Войска Юго-Западного фронта с боями отошли на восточный берег р. Оскол, где организовали оборону и отразили попытки противника захватить плацдарм на его восточном берегу. [3; 212]
Лидер «Ташкент» доставил в Севастополь боеприпасы, продовольствие и медикаменты. В обратный рейс на борт корабля были приняты раненые и эвакуируемые (2100 человек). В то же время на корабль было принято демонтированное полотно Севастопольской панорамы («Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»), представляющее выдающееся произведение искусства. После выхода в море он был обнаружен вражеской авиацией и в течение четырех часов подвергался атакам 86 самолетов, сбросивших несколько сот бомб. Артиллерийским огнем лидер сбил два вражеских самолета, однако противник продолжал атаки. От близких разрывов бомб корабль получил несколько пробоин, но благодаря высокому мужеству, самоотверженности экипажа и мастерству в управлении кораблем лидер благополучно прибыл на базу. [3; 212]
Группа партизан Пинского отряда под руководством Н. Т. Шиша напала на баржу на Днепро-Бугском канале. В ожесточенном трехчасовом бою была сожжена баржа, уничтожено 14 фашистов, захвачены 2 станковых и 1 ручной пулеметы и другое вооружение. [3; 212]
Волховский мост — самое уязвимое звено во всей цепи снабжения Ленинграда. Недаром гитлеровцы уже не раз предпринимали попытки разбомбить его. Но налет, совершенный на эту цель сегодня утром, был наиболее массированным.
Тремя группами с разных сторон устремилось сюда 56 бомбардировщиков, летевших в сопровождении 12 истребителей.
Навстречу «юнкерсам» поднялись летчики трех наших истребительных полков — 154, 158 и 159-го. Они не только сорвали прицельное бомбометание, но и сбили 16 фашистских самолетов, в том числе 11 бомбардировщиков. Наши потери — 1 самолет. Пилот этого самолета старший лейтенант Георгий Мармузов спасся, выпрыгнув с парашютом из объятой пламенем машины.
Спустя несколько часов к мосту пытался пробиться вражеский воздушный разведчик. Однако взлетевший по тревоге майор Петр Пилютов сбил его. Всего, таким образом, за попытку разбомбить Волховский мост и сфотографировать результаты налета противник заплатил семнадцатью своими самолетами. А мост остался цел.
Почти в то же самое время, когда шел тяжелый воздушный бой за Волховский мост, начался артиллерийский обстрел Ленинграда. В городе разорвалось свыше 100 снарядов. Пострадало более 50 человек.
Вражеские обстрелы стали для Ленинграда настолько будничным явлением, что из-за них не отменяются мероприятия, которые можно было бы провести, когда станет тихо. Но кто знает, скоро ли наступит тишина и сколько она продлится? Именно поэтому в Институте языка и мышления Академии наук СССР не стали переносить назначенный на сегодня доклад профессора Б. А. Кржевского об очередных задачах изучения испанского языка. В Ботаническом институте Академии наук СССР тоже все шло по плану — обсуждалась диссертация старшего научного сотрудника Н. И. Васильевского. Решено присудить ему ученую степень доктора биологических наук. [5; 206]
В течение ночи на 26 июня на Харьковском и Севастопольском направлениях наши войска вели бои с противником.
На других участках фронта существенных изменений не произошло.
* * *
Доблестные защитники Севастополя, бойцы Приморской армии и краснофлотцы Черноморского флота, самоотверженно отбивают атаки немецко-фашистских войск. Артиллеристы батареи старшего лейтенанта Воробьёва за последние дни отравили свыше 30 атак превосходящих сил противника, уничтожив при этом до 500 немецких солдат и офицеров. Ценою больших потерь врагу удалось прорваться к батарее и окружить её. Тогда артиллеристы вызвали на себя огонь соседних батарей и сами корректировали их стрельбу. Прорвавшиеся гитлеровцы были уничтожены. Старшина тов. Малофеев с двумя краснофлотцами подполз к немецкому танку и взорвал его противотанковыми гранатами. Противник занял одну из наших траншей. Бойцы подразделения, где командиром старший лейтенант Кузнецов, смелой контратакой выбили немцев из траншеи и уничтожили более 100 гитлеровцев.
* * *
Наша разведка установила, что на одном аэродроме сосредоточилась большая группа немецких бомбардировщиков. К аэродрому противника немедленно вылетели истребители под командованием тт. Мазуркевича и Салова и штурмовики под командованием тт. Сашихина и Чечикова. Несмотря на сильный зенитный огонь, наши штурмовики и истребители сожгли 22 и повредили не менее 20 немецких самолётов. Старшие лейтенанты Решетников, Сапогов и Попов сбили три бомбардировщика противника, пытавшиеся подняться в воздух. Наши лётчики потерь не имели.
* * *
На одном из участков Брянского фронта бойцы нашей части под командованием тов. Анашкина отбили у немцев укреплённую высоту. Противник отошёл, оставив на поле боя свыше 450 убитых и раненых солдат и офицеров.
* * *
Огнём нашей артиллерии на отдельных участках Западного фронта разрушено 5 ДЗОТов и блиндажей, уничтожено 5 пулемётов, 3 трактора-тягача и до 200 немецких солдат и офицеров.
* * *
Снайперы тт. Галушкин, Ивакин и Шматков в течение дня истребили 10 гитлеровцев.
* * *
Отряд ленинградских партизан под командованием тов. X. в течение нескольких дней вёл борьбу с карательным отрядом немецких оккупантов. Заманив противника в леса и болота, партизаны уничтожили 80 немецких солдат и офицеров. Другой партизанский отряд под командованием тов. Б. пустил под откос воинский железнодорожный эшелон противника. В результате крушения погибло 250 гитлеровцев.
* * *
Сдавшийся в плен солдат 267 немецкого запасного артдивизиона Гейнц К. рассказал: «Война многим солдатам опротивела. Этим объясняется падение дисциплины и роют дезертирства. В середине мая военно-полевой суд приговорил к расстрелу солдат Пауля Ритгера, Фрица Гарре, Рудольфа Новака, Альфреда Томачека и других. Все они дезертировали с фронта, но были пойманы. Значительная часть солдат не верит ни одному слову Геббельса и немецкого радио. Солдат нашего дивизиона Фриц Шиллер недавно пустил в ход шутку: «Немецкий мальчик обращается к отцу с просьбой: «Папа, включи радио, я хочу послушать сказки верховного командования». Шиллер поплатился за свою смелость. 13 июня он был приговорён к пяти годам тюремного заключения».
* * *
Пленный солдат 11 роты 226 полка 79 немецкой пехотной дивизии Франц Кратке заявил: «Я могу подтвердить, что немецкие военные власти жестоко расправляются с мирными жителями оккупированных советских районов. В гор. Гайвороне, Одесской области, гестаповцы издевались над беззащитными женщинами. Мне точно известно, что они за короткий срок в этом небольшом городке казнили 85 человек».
* * *
Как сообщают, по распоряжению гестапо в центральную тюрьму в Софии посажено много немецких солдат за то, что они открыто высказывались против войны.
В течение 26 июня на Харьковском направлении наши войска вели бои с наступающими войсками противника.
На Севастопольском участке фронта наши части отбили несколько атак противника.
На других участках фронта никаких изменений не произошло.
* * *
За 25 июня частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 89 немецких танков и бронемашин, 200 автомашин с войсками и грузами, 20 повозок с боеприпасами, подавлен огонь 12 батарей зенитной и полевой артиллерии, взорвано 6 складов с боеприпасами и автоцистерна с горючим, разбит железнодорожный состав, рассеяно и частью уничтожено до трёх батальонов пехоты противника.
* * *
В ночь на 26 июня 14 немецких бомбардировщиков попытались совершить налёт на один объект, расположенный на дальних подступах к Москве. Наши зенитчики открыли интенсивный огонь по врагу, а наши истребители атаковали вражеские самолёты в воздухе. Бой длился недолго: 6 немецких самолётов «Юнкерс-88» один за другим были сбиты, остальные повернули назад. Наши самолёты потерь не имели. Объект не пострадал.
* * *
На Харьковском направлении немецкое командование для поддержки своей пехоты вводит в бой значительное число танков и авиации. Наши войска самоотверженно отбивают атаки противника. В результате упорных боёв некоторые населённые пункты по нескольку раз переходят из рук в руки. Наши бойцы наносят противнику огромные потери в людях и технике. Пять немецких танков приблизились к ДЗОТам, где находились бойцы лейтенанта Жданова. Головной немецкий танк подорвался на минах. Следовавшие за ним машины красноармейцы забросали гранатами и бутылками с горючей смесью. Три немецких танка были подбиты и сожжены. На другом участке красноармейцы тт. Корякин, Шенда, Соловьёв, Стругов и Ефимович во главе с лейтенантом Квятковским уничтожили 6 немецких танков. На одном из участков бойцы гвардейской части отбили три ожесточённые атаки гитлеровцев и уничтожили до 2.000 немецких солдат и офицеров, 60 автомашин, 90 подвод с грузами и 4 танка противника.
* * *
Пехота противника атаковала позицию, которую занимает рота лейтенанта Поликарпова (Брянский фронт). Немцам удалось прорваться через передний край обороны. Тогда наши бойцы ответили штыковым ударом и в рукопашной схватке уничтожили 150 гитлеровцев. Захвачены пленные.
* * *
Наша артиллерийская часть (Юго-Западный фронт) огневым налётом уничтожила 4 орудия противника, 25 подвод с военными грузами и до батальона немецкой пехоты.
* * *
Выполняя боевое задание, лётчики истребители Ильин, Мальченко, Корчемак и Роев встретились с 7 «Мессертмиттами». В завязавшемся воздушном бою т.т. Ильин и Мальченко сбили по одному самолёту противника. Кроме того, один «Мессершмитт» был сбит в групповом бою. Потеряв три самолёта, немецкие лётчики уклонились от дальнейшего боя.
* * *
Белорусские партизаны ведут успешную борьбу против немецко-фашистских оккупантов. Отряд партизан под командованием тов. М. ночью напал на гарнизон противника и уничтожил 58 гитлеровцев. Захвачено 2 пулемёта и 30 винтовок. Партизаны из отряда товарища X. организовали крушение немецкого эшелона с войсками и боеприпасами. Через несколько дней, как только немцы исправили путь, советские патриоты пустили под откос ещё один железнодорожный состав противника.
* * *
Пленный солдат 10 роты 436 полка 132 немецкой пехотной дивизии Фердинанд Ингер рассказал: «До наступления на Севастополь 10 рота насчитывала 140 человек. В первый же день боёв она потеряла убитыми и ранеными 75 солдат. Другие роты пострадали ещё больше. Уцелевшие солдаты настроены очень мрачно. Все ходят, как обречённые: они понимают, что если не сегодня, так завтра их настигнет смерть».
* * *
За последний месяц в г. Милан (Италия) вернулось 50 итальянцев, посланных в своё время на работу в Германию. Им удалось бежать с гитлеровской каторги. Пробравшиеся на родину итальянцы рассказывают, что иностранные рабочие, занятые в германской промышленности, поставлены в невыносимые условия. Немцы обращаются с ними, как со скотом. Сотни людей ежедневно умирают от голода и непосильного труда. В связи с тем, что рассказы рабочих вызвали сильное возбуждение населения, фашистские власти отдали приказ арестовать всех итальянцев, бежавших из Германии.
[22; 373-375]