Началось наступление войск 49-й армии Западного фронта в районе Серпухова. Ожесточенные шестидневные бои советских войск заставили противника перебросить в этот район дополнительные силы и ослабить свою группировку, предназначенную для наступления вдоль Варшавского шоссе на Подольск. [3; 97]
Сформированы 4-я и 5-я Московские стрелковые дивизии из состава истребительных батальонов и бригад московских рабочих. [3; 97]
К этому дню в Минске под руководством Минского подпольного ГК КП(б)Б развернули деятельность подпольные группы и организации на железнодорожном узле, радиозаводе, станкостроительном заводе, хлебозаводе "Автомат", ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, овощных базах, кирпичных заводах, типографии Дома печати. [1; 90]
Артемовский партизанский отряд под командованием И.Г. Чаплина совершил налет на штаб 176-го немецкого артиллерийского полка. В коротком бою было убито несколько фашистских офицеров. [3; 97]
На территории Донецкой области начал боевую деятельности партизанский отряд имени Дзержинского под командованием Г.М. Чуева. [3; 97]
ВЦСПС утвердил соглашение между английскими и советскими профсоюзами, принятое на первой сессии англо-советского профсоюзного комитета, состоявшейся в Москве 13-15 октября 1941 г. Это соглашение, состоящее из 8 пунктов, устанавливает сотрудничество с английским профдвижением в деле организации взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии. [3; 97]
Вчера было принято решение о строительстве ледовой дороги, а уже сегодня к Ладожскому озеру выехала оперативная группа во главе с военинженером 3-го ранга Б.В. Якубовским, на которого возложено руководство строительством дороги. И хотя, по данным воздушной разведки, на Ладоге появился лед, разведчики увидели только водную гладь. Группа Якубовского познакомила в этот день командование 88-го отдельного мостостроительного батальона с приказом о постройке ледовой дороги и договорилась о непрерывной ледовой разведке.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин направил в Государственный Комитет Обороны письмо, в котором подчеркивалась опасность, нависшая над Ленинградом. «Трудности в положении Ленинграда,— говорилось в этом письме,— и опасность для него, видимо, увеличиваются. Мне кажется необходимым, чтобы были выяснены и тщательно разработаны возможные пути и способы снабжения Ленинграда в условиях зимы: гужевое, автотранспортное, самолетами... Немцы, очевидно, ведут линию дальнего прицела, метят на Вологду...».
Калинин рекомендовал разработать ответные меры против возможных действий противника. Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин ответил М.И. Калинину: «Ваши соображения насчет Ленинграда и Вологды совершенно правильны и вполне своевременны. Принимаем все необходимые меры».
В то время как шли тяжелые бои за Тихвин, войска, непосредственно обороняющие осажденный Ленинград, тоже наносили удары по врагу. Наиболее активно действовали части, находившиеся на так называемом Невском «пятачке» — небольшом плацдарме, отбитом у противника на левом берегу Невы еще в сентябре. 14 ноября 86-я стрелковая дивизия, в свое время сформированная из ополченцев Дзержинского района Ленинграда, с боем захватила траншеи гитлеровцев. При этом враг потерял более 120 солдат и офицеров. Всего же за несколько дней наступательных боев эта дивизия уничтожила не менее 600 оккупантов.
Захваченные в плен солдаты фашистской авиадесантной части имели жалкий вид. Почти все они поверх пилоток носили женские платки. Опасаясь, как бы по комбинезонам, в которые они были одеты, их не приняли за летчиков, бомбивших Ленинград, гитлеровцы беспрестанно твердили, что не имеют никакого отношения к авиации.
Причастности к фашистской авиации надо было действительно стыдиться и бояться. 14 ноября, например, она подвергла город жестокой бомбардировке, от которой пострадали сотни ленинградцев.
В разрушенном до основания пятиэтажном доме (набережная Фонтанки, 113) чудом уцелела одна стена. Она накренилась и угрожала обвалом. Но из-под обломков был слышен голос ребенка. Разобрать завал не было никакой возможности. И вот, чтобы спасти четырехлетнего малыша, бойцы Гусев, Гордин, Привалов и Козлов, ежесекундно рискуя жизнью, принялись пробивать тоннель. Ценой нечеловеческих усилий они сделали восьмиметровый лаз. Потом им пришлось углубиться на два метра вниз. Когда задыхавшегося мальчика спасли, он сказал, что ниже находятся его мать и сестренка. Их тоже удалось спасти.
14 ноября, преодолевая минные заграждения противника, подорвалась подводная лодка Л-2. Спастись удалось только троим. Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев. Еще до войны, когда Лебедев был курсантом Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, в Ленинграде вышли два сборника его стихов — «Кронштадт» и «Лирика моря».
29 октября, собираясь в этот поход, лейтенант Лебедев написал трогательное письмо матери, а жене передал стихи, в которых были такие строки:
Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать,
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.
[5; 90-91]
В течение ночи на 14 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
* * *
Часть тов. Павловича, действующая на одном из участков Северо-Западного направления фронта, после упорного боя с немцами овладела селением К. Наши войска захватили 19 автомашин, 32 орудия, склад боеприпасов, много винтовок и автоматов противника.
* * *
Артиллеристы части тов. Лушникова, действующей на одном из участков Ленинградского фронта, за два дня боёв разрушили 10 дерево-земляных укреплении немцев, уничтожили 17 пулемётов и 13 миномётов противника.
* * *
Письма, найденные у убитых и пленных немецких солдат, показывают, что в Германии нарастает недовольство гитлеровской авантюристической политикой захванических войн. Ефрейтору Адольфу Рилю пишет его отец: «...Когда я читаю твои письма, сердце моё обливается кровью. Мать плачет горькими слезами и проклинает злосчастную войну. Мы не смыкаем глаз и всё думаем о тебе. Доведётся ли нам увидеться... Мы, старые, простые люди, никак не можем понять, зачем и куда вас гонят. Ради чего теперь льётся немецкая кровь?»
Ефрейтор Рихард Фельстер получил от жены письмо следующего содержания: «...Мне ещё никогда не жилось так тяжело, как теперь. Проклятая жизнь. Я бессильна что-либо сделать для облегчения страданий наших маленьких детей. Все с нетерпением ждут окончания безумной войны». Матильда Галерт жалуется мужу Гансу: «Нам велят терпеть и молчать. Очень тяжело терпеть без конца такие лишения, но ещё труднее молчать, когда хочется кричать и выть».
Родители солдата Вельберфа пишут сыну: «...Только бы ты вернулся здоровым. Зачем убивают так много людей? Каждый день печатаются длинные списки убитых... У нас тоже есть жертвы. Можно было бы печатать довольно длинные списки. Английские лётчики часто посещают нас. Тётя Минна пишет, что в Бохуме положение скверное, а в Мюнстере всё разрушено. В Кельне тоже очень плохо. В Эссене и Бремене то же самое...»
* * *
Новыми производственными победами ознаменовали трудящиеся XXIV годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября коллектив третьего промысла треста Сталиннефть (Баку) увеличил добычу нефти на 20 тонн. Бригада мастера шестого промысла тов. Алекнер Заде успешно закончила восстановление скважины, бездействовавшей более десяти лет. 9 ноября из скважин получены первые тонны нефти. Крупными производственными успехами отметили выступление товарища Сталина токари, строгальщики, литейщики Бакинского машиностроительного завода им. Берия. 6 ноября, прослушав по радио доклад товарища Сталина, токарь Василий Ермаков встал на сталинскую вахту. За три дня он выполнил 12 норм. Молодёжная бригада, руководимая одним из лучших стахановцев завода тов. Андриасовым, выполнила три нормы. 9 ноября коллектив завода, выполняя срочный заказ для фронта, работал темпами, в пятнадцать раз превышающими темпы работы в октябре. Сейчас завод получил новый срочный заказ. Рабочие обещают в шесть раз сократить сроки выполнения этого заказа.
В течение 14 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
За 13 ноября уничтожено 38 немецких самолётов. Наши потери — 16 самолётов.
С 10 по 12 ноября в Балтийском морс нашими кораблями потоплено 4 транспорта противника с военным грузом, общим водоизмещением в 36 тысяч тонн. В Финском заливе на наших минах взорвалась и затонула подводная лодка противника.
* * *
За 13 ноября частями нашей авиации, действующей на Западном и Южном фронтах, уничтожено 25 немецких танков, 5 бронемашин, более 300 автомашин с пехотой и военными грузами, 15 полевых орудий и 25 зенитных точек, 4 автоцистерны с горючим и до полка пехоты противника.
* * *
Лётчики одной нашей авиачасти, действующей на Южном фронте, за два дня боевых действий уничтожили 97 немецких автомашин с пехотой и военными грузами, 12 бронемашин, 3 пулеметные точки и до 600 солдат противника.
* * *
Бесстрашно громят врага партизаны Смоленской области. Только за последние 5 дней партизанские отряды, действующие в районе города В., уничтожили свыше 300 солдат и офицеров, сожгли два склада с горючим, подбили 3 танка и 2 бронемашины. Бойцы отряда под командованием тов. Л. проникли на окраины города В. и уничтожили большой немецкий обоз. Партизаны из отряда товарища Б. разрушили железнодорожный мост через реку Д. В течение 7 часов происходил бой между партизанами и немецким отрядом, сопровождавшим обоз с боеприпасами. В этом бою партизаны взорвали бронемашину, 14 немецких автомашин и уничтожили около 50 солдат.
* * *
Чудовищные зверства чинят немецко-фашистские мерзавцы над жителями захваченных ими районов. В селении Починки, Калининской области, занятом немцами, фашисты запретили крестьянам выходить из деревни.
Недавно гитлеровцы застрелили 3 подростков, возвращавшихся из леса с хворостом. Старик-крестьянин Федулов и крестьянка Тихонова умоляли немцев пощадить ребят, но были жестоко избиты и брошены раздетыми в холодный сарай. Вечером пьяные солдаты обложили сарай соломой и подожгли его. В деревне Ивановка фашистский офицер созвал крестьян на сход и потребовал, чтобы они немедленно доставили германской армии 30 тонн картофеля, 5 коров и 20 овец. Крестьяне не могли выполнить этого требования, так как ранее побывавшие в деревне немцы отняли у населения всё продовольствие и скот. Вскоре в деревню прибыл фашистский карательный отряд. Согнав всех жителей на площадь, немцы расстреляли каждого пятого, включая женщин и детей. Затем, подпалив со всех сторон деревню, отряд увёл оставшихся в живых крестьян в концентрационный лагерь.
* * *
В ряде городов Норвегии немцы занимают под госпитали все новые здания ввиду увеличивающегося потока раненых с Восточного фронта. В городах Тронхейм и Намсус для госпиталей реквизировано несколько десятков частных домов. Германские власти начали массовые изъятия у жителей кроватей, одеял и подушек. Среди раненых немцев, прибывших за последние дни в Норвегию, немало солдат с обмороженными руками и ногами. [21; 353-355]