Войска Карельского фронта остановили наступление финских войск, закрепившись на позициях Карельского укрепленного района, оборудованного по линии старой госграницы. [3; 58]
Войска 22-й армии Западного фронта, вышедшие из окружения в районе Великих Лук, остановили наступление противника западнее Андреаполь и лесах севернее города. [3; 58]
По предварительным данным Народного Комиссариата финансов СССР, в фонд обороны поступило 343 млн. 300 тыс. рублей деньгами, 500 г платины, 21,3 кг золота, 1076,5 кг серебра, на 11971 руб. иностранной валюты по курсовой стоимости. Из колхозной деревни в фонд обороты поступило 5987 т зерна, 118 532 т сена, 1078 т скота и птицы, 533 т молока и молочных продуктов и большое количество других сельскохозяйственных продуктов. [3; 58]
1 сентября не открылись двери ленинградских школ. Многие из них заняты госпиталями, воинскими частями. Школьники старших классов работают на строительстве оборонительных укреплений. Кстати, только на строительстве красносельского сектора обороны сегодня работало 75 тысяч ленинградцев. На рубеже Павловск — Колпино — 50 тысяч. На строительство укреплений в самом Ленинграде вышло около 40 тысяч человек.
Занятия в высших учебных заведениях города начались. Студенты третьего курса филологического факультета Ленинградского государственного университета слушали лекцию академика И.И. Мещанинова «Новое в учении о языке». Член-корреспондент Академии наук СССР профессор Н.К. Пиксанов начал читать курс лекций по истории русской литературы. Студенты биологического факультета, ряда групп исторического и химического факультетов университета, работавшие с первых дней войны на заводах и фабриках, пришли на занятия после дневной смены.
А неподалеку от Ленинграда идут тяжелые бои. Шесть раз бойцы 2-й отдельной бригады морской пехоты атаковали захваченное гитлеровцами Копорье. Прикрывая войска 23-й армии, занимавшие в этот день позиции в укреплениях старой советско-финляндской границы, открыли огонь по врагу дальнобойные орудия Кронштадта.
Началось формирование еще двух дивизий народного ополчения, предназначенных для внутренней обороны города. Одна из них формируется в Октябрьском районе, другая — в Дзержинском и Куйбышевском. [5; 49-50]
В ночь на 1 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
* * *
На Энском участке Северного фронта против советского полка враг бросил немецкую дивизию «СС» и белофинскую бригаду. Красноармейцы мужественно оборонялись и срывали все планы немецкого командования. Вскоре к нашему полку присоединилась ещё одна часть. Сопротивление советских войск усилилось. Отчаявшись сломить оборону в прямом бою, фашисты решили обойти наши части. По болотам и лесным чащам в наш тыл пробрался полк белофиннов и перерезал шоссейную дорогу. Фашисты рассчитывали, что таким путём вызовут панику и смятение среди наших бойцов. Но расчёты врага не оправдались: красноармейцы, организовав круговую оборону, отбили все атаки противника. В это время к месту боя подошли наши подкрепления. Бойцы подразделения т. Дричкина прямо с марша вступили в бой и в ожесточённой схватке опрокинули противника. Сильно потрёпанный финский полк был прижат к озеру. Во фланг ему зашли бойцы подразделения командира Евсеева. Финны сами теперь оказались в кольце.
Решительной атакой советских войск белофинский полк был добит. Из 2.000 фашистских солдат, пробравшихся в наш тыл, ушло из окружения не больше 600 человек. Захвачено и уничтожено 40 ручных и станковых пулемётов, много миномётов, винтовок н другого военного снаряжения. По показаниям пленного капрала Харламо Юго Вилго, «из строя выбыли почти все командиры рот. Во многих отделениях осталось два — три солдата из двенадцати».
* * *
Партизанские отряды не дают покоя немецко-белофинским войскам, захватившим отдельные районы Карело-Финской республики. Фашистское командование бросило значительные силы для борьбы против партизан, усилило охрану дорог, мостов и складов, но неустрашимые партизаны нащупывают слабые места врага и наносят ему серьёзные удары. В деревне К. расположился небольшой белофинский гарнизон. Партизанский отряд под командованием тов. Л. ночью окружил белофиннов и внезапно напал на них. Партизаны убили 20 вражеских солдат, уничтожили продовольственный склад, захватили 2 пулемёта и несколько десятков винтовок.
Партизанский отряд под командованием тов. М. получил сведения, что противник собирается подвести мотомехчасти к району Н. Группа партизан в короткий срок преодолела большое расстояние и, придя раньше финнов, взорвала мост, лежавший на пути передвижения войск противника. Вражеские танки остановились. Другая группа партизан этого отряда уничтожила во многих местах телеграфную линию и минировала дороги.
В районе П. партизаны подожгли лес, по которому двигались вражеские части. Огонь преградил фашистам путь вперёд. Они кинулись назад, но и здесь вдоль дороги горел лес. Фашисты понесли большие потери. Партизаны не знают страха в борьбе против фашистских бандитов. Выполняя боевой приказ командира, партизан тов. Зернов неожиданно натолкнулся на группу белофиннов. Не растерявшись, смелый партизан бросил в белофиннов две гранаты. Четыре вражеских солдата было убито. Тов. Зернов добрался до реки, переплыл её и благополучно вернулся в отряд.
* * *
Сотни тысяч раненых немецких солдат и офицеров переполнили все больницы и госпитали в Германии, Австрии, Чехословакии и Польше. На днях фашистское командование приказало использовать под госпитали все бельгийские больницы. Тысячи тяжело больных бельгийцев, находившихся в городских больницах Брюсселя, Антверпена. Льежа, Гента и других городов Бельгии, изгоняются гестаповцами из больниц. Кроме того, фашисты реквизируют сотни частных домов и квартир. В реквизированных домах открываются госпитали для фашистского командного состава. В Бельгии в ближайшие дни ожидается новая партия раненых немецких солдат в 40.000 человек.
* * *
Немецкие фашисты продолжают зверские расправы над французскими патриотами. В Страсбурге, по специальному приказу Гитлера, заключены в тюрьму 18 католических священников. В числе арестованных за антифашистские выступления аббаты Эбер и Нинк. В департаменте Мозель только за последние дни отправлены в концентрационные лагеря 60 священников. В Париже ежедневно вспыхивают стихийные демонстрации протеста против фашистских поработителей. Тысячи парижанок участвовали в одной из таких демонстраций, происходившей на улице Рокет. В кинотеатре города Мелен все зрители демонстративно покинули свои места, когда на экране появились первые кадры очередной фашистской кинохроники. Гестаповцы загнали публику обратно в зрительный зал. На другой день немецкий комендант Мелена запретил французам появляться на улицах после 9 часов вечера. В пригороде Парижа Курбвуа патриоты сожгли завод, выполнявший немецкие заказы. В департаменте Сены и Уазы сгорел дотла огромный склад с реквизированным немцами фуражом.
* * *
Новыми трудовыми подвигами отвечают трудящиеся Ленинграда на воззвание товарищей Ворошилова, Жданова и Попкова. Токарь N-ского завода тов. Казаченко стал давать продукции в четыре раза больше, чем давал её до сих пор. На зуборезном станке тов. Михайлов обрабатывает свыше 200 деталей за смену вместо 70 по норме. От трёх до пяти норм начали давать сверловщик тов. Шувалов, токарь тов. Соловьёв, строгальщик тов. Соколов, зуборез тов. Планк и многие сотни других стахановцев. С каждым днём возрастает выпуск продукции на другом ленинградском Энском заводе. Коллектив первого механического цеха за последние дни увеличил выпуск важнейших оборонных изделий в четыре раза. Токарь тов. Мехкатс, сверловщик тов. Ридзин и другие ежедневно выполняют норму не менее, чем на 300 процентов. На днях инструментальный цех получил срочный заказ. Работа была поручена двум токарям — тт. Кузнецову и Рыхлевскому. Они быстро освоили производство новой детали и почти вдвое перевыполнили план.
В течение 1 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
Наша авиация продолжала наносить массированные удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника и уничтожала авиацию на его аэродромах. По неполным данным, за 30 августа в воздушных боях уничтожен 31 немецкий самолёт. Наши потери — 16 самолётов.
* * *
На подступах к городу Д. советские танкисты под командованием полковника Пушкина разгромили фашистскую мотоколонну из 50 танков и 200 автомашин с пехотой. Вражеские танки были встречены советской артиллерией. В засаде на флангах стояли наши тяжёлые танки, готовые к контратаке. Когда немецкая колонна появилась на пристреленных рубежах, на неё одновременно обрушился огонь артиллерии и орудий тяжёлых танков. Несколько фашистских машин загорелась. На вражескую колонну устремились советские тяжёлые танки. После первой атаки было разбито 20 лёгких и средних немецких машин. Два захваченных у немцев танка бойцы отвели в наш тыл. Ночью группа красноармейцев вернулась на поле боя и взорвала все подбитые фашистские машины.
По данным разведки и показаниям пленных, в боях под городом Д. немцы потеряли около 1.000 солдат убитыми, танков 100 автомашин, 60 противотанковых орудий, 10 бронемашин, 50 мотоциклов, десятки миномётов и пулемётов. Среди захваченных нами трофеев полный состав четырёхорудийной батареи, несколько пушек различных калибров и штабной автобус с документами немецкого танкового полка.
* * *
Фашистские самолёты 18 раз безуспешно пытались бомбардировать наш Энский военный объект. Зенитные батареи части капитана Лукошкина, расположенные в зоне объекта и на подступах к нему, создали оневой барьер, непреодолимый для вражеских бомбардировщиков. Ни одному самолёту противника не удалось сбросить бомбы ближе, чем на 5 километров от объекта. Во время этих налётов зенитные батареи сбили 16 фашистских бомбардировщиков. Особенно успешно действовали батареи лейтенанта Сторожева, младших лейтенантов Топоркова и Жемчужникова. Орудийные расчёты тов. Сторожева сбили 8 самолётов противника.
* * *
Советские женщины самоотверженно и героически трудятся на многих важнейших постах в прифронтовых районах. На железнодорожную станцию М. напал отряд фашистских парашютистов. Дежурная по станции тов. К. Я. Демидова смело возглавила вооружённый отпор диверсантам. Несколькими очередями из ручного пулемёта тов. Демидова сразила трёх фашистских солдат. Диверсанты отступили в лес. На рассвете бойцы истребительного батальона уничтожили остальных немецких парашютистов.
При налёте вражеских самолётов на город Н. телефонистки базовой станции т.т. Вихорева и Суворова показали образцы мужества и выдержки. Бомба разрушила часть здания, в котором находилась телефонная станция. В помещении станции вылетели рамы и осыпалась штукатурка. Телефонистки Вихорева и Суворова не покинули своего поста и продолжали работу.
В посёлок Н. Ленинградской области вторглись фашистские войска. Бандиты подожгли дома и приступили к грабежу. Заведующая местной сберегательной кассой тов. А. А. Баронова быстро собрала все хранившиеся в кассе ценности и под ожесточённым обстрелом врага вынесла их из посёлка. Самоотверженная патриотка спасла более чем на полмиллиона рублей государственных ценностей.
* * *
Разведчики батальона капитана Крашенинникова захватили немецкого мотоциклиста с докладной запиской майора Пфуля, коменданта одного из оккупированных немцами районных центров Житомирской области, о партизанском движении в районе. Ниже приводятся некоторые выдержки из этой записки: «В течение двух недель мы были заняты поисками партизанских отрядов. Четыре самолёта облетали весь район. Несколько отрядов под командованием опытных офицеров прочесали все окрестные леса, возвышенности и овраги, по нигде партизанские отряды обнаружены не были. Однако диверсионные акты и таинственные убийства наших людей не только не прекращаются, а наоборот, усиливаются. За последние десять дней были убиты: лейтенант Глейфер, лейтенант Треппер, унтер-офицеры Нейрат, Берг, Угнер и 12 солдат. Повальные обыски ни к чему не привели. За это же время произошло 11 крупных и мелких пожаров. Наибольший ущерб принесли 5 из них: сгорела нефтебаза в Осичках, продовольственный склад в Концебе, склад боеприпасов в Чемирполе, мельница в Саврани и деревянный мост в Каменоватой. Ни одного виновника пожаров установить не удалось.
* * *
Многочисленные показания пленных свидетельствуют о росте антифашистских настроений в румынской армии. Пленный солдат 63 артиллерийского полка И. Маджару рассказал следующее: «Немцы ведут себя очень нагло. Каждый немецкий солдат считает себя хозяином и командиром над румынами. Немцы издеваются над нами и открыто говорят, что они презирают нас. Румынские солдаты ненавидят немцев». Солдат 35 румынского полка Попок сообщил о том, что при наступлении офицеры подгоняют румынских солдат пулеметным огнём в спину. «Кормят румынских солдат очень плохо. Немцы забирают хлеб у румын, а население Румынии и солдаты голодают». Солдат 10 полка 15 дивизии И. Михайлеску говорит: «Антонеску продал Гитлеру румынских солдат на пушечное мясо. Румынские солдаты не хотят воевать против Советского Союза». Эти настроения солдат беспокоят командование румынской армии. В захваченном нашими частями донесении штабу дивизии командир 103 полка 15 пехотной дивизии пишет: «...Солдаты всякими хитростями уклоняются от боя. Группами и в одиночку они бросают оружие и сдаются в плен. Вчера во второй роте установлено 7 случаев самострела. Ни на кого нельзя положиться...».
* * *
Старшина Сушко и красноармеец Седов захватили в плен немецкого ефрейтора Карла Мейера. При обыске у Мейера была обнаружена металлическая коробка с десятками золотых и платиновых зубов и коронок. Мейер, по его собственному признанию, вырывал золотые зубы у убитых и раненых солдат и командиров. Фашистский мародёр закалывал ножом раненых, у которых он находил золотые или платиновые зубы.
* * *
В дни Отечественной войны с небывалым успехом идут заготовки зерна, картофеля, масла, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов. На два месяца раньше установленного правительством срока выполнили годовой план поставок хлеба Ошская область, Киргизской ССР, Южно-Казахстанская и Джамбулская области, Казахской ССР. Вслед за южными областями развернулись хлебопоставки в Сибири, в центральных и северных районах страны. Колхозы имени Мичурина и имени Крупской, Лискинского района, Воронежской области, за несколько дней полностью выполнили план хлебопоставок.
В Сталинской, Запорожской, Московской и Сталинградской областях многие колхозы, выполнив годовой план поставок, продают государству тысячи тонн молочных продуктов. Колхоз имени Молотова, Лопасненского района, Московской области, дополнительно продал государству 19 тысяч килограммов молока. Киргизская ССР, Ордоникидзевский край, Ростовская, Сталинградская и ряд других областей уже перевыполнили годовой план закупок шерсти. [21; 194-197]