопротивление противника, продвинулись вперёд и заняли важные коммуникации. На другом участке наша часть нанесла врагу стремительный удар. Немцы отступили, оставив на поле боя 300 трупов.

* * *

Одиннадцать советских разведчиков под командованием старшего лейтенанта Дорохова пробыли четыре дня в тылу немецких войск. За это время они провели несколько смелых операций и уничтожили 30 немецких солдат и офицеров. Во время одной из операций разведчики сожгли немецкий самолёт.

* * *

Пулемётчик Тетерин, охраняя подступы к переднему краю обороны, заметил, что к нему приближаются 30 немецких автоматчиков. Близко подпустив немцев, Тетерин открыл огонь из пулемёта и уничтожил 18 гитлеровцев. Остальные разбежались.

* * *

Снайпер Иван Изегов за два месяца уничтожил 134 гитлеровца.

* * *

Ниже публикуются выдержки из дневника убитого командира 10 роты 81 полка 15 немецкой пехотной дивизии лейтенанта Гейнца Бетмана:

«3 апреля. Русские обстреливают нас из орудий. Много тяжело раненных.

4 апреля. Лейтенант фон Франенберг ранен.

6 апреля. Потери батальона: 46 убитыми, 80 ранеными, один пропал без вести.

9 апреля. Непрерывные атаки русских. Мы отступаем. Моя рота потеряла убитыми 25 человек. Другие роты тоже понесли тяжёлые потери.

16 апреля. Смена позиции. Взяли в плен нескольких русских солдат. Всех расстреляли.

18 апреля. Захватили в плен раненого русского старшего лейтенанта. Расстреляли.

19 апреля. Ввиду больших потерь 10 и 11 роты сведены в одну роту. Меня назначили командиром этой роты. Наш батальон снова ввели в бой. Ему приказано окружить прорвавшуюся вперёд группу противника. Но мы сами попали в окружение. Вышли с большими потерями».

* * *

Наши бойцы, освободившие от немецко-фашистских захватчиков деревню Гусево, Ленинградской области, обнаружили 17 изуродованных трупов красноармейцев. Очевидцы — местные жители — рассказали, что гитлеровцы долго пытали взятых в плен красноармейцев, а затем умертвили их.

* * *

На одном из заводов в г. Франкфурте (Германия) покончили жизнь самоубийством 4 рабочих-чеха. Они не выдержали бесчеловечных издевательств, которым подвергаются иностранные рабочие со стороны гитлеровцев. Это не первый случай, когда доведённые до отчаяния иностранные рабочие, отбывающие каторгу на германских предприятиях, кончают жизнь самоубийством.

* * *

Партизанские отряды в Югославии окружили одну пехотную часть итальянских оккупантов и в течение двух дней наносили ей непрерывные удары. Партизаны истребили свыше 200 итальянских солдат и офицеров и захватили пленных. У противника захвачены тяжёлые и ручные пулемёты, 300 винтовок, обмундирование и другое военное имущество.

Вечернее сообщение 4 мая

В течение 4 мая на некоторых участках фронта наши войска вели наступательные бои и улучшили свои позиции.

За 3 мая уничтожено 12 немецких самолётов. Наши потери — 8 самолётов.

* * *

За 3 мая частями нашей авиации уничтожено или повреждено 42 немецких автомашины с войсками и грузами, 5 полевых и зенитных орудий, 9 миномётов, 13 зенитно-пулемётных точек, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.

За истекшую неделю с 26 апреля по 2 мая немецкая авиация потеряла 264 самолёта. Наши потери за этот же период — 71 самолёт.

* * *

Наши части, действующие на отдельных участках Ленинградского фронта, разрушили 10 вражеских ДЗОТов, 2 наблюдательных пункта, уничтожили 2 полевых орудия, бронемашину, 5 станковых пулемётов, 2 миномёта, взорвали 2 склада с боеприпасами и склад с горючим. На поле боя осталось 1.100 трупов солдат и офицеров противника.

* * *

Противник атаковал населённый пункт Д. (Калининский фронт). Наши бойцы контрударом отбросили немцев. Захвачены трофеи: 4 орудия, 7 автомашин и 20 винтовок. Уничтожено свыше 100 гитлеровцев. Несколько десятков немецких солдат добровольно перешли на нашу сторону и сдались в плен.

* * *

Артиллеристы гвардейской части под командованием тов. Ланового уничтожили немецкий танк, 12 пулемётов, 3 миномёта и 17 блиндажей. Артиллеристы-гвардейцы рассеяли и частично уничтожили свыше батальона пехоты противника.

* * *

Снайперы наших частей, обороняющих Севастополь, за день уничтожили 173 солдата и офицера противника.

* * *

Партизанский отряд «Лазо», действующий в одном из районов Смоленской области, за последние три недели боёв нанёс серьёзный урон немецко-фашистским оккупантам. Партизаны совершили несколько налётов на подразделения немецких войск и истребили свыше 600 гитлеровцев. 89 немецких солдат взяты в плен. Отважные советские патриоты уничтожили 15 автомашин с пехотой и военным грузами, взорвали 2 моста, вещевой склад и склад с боеприпасами. Разгромив охрану немецкого обоза, партизаны захватили 60 подвод, гружённых пулемётами, винтовками, пистолетами и патронами, и 300 комплектов обмундирования.

* * *

Пленный ефрейтор 9 роты 524 полка 297 немецкой пехотной дивизии австриец Иосиф Ланц рассказал: «До февраля я находился в Австрии. Фашисты поработили наш народ. Многие австрийцы, выражавшие недовольство гитлеровским режимом, бесследно исчезли. Несмотря на свирепый террор, активность антифашистов с каждым днём возрастает. На предприятиях Вены распространяется большое количество листовок, призывающих свергнуть Гитлера и кончить войну. Кто и когда разбрасывает листовки — ни полиции, ни многочисленным шпионам не удалось обнаружить. С фронта непрерывно приходят поезда с ранеными и нескончаемый поток извещений об убитых. Это ещё более накаляет атмосферу».

* * *

Жители ныне освобождённой от немцев деревни Горки, Калининской области, рассказывают о чудовищных зверствах и издевательствах гитлеровцев над мирным советским населением. Немцы выгнали колхозницу Иванову Марию с грудным ребёнком из её дома и сами поселились в нём. Однажды вечером Иванова пришла в свой дом, чтобы согреть простуженного ребёнка. Фашистские изверги выбросили ребёнка на улицу в снег. Мать стала протестовать; тогда гитлеровские палачи на глазах у неё убили ребёнка.

[22; 266-267]