Принято положение о Всеславянском комитете в составе 6 секций: русской (А.Н. Толстой), украинской (А.Е. Корнейчук), белорусской (Якуб Колас), польской (В, Василевская), чешской (З. Неедлы), южнославянской (Б. Масларич). [1; 132]
Опубликовано обращение к славянским народам участников второго Всеславянского митинга, призывающее все славянские народы подняться на народную освободительную войну. [3; 173]
В ночь на 6 апреля 44-й бомбардировочный полк нанес удар по аэродрому, на котором базировались фашистские бомбардировщики, совершавшие налеты на Ленинград. Плотная облачность помогла нашим летчикам скрытно подойти к аэродрому врага и нанести внезапный удар. На стоянках возникли пожары, и последующим группам наших бомбардировщиков было совсем просто выходить на цель. При нанесении этого ночного удара особенно отличились экипажи В.Н. Гречишкина, И.Ф. Кованева, Н.В. Кузнецова, И.К. Лымарева и Г.Е. Петросяна.
Подсчитать в темноте, сколько сгорело самолетов противника, разумеется, не удалось. Но сплошной огонь и сполохи взрывов свидетельствовали о том, что урон врагу нанесен немалый. Зарево пожара было видно за 30 километров.
Артиллерийские обстрелы продолжаются. Сегодня гитлеровцы выпустили по городу 216 снарядов, от которых пострадали 38 человек.
6 апреля — последний день более или менее нормальной эксплуатации ледовой дороги. И хотя существует приказ об использовании льда до последней возможности, всему есть предел. Работать на трассе становится до крайности тяжело и рискованно. [5; 166-167]
В течение ночи на 6 апреля на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.
* * *
Наша часть под командованием тов. Архипова (Калининский фронт), преодолевая оборонительные укрепления противника, захватила у немцев 4 орудия, 7 пулемётов, 1.660 снарядов, 432 противогаза и другое вооружение. На другом участке фронта одна наша кавалерийская часть, продолжая успешно отражать контратаки врага, за один день уничтожила 780 немецких солдат и офицеров и 6 танков.
* * *
На одном из участков Северо-Западного фронта немцы бросили в контратаку пехотную часть, поддержанную танками. Наши артиллеристы обрушили на врага шквальный огонь. Огнём наших батарей подбито 5 немецких танков, рассеяно и частью уничтожен батальон немецкой пехоты.
* * *
Советские лётчики-истребители тт. Соколов, Красиков, Семёнов и Шеремет встретили в воздухе 11 немецких истребителей. Несмотря на численное превосходство противника, наши лётчики атаковали вражеские самолёты и сбили 4 машины. Остальные немецкие самолёты вышли из боя. Все наши истребители благополучно вернулись на свой аэродром.
* * *
Экипаж танка под командованием лейтенанта Крещеновекого участвовал в 60 боях против немецко-фашистских захватчиков. Огнём и гусеницами отважные танкисты уничтожили 51 немецкое противотанковое орудие, 4 миномётных батареи, 3 тяжёлых орудия, 7 лёгких и 5 средних танков и до батальона немецких солдат.
* * *
Партизанский отряд тов. З., действующий в тылу немецких войск на Калининском фронте, перерезав важную дорогу, выбил немецкие гарнизоны из пяти населённых пунктов и закрепился в них. Все попытки гитлеровцев вновь захватить эти деревни не увенчались успехом.
* * *
Захваченный в плен ефрейтор 2 эскадрона разведотряда 257 немецкой пехотной дивизии Альберт Арндт рассказал: «Наш эскадрон почти полностью уничтожен. В нём было 140 солдат. К 10 марта в эскадроне осталось всего 6 человек. Настроение у солдат угнетённое. Они хотят скорейшего окончания войны».
* * *
У немецкого солдата Готфрида найдено письмо от жены из Мариенвейера. В письме говорится: «Невозможно больше переносить тяготы войны. Заботы и горе совсем убивают. Ганс не пишет уже с 8 декабря... Ты, бедный Готфрид, ноги обморозил, и к тому же ещё ревматизм. С больными ногами тебе нельзя больше воевать. Тебя должны сменить. Это ведь несправедливо. Или уже дошло до того, что всем надо умереть? Прямо ужасно!.. По соседству с нами находится лазарет, в котором лежат солдаты с обмороженными конечностями, чего только там не увидишь!.. Это ужасно!.. Лучше не вдумываться в создавшееся положение, иначе сойдёшь с ума».
В течение 6 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.
За 5 апреля сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах противника 119 немецких самолётов. Наши потери — 17 самолётов.
* * *
За 5 апреля частями нашей авиации уничтожено или повреждено 2 немецких танка, 50 автомашин с войсками и грузами, 30 подвод с боеприпасами, 2 автоцистерны с горючим, 16 полевых и зенитных орудий, 2 прожектора, разрушено 12 железнодорожных вагонов, сбит аэростат наблюдения, взорвано 2 склада с боеприпасами и 1 склад с горючим, рассеяно и частью уничтожено до 3 рот пехоты противника.
* * *
За истекшую педелю с 29 марта по 4 апреля немецкая авиация потеряла 296 самолётов. Наши потери за этот же период — 67 самолётов.
* * *
Гвардейская часть, где командиром тов. Березин (Калининский фронт), освободила от немцев 7 населённых пунктов и захватила 3 орудия, 2 миномёта и 300 снарядов. В тылу у врага взорван склад с боеприпасами. На другом участке часть под командованием тов. Мищенко за два дня уничтожила около 100 гитлеровцев, разрушила 6 ДЗОТов и 9 огневых точек. Ружейно-пулемётным огнём бойцы части сбили 2 самолёта «Ю-88». Экипажи самолётов в количестве 10 человек взяты в плен.
* * *
На отдельных участках Ленинградского фронта продолжаются упорные бои с противником. Части Красной Армии за два дня уничтожили 2.300 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи: 14 станковых пулемётов, 26 запасных стволов к пулемётам, 3 миномёта, 15 автоматов, 154 винтовки, 53.200 винтовочных патронов, 550 снарядов, 500 мин и столько же ракет, радиостанция, свыше 100 противогазов и другое вооружение.
* * *
Наша гвардейская часть, действующая на Западном фронте, обороняя занятый накануне рубеж, отбила контратаку противника. Гитлеровцы потеряли убитыми и ранеными до 300 солдат и офицеров. Уничтожено 5 немецких танков и 7 пулемётов. На другом участке фронта за один день наша стрелковая часть уничтожила до 350 гитлеровцев и захватила миномёт, 5 автоматов, 50 винтовок, 400 гранат, 900 мин и 22.000 патронов.
* * *
Успешно действует в оккупированных районах Смоленской области партизанский отряд товарища С. За несколько дней бойцы отряда провели следующие боевые операции: в деревне Д. партизаны уничтожили трёх немецких солдат, грабивших население. Недалеко от этой же деревни бойцы отряда организовали засаду. Вскоре появилась немецкая колонна в количестве 400 человек. Огнём из пулемётов советские патриоты истребили 56 немецко-фашистских оккупантов. На следующий день разведка донесла, что к деревне X. приближаются 40 немцев. Зайдя во фланг гитлеровцам, партизаны открыли огонь. Убито 20 вражеских солдат. Удачную операцию партизаны провели на днях у другой деревни, куда направлялся отряд немцев численностью до 600 штыков. В результате короткой схватки партизаны уничтожили 67 немецких солдат. За 5 дней захвачено у врага 9 пулемётов, 3 автомата, 48 винтовок, 7 пистолетов, 5 биноклей, 10.000 винтовочных патронов.
* * *
Немецкий солдат Эрнст Вач попал на советско-германский фронт совсем недавно. В письме к жене и сыну он рассказывает о пережитом: «До Смоленска доехали поездом. Отсюда мы отправились на линию фронта. 10 дней маршировали. Хлеб весь вышел. Начали голодать, подвоза нет никакого... Русские лётчики и партизаны то и дело нападали на нас, причиняя потери. Партизаны находятся в лесах или в деревнях, расположенных в стороне от дорог. Партизанят все: мужчины, женщины и юноши. От рук партизан уже пало много наших солдат. На одиннадцатый день мы достигли линии фронта. За последние 5 дней мы не видели ни кусочка хлеба. Голодных, нас бросили в бой. Результат боя — наша рота потеряла 65 человек. Мы хотели продвинуться вперёд, но русские отбили все наши атаки, и мы опять отступили. Русский солдат храбрый и смелый... Вчера русские окружили наш 404 полк. Мы находимся от него на расстоянии 4 километров. Что будет с нами?! В пятницу нам выдали маленький кусочек хлеба на 4 дня, по многие солдаты съели его за 10 минут»,
* * *
Немецко-фашистские изверги при отступлении сравняли с землёй деревню Пинашено, Смоленской области. Все жители деревни, в том числе и дети, сожжены.
* * *
На одном из военных заводов в районе Хемница (Германия) за последнее время значительно возросло количество актов саботажа. Только за февраль на заводе произошло 179 различных поломок машин, в результате которых отдельные цехи резко сократили выпуск продукции. Производительность труда упала по сравнению с январём на 21 процент. В первых числах марта полиция по требованию дирекции произвела среди иностранных рабочих многочисленные аресты. В ответ на это на заводе вспыхнула забастовка. Гитлеровцы были вынуждены освободить всех арестованных.
[22; 211-213]