Главком Юго-Западного направления поставил перед войсками Юго-Западного и Южного фронтов задачи нанести два охватывающих удара, окружить и разгромить харьковскую группировку противника, овладеть Харьковом и создать условия для освобождения Донбасса. [1; 133]
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственной пошлине». Государственная пошлина должна была взиматься как с граждан, так и с предприятий, учреждений и организаций. Государственная пошлина поступала в местный бюджет. [3; 175]
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О местных налогах и сборах». На основании этого указа городские и районные Советы депутатов трудящихся получали право взимать налог со строений; земельную ренту; сбор с владельцев транспортных средств; сбор с владельцев скота; разовый сбор на колхозных рынках. [3; 175]
Решающие бои еще впереди, но оборона врага расшатывается изо дня в день. И хотя успехи войск Ленинградского фронта довольно скромны, противник несет немалые потери. За последние 10 дней (с 1 по 10 апреля) нашими войсками уничтожено около 80 вражеских самолетов, десятки орудий и минометов, свыше 50 автомашин. Что же касается трофеев, то они подсчитаны с абсолютной точностью: у противника захвачено 8 танков, 23 орудия, 43 миномета, 177 пулеметов, 170 автоматов, 855 винтовок, 2 склада с боеприпасами, 3 вещевых и продовольственных склада.
Один из важнейших вопросов, обсуждавшихся сегодня на заседании бюро горкома партии, касался работы предприятий общественного питания. В осажденном городе это дело особой важности, и рассматривается оно на бюро горкома не впервые. Работа столовых заметно улучшилась. Но и в постановлении, принятом 10 апреля, перечислено немало недостатков, которые в ближайшее время должны быть устранены. [5; 168]
В течение ночи на 10 апреля на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.
* * *
Несколько дней тому назад на одном из участков Северо-Западного фронта немцы пытались контратаковать наши части. Немецкое командование бросило в бой резервы, недавно прибывшие из глубокого тыла. В результате упорной борьбы контрнаступление немцев было сорвано. Только на небольшом участке фронта противник потерял 4.470 солдат и офицеров. Понеся огромные потери в живой силе и технике, гитлеровцы вынуждены были перейти к обороне.
* * *
Наши части, действующие на одном из участков Калининского фронта, заняли сильно укреплённый немцами населённый пункт. На улицах села гитлеровцы оставили 850 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Захвачены трофеи и пленные.
* * *
Пытаясь вернуть потерянные накануне позиции, противник на одном из участков Южного фронта перешёл в контратаку. Советские бойцы встретили гитлеровцев артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём. Враг отступил, оставив на поле боя сотни трупов. На другом участке одна наша часть уничтожила 3 танка и свыше 300 немецких солдат и офицеров.
* * *
Эскадрилья советских самолётов под командованием капитана Торопуева совершила успешный ночной налёт на вражеский аэродром. Лётчики уничтожили 10 немецких самолётов и 11 самолётам нанесли повреждения.
* * *
Партизанский отряд во главе с тов. Б., оперирующий в тылу немецких войск на Западном фронте, минировал железнодорожный путь и пустил под откос немецкий воинский эшелон. Убито и ранено свыше 150 гитлеровцев. В соседнем районе партизаны взорвали большой железнодорожный мост и организовали крушение немецкого поезда с боеприпасами.
* * *
Пленный солдат 10 роты 303 полка 162 немецкой пехотной дивизии Вальтер Платте рассказал: «На мне надеты валенки, снятые с русского пленного, а телогрейка, снятая с убитого русского солдата. В начале зимы нам объявили приказ Гитлера о том, что каждый солдат сам обязан обеспечить себя тёплым обмундированием и обувью. Солдат, который не экипирует себя и обморозит ноги или руки, должен рассматриваться как членовредитель и подлежит преданию военному суду. Другой приказ Гитлера прямо предписывал отбирать у пленных всё тёплое обмундирование. В полку очень много больных цингой и другими болезнями. Того, кто обращается в санитарный пункт, считают симулянтом. Ему говорят, что он не хочет воевать и защищать честь Германии».
* * *
У немецкого солдата Герда Адлера найдено письмо от родителей, в котором они пишут: «Мы очень огорчены, что ты попал на Восточный фронт. Ты ведь ещё такой молодой... В случае нападения противника прячься в канаву или куда-нибудь ещё... Постарайся устроиться посыльным в штаб. Избегай передовых позиций».
В течение 10 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.
По уточнённым данным, за 8 апреля уничтожено не 25, как об этом сообщались ранее, а 30 немецких самолётов.
За 9 апреля сбито в воздушных боях 9 немецких самолётов. Наши потери — 5 самолётов.
* * *
За 9 апреля частями нашей авиации уничтожено или повреждено 4 немецких танка, 40 автомашин с пехотой и грузами, 25 полевых и зенитных орудий, 12 миномётов, 18 зенитно-пулемётных точек, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до 6 рот пехоты противника.
* * *
Наши части, действующие на одном из участков Брянского фронта, заняли два населённых пункта. На улицах сёл немцы оставили свыше 100 трупов, 3 орудия и 17 ящиков с минами.
* * *
На одном из участков Западного фронта наши бойцы за один день захватили 30 немецких блиндажей, 1 орудие и 8 пулемётов. Немцы понесли большие потеря в живой силе. На другом участке фронта, стремясь вернуть накануне занятый нашей частью населённый пункт, гитлеровцы при поддержке танков трижды пытались контратаковать наши позиции. Огнём артиллерии и пулемётов противник был отброшен, оставив на поле боя несколько сот трупов.
* * *
Рота, где командиром младший лейтенант Черепанов, выбила гитлеровцев из 30 ДЗОТов и уничтожила 67 немецких солдат и 3 офицеров. Бойцы роты захватили орудие, несколько десятков винтовок, 10.000 патронов и радиостанцию.
* * *
Смело громят гитлеровских захватчиков партизанские отряды, действующие в Брянских лесах. За несколько месяцев бойцы партизанских отрядов уничтожили 4.273 гитлеровских солдата и 257 офицеров. 163 немецких солдата и 23 офицера захвачены в плен. Гранатами и бутылками с горючей жидкостью партизаны уничтожили на аэродромах 19 немецких самолётов, сожгли 38 танков, подбили 19 бронемашин, взорвали бронепоезд, 365 автомашин, 8 складов с боеприпасами и различным снаряжением, 13 цистерн с горючим, 88 мостов, пустили под откос 19 воинских эшелонов. Захвачены трофеи: 16 автомашин, 706 винтовок, 57 пулемётов, 43 автомата, 9 орудий, 8 миномётов и 5 радиостанций.
* * *
Ниже публикуются выдержки из дневника, найденного у убитого на Южном фронте немецкого обер-ефрейтора фон Шторена:
«5 января. Краков. Занятия с пулемётом. Маршевая группа за Лембергом подверглась нападению партизан.
10 января. Отъезд из Тарнополя. По дороге очень много немецких могил.
12 января. Прибыли в Умань. В городе безлюдно. Уже 3 дня без питания. Проклинаем всё.
13 января. В Кировограде. На улицах никого не видать. Разместились в пустом заводе.
29 января. Днепропетровск. Вся колонна опять перепуталась... Многие заболели и слегли. В городе кладбище павших солдат 60 дивизии. Неисчислимое количество могил. На днях здесь судили группу солдат за бегство с поля боя.
9 февраля. Прибыли, наконец, в дивизию. Участники последних боёв рассказали, что наша дивизия понесла ужасные потери.
17 февраля. Днём показываться нельзя. На высоте лежат русские снайперы. В полдень к нам приходит полковник Драбе, обросший и постаревший. Он говорит: «Мы окружены, пункт необходимо удержать любой ценой».
24 марта. В 2 часа 30 минут тревога. Русская артиллерия угощает нас... Кажется, сейчас остановится земной шар: такое убийственное переживание... В батальоне очень большие потери. Полка уже фактически нет. Многих, многих знакомых уже не стало».
* * *
Голод, перебои с доставкой сырья и большой недостаток квалифицированных рабочих на предприятиях Германии приводят к непрерывному сокращению выпуска продукции. На металлургическом заводе близ Нюрнберга в марте производительность труда по сравнению с февралём упала на 16 процентов. Резко выросло число несчастных случаев. Так, в феврале было 12 случаев со смертельным исходом. Более 50 рабочих за это же время получили тяжёлые увечья. В связи с многочисленными актами саботажа в цехах установлены посты штурмовиков.
* * *
Немцы уже несколько раз назначали сроки для сдачи оружия, находящегося у населения Франции. Французские патриоты не только не выполняют этих приказов, но и усиливают борьбу с оккупантами. В Эпиле (департамент Сены) недавно произошло крушение поезда с военными материалами. В Бресте взорван дом, где помещались немецкие солдаты. В Нанте подожжён на улице грузовик с военным грузом и убит один немецкий офицер. Рабочие главных мастерских в Льевене объявили забастовку и заставили немцев освободить 80 арестованных рабочих. Крестьяне многих департаментов активно выступают против реквизиций продовольствия. Гитлеровцы, используя полицию и предателей, производят многочисленные аресты. Однако это приводит к прямо противоположным результатам. На борьбу с немецкими поработителями поднимаются всё новые и новые отряды французских патриотов.
[22; 219-221]