Продолжались оборонительные бои войск Брянского и Юго-Западного фронтов на воронежском направлении. Противнику удалось прорвать нашу оборону на фронте от Дросково до Купянска, углубиться на 150—170 км, выйти на Дон в районе Воронежа и южнее, а после поворота главных сил на юг глубоко обойти правый фланг войск Юго-Западного фронта. [3; 217]
Резервы Ставки Верховного Главнокомандования, переданные Брянскому фронту, нанесли контрудар по воронежской группировке противника в районе Тербуны и вынудили немецко-фашистское командование часть сил своей главной группировки повернуть на северо-восток. [3; 217]
Подводная лодка Северного флота «К-21» под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина, находившаяся на позиции у побережья Северной Норвегии, атаковала немецкий линейный корабль «Тирпиц» и нанесла ему повреждения. [3; 217]
Центральный штаб партизанского движения отдал приказ Ленинградскому штабу об усилении боевой деятельности партизан в полосах Северо-Западного, Волховского и Ленинградского фронтов, о расширении своего влияния в глубоком тылу врага и оказании помощи латвийским, эстонским и карельским партизанам. [3; 217]
ГКО принял постановление о производстве танков Т-34 на Кировском заводе. [1; 151]
Военный совет Ленинградского фронта принял постановление «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду». За этим коротким названием — широкая программа, предусматривающая завершение работ по превращению Ленинграда в военный город. Решено эвакуировать еще 300 тысяч человек, оставив в нем только 800 тысяч жителей. На них и лягут все нелегкие заботы по обслуживанию промышленности, выпускающей вооружение, боеприпасы и снаряжение для Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Топливно-энергетическая промышленность, транспорт, оборонительные работы, удовлетворение нужд МПВО и противопожарной охраны, наконец, промышленность, выпускающая продукцию для нужд населения и городского хозяйства,— все это также ложится на плечи ленинградцев, остающихся в блокированном городе.
Постановлением Военного совета фронта от 5 июля предусмотрена эвакуация не только населения, но и заводского оборудования. Признано необходимым оставить в Ленинграде 172 действующих промышленных предприятия и ряд предприятий промкооперации. Все остальное должно быть временно законсервировано или вывезено в глубь страны.
У девятнадцатилетнего снайпера Ивана Королева сегодня знаменательный день. Во-первых, исполнился год, как он, ленинградский повар, ушел в народное ополчение. Во-вторых, к этому дню он уничтожил 120 гитлеровцев. В-третьих, 5 июля Иван Королев награжден орденом Красного Знамени.
Первыми тепло поздравили снайпера фронтовые друзья, которые с его помощью овладели мастерством меткой стрельбы. Некоторые из них уже добились немалых боевых успехов. Красноармеец Алмаметов, например, уничтожил 54 гитлеровца, старший сержант Смирнов — 51, красноармейцы Марков и Михальков — по 47.
Три дня назад морской обозреватель одной из шведских газет писал: «Никто не ожидал, что русский флот в Балтийском море сможет перенести зиму 1941/42 г. Наблюдатели полагали, что русский флот в Балтийском море будет иметь очень мало возможностей использовать Балтийское море из-за больших плотных минных полей, созданных немцами и финнами...» В заключение обозреватель признал, что «наступательный дух советского подводного флота сейчас выше, чем прошлым летом» и что коммуникации гитлеровцев в Балтийском море подвергаются огромной опасности.
Сегодня подводная лодка Щ-320 под командованием капитана 3-го ранга И. М. Вишневского весьма убедительно подтвердила выводы шведского обозревателя. Неподалеку от косы Курише Нерунг Щ-320 потопила вражеский транспорт. После этого лодка подверглась длительному преследованию и многочисленным атакам, во время которых на нее было сброшено около 100 глубинных бомб. К счастью, ни одна из них не причинила Щ-320 никакого вреда.
В Ленинграде сегодня разорвалось 140 снарядов противника. [5; 210-211]