Войска Волховского фронта, введенные в прорыв в районе Любино Поле и Мостки, успешно развивая наступление в направлении на Любань, овладели населенным пунктом Красная Горка. [3; 156]
Опубликовано сообщение о том, что призыв янги-юльских колхозников об усилении помощи семьям бойцов Советской Армии нашел широкий отклик среди трудящихся Узбекистана. В ответ на обращение янгиюльцев колхозники Кассанского района, Бухарской области, выделили в фонд помощи семьям бойцов 53 головы скота, 78 ц зерна, 22 500 рублей наличными деньгами. [3; 156]
В газете "Красная звезда" опубликовано сообщение: за последний месяц железнодорожники передали в качестве подарков фронтовикам 47 поездов-бань. [1; 123]
Опубликовано сообщение о том, что в течение двух месяцев после освобождения Тихвина от немецких захватчиков восстановлено около 300 зданий, налажена связь, пущена в эксплуатацию телефонная станция, начал работать радиотрансляционный узел. Учреждения и предприятия получили на днях электрический свет. Приступил к работе райпромкомбинат. Развернул заготовку древесины леспромхоз. Работают больница, амбулатория и аптека. В ближайшее время вступят в строй еще две больницы, откроются ясли, подготовлены здания для двух вновь открываемых детских домов и др. [3; 156]
Войска Волховского фронта, прорвав еще 12 февраля оборону противника в районе населенных пунктов Любино Поле и Мостки, 19 февраля овладели деревней Красная Горка (в 15 километрах от Любани). Над фашистскими войсками, осаждающими Ленинград, нависла угроза с тыла.
19 февраля, после значительного перерыва, к городу пытались прорваться вражеские бомбардировщики. Воздушная тревога была объявлена в 19 часов 58 минут. Однако уже через 27 минут последовал отбой. Фашистские бомбардировщики не смогли пробиться к городу.
А вот на станции Жихарево, через которую идут грузы для Ленинграда, отбить воздушный налет не удалось, и станция подверглась жестокой бомбардировке. Шесть солдат из 6-го рабочего батальона погибло. Многие ранены.
Обстрел Ленинграда продолжался недолго. Гитлеровцы выпустили по городу 41 снаряд. 15 из них разорвалось на Кировском заводе. Правда, обошлось без жертв. В городе при обстреле погиб один человек — известный ученый, профессор, заведующий кафедрой металловедения Ленинградского политехнического института Михаил Григорьевич Окнов.
Бойцы созданного на Петроградской стороне бытового отряда обходят квартиры. В отрядной книге учета сделаны следующие записи:
«19.2.42 г. Пионерская ул., 6/16, кв. 38. Афонина. Трое детей. Сама больна. Очень грязно, нужно убрать в комнате».
В графе «Выполнение» записано: «Убрали в комнате, принесли воды, истопили печь. Исполнили Гордеева, Кудряшова, Зайцева».
«19.2.42 г. Гатчинская ул., 14, кв. 5. Зелис. Просит заказать ему горячие обеды и дать ордер на дрова».
В графе «Выполнение» помечено: «Приняли заявку на горячие обеды. Дали ордер на дрова и доставили их на квартиру».
Отряд отремонтировал помещение столовой. Ученики ремесленного училища № 53 изготовили на заводе «Вулкан» котелки с плотно закрывающимися крышками. Девушки из бытового отряда разносят в этих котелках горячие обеды больным.
19 февраля специальным эшелоном из Москвы на станцию Войбокало прибыли автомашины, предназначенные для перевозки угля с восточного берега Ладожского озера на западный. Колонна в 100 машин была сформирована столичными автомобилистами за двое суток. На подходе автомобили из Ярославля и Горького. Они тоже будут перевозить уголь для Ленинграда. [5; 144-145]
В течение ночи на 19 февраля наши войска продолжали вести активные боевые действия против немецко-фашистских войск.
* * *
На одном из участков Западного фронта наши бойцы, продвигаясь вперёд, уничтожили два немецких танка, одно орудие и захватили несколько блиндажей и траншей противника. Враг потерял убитыми 150 солдат и офицеров. На другом участке фронта наша стрелковая часть, отразив несколько ожесточённых контратак противника, перешла в наступление и овладела двумя населёнными пунктами. На поле боя осталось до 200 трупов вражеских солдат и офицеров.
* * *
Восемь наших разведчиков проникли ночью в тыл противника и, сняв двух немецких часовых, взорвали блиндаж, в котором находилось 20 вражеских солдат. Из соседнего блиндажа выскочила группа немецких солдат, по которым разведчики открыли огонь из пулемёта и автоматов. Только отдельным гитлеровцам удалось спастись. Остальные были уничтожены. Разведчики, захватив трофеи, возвратились в свою часть.
* * *
Сержант тов. Сульжененко за последние дни обнаружил и обезвредил свыше 100 немецких противопехотных и противотанковых мин.
* * *
За две недели боевых действий в тылу противника ленинградские партизаны, по неполным сведениям, уничтожили 45 немецких офицеров и 650 солдат, один танк, 93 автомашины с грузом, 2 орудия, 28 повозок, взорвали 15 мостов и несколько складов с боеприпасами, повредили ряд линий полевой телефонной связи.
* * *
Обер-ефрейтор санитар 7 роты 53 полка 14 моторизованной дивизии Карл Коккер рассказал: «Боевой дух немецких войск резко упал. Все видят, что наши дела теперь плохи. Всё чаще слышатся разговоры о том, что война с Россией — дело безнадёжное, а потому каждый должен спасать свою шкуру, как умеет. 25 января нашей роте было приказано во что бы то ни стало удержать блиндажи в лесу, однако солдаты стали поспешно уходить, как только увидели, что русские наступают».
Отступая из деревни Овинпше, Осташевского района, фашисты расстреляли 75-летнего колхозника Герасима Васильевича Фадеева за то, что он носил красноармейскую гимнастёрку. Двух раненых красноармейцев гитлеровские бандиты облили бензином и заживо сожгли.
* * *
Трудящиеся Армении отправили на днях очередной эшелон с подарками для Красной Армии. В числе подарков: пять тонн сыра, тонна сливочного масла, пять тонн сушёных фруктов, 10 бочек вина и коньяка, много табаку и больше 8.000 индивидуальных посылок. Эшелон сопровождает делегация колхозников Армении во главе со старым партизаном тов. Галумян. За несколько дней трудящиеся Армении отправили в Красную Армию 24.850 посылок.
В течение 19 февраля наши войска вели наступательные бои и заняли несколько населённых пунктов. На некоторых участках фронта противник переходил в контратаки, которые нашими войсками были отбиты с большими для немцев потерями.
За 18 февраля уничтожено 16 немецких самолётов. Наши потери — 8 самолётов.
За 19 февраля под Москвой сбито 3 немецких самолёта.
* * *
За 18 февраля частями нашей авиации уничтожено и повреждено 14 немецких танков, более 570 автомашин с войсками и грузами, 320 повозок с боеприпасами и войсками, 38 орудий, 9 зенитно-пулемётных точек, 31 миномёт, разбито 66 железнодорожных вагонов, подожжено 7 железнодорожных эшелонов, взорвано 5 складов с боеприпасами и горючим, рассеяно и частично уничтожено до 6 батальонов пехоты противника.
* * *
Стрелковая часть под командованием тов. Галата за последние недели боёв с противником захватила 7 немецких танков, 26 орудий различных калибров, 1,2 зенитно-пулемётных установок, 14 пулемётов, 5 миномётов, 51 автомашину, 22 мотоцикла, 6 радиостанций, 25 лошадей, 57 повозок и другое военное имущество. Противник потерял свыше 2.500 солдат и офицеров.
* * *
Подразделение советских танков, действуя совместно с частью, где командиром тов. Тарасов, выбило немцев из нескольких населённых пунктов. Захвачены трофеи. .Противник потерял убитыми до 500 солдат и офицеров. На другом участке часть под командованием тов. Ягодина захватила 15 немецких пулемётов, 2 орудия и 145 винтовок. На поле боя осталось 200 вражеских трупов.
* * *
Лейтенант Минаев с группой разведчиков незаметно подполз к вражескому ДЗОТу и забросал его гранатами. Под обломками ДЗОТа погибло 12 гитлеровцев.
* * *
Группа украинских партизан под командованием тов. М. взорвала дом, в котором находился штаб немецкой части, и уничтожила до 10 офицеров и солдат. Партизаны захватили и доставили командованию Красной Армии много важных оперативных документов. Другая группа партизан под руководством тов. О. пустила под откос поезд с немецкими солдатами.
* * *
Наши части захватили приказ командира второго батальона 222 немецкого пехотного полка Шефенберга. В этом приказе говорится: «За последнее время в батальоне угрожающе возросло число солдат, нарушивших устав внутренней службы и совершивших кражи у своих товарищей... Исходя из огромного значения дисциплины, особенно во время войны, я требую от господ командиров рот предотвратить повторение подобных случаев».
Известно, что немецкое командование всячески воспитывало у своих солдат воровские, мародёрские навыки, развивало у них чувство личной заинтересованности в войне. Теперь, как видно из приведённого выше приказа, гитлеровцы пожинают плоды своей бандитской политики. Немецкие солдаты стали тащить и грабить всё, что попадётся под руку. Они обворовывают даже друг друга. Шефенберг, пытаясь обуздать своих вконец распоясавшихся бандитов, поставил перед командирами рот невыполнимую задачу. Никакие приказы не спасут гитлеровскую банду грабителей от полного разложения и гибели.
* * *
В селе Великая Камышеваха, Харьковской области, немцы сожгли школу, сельский клуб, здание сельского совета, аптеку и 15 домов колхозников. Немецко-фашистские захватчики дочиста ограбили всех жителей села. За малейшее сопротивление они беспощадно избивали и расстреливали стариков, детей и женщин.
* * *
Коллектив Явеньтского лесопункта треста «Вологдолес» собственными средствами механизировал выработку лыж. Производство лыж для Красной Армии коллектив лесопункта увеличил в девять раз.
[22; 113-114]