Ставка Верховного Главнокомандования вновь образовала Брянский фронт. Командующим войсками фронта был назначен генерал-полковник Я.Т. Черевиченко. [3; 118]
Войска левого крыла Западного фронта начали развивать наступление на калужском и сухиничском направлениях. [3; 118]
В журнале боевых действий 768-го немецкого тяжелого артиллерийского дивизиона, участвовавшего в обстрелах Ленинграда, сегодня была сделана следующая запись: «18.12.41. Дивизион произвел огневой налет по казарме в излучине Невы (28 выстрелов, из них 4 для согревания)».
Трудно сказать, по какой казарме стреляли вражеские артиллеристы. Но вот в больницу имени В.В. Куйбышева (Литейный проспект, 56) попадание было. Пробиты крыша, два перекрытия, повреждены электросеть и паропровод. Поражены осколками 28 человек. А всего в этот день от обстрела, продолжавшегося 1 час 15 минут, пострадало более 80 ленинградцев. Большинство снарядов попало в обычные жилые дома. [5; 105]
Вернулись с Западного фронта наши «стратеги» — Хитров и Коломейцев. Их так называли у нас все.
В составе редакции была значительная группа опытных военных специалистов, к которой принадлежали и эти двое. А кроме них наш собственный, внутриредакционный «генштаб» составляли: Павел Ризин, Николай Денисов, Викентий Дерман, Михаил Галактионов, Михаил Толченов, Виктор Смирнов, Петр Олендер, Леонид Высокоостровский. Наверняка каждый из этих подготовленных офицеров мог бы успешно работать в крупных штабах или командовать полком, а иные, может быть, и дивизией...
После того как я вернулся из Перхушкова четыре дня назад, у меня не выходит из головы категорическое требование Жукова, высказанное по телефону кому-то из командармов:. «Не давайте противнику выскользнуть!» Как указывалось, я тотчас же послал в войска Хитрова и Коломейцева посмотреть, как там выполняется это требование? И вот они вернулись, переполненные свежими впечатлениями. А суть дела сводится к одному: освобождение подмосковной земли осуществляется преимущественно «способом выдавливания противника». За десять дней нашего контрнаступления неприятель отброшен на значительное расстояние, но не была еще окружена и полностью уничтожена ни одна из его крупных группировок. Гитлеровцы несут большие потери, а все-таки многие ускользают из кольца. Конечно, у нас нет численного превосходства, недостает механизированных частей. Но беда не только в этом. Беда еще и в том, что некоторые командиры частей и соединений чрезмерно тяготеют к фронтальному давлению на неприятеля. При фронтальном наступлении риска меньше, проще управлять войсками, легче осуществлять взаимодействие, но труднее достигнуть конечного результата боя — окружения и полного разгрома врага.
— Пишите передовую,— попросил я Хитрова и Коломейцева.— Пишите все так же откровенно, как рассказали мне. Смело и прямо пишите...
Этой передовой с решительным заголовком «Окружить и истребить врага» и открывается номер «Красной звезды» от 18 декабря. Проблемы поставлены остро и принципиально.
«Характер действий Красной Армии в войне с гитлеризмом определяется тем, что война эта — истребительная. Только истреблением всех немецких оккупантов до единого можем мы достигнуть решающей победы. Вот почему все усилия наших войск, все оперативное и тактическое искусство наших командиров должно быть направлено теперь к тому, чтобы окружать и истреблять гитлеровские полки и дивизии».
И дальше:
«Мало заставить врага отступить — надо еще разгромить его силы... О доблести войск надо судить не только по тому, сколько сел и городов отбили они у врага, а и по тому, как выполняют они решающую задачу — истребление вражеских батальонов, полков, дивизий. Если неприятель сумел вывести из-под удара большую часть своих сил, значит, наступающий сделал не все, не выполнил своего боевого долга до конца. В то же время уничтожение вражеских войск само по себе решает и задачу освобождения временно захваченных немцами территорий».
Коснувшись соотношения сил, авторы сослались на исторический пример: «Древнее сражение при Каннах, когда Ганнибал, сжав в кольцо превосходящего, по численности неприятеля, полностью уничтожил его, вошло в военную историю синонимом окружения. Все бои и операции войск Красной Армии пронизывать идеей больших и малых Канн!»
Была в передовой критика тех командиров, которые чрезмерно тяготеют к фронтальному давлению на противника. Были подняты вопросы о смелости, инициативе, действиях подвижных групп. «Окружить и истреблять немецких захватчиков — таков теперь высший долг и закон воинов Красной Армии» — так заканчивалась статья.
Вернулись из Калинина Симонов и Капустянский. Эта командировка тоже не обошлась без приключений. Они начались с первого же часа: в глубоком снегу застряла «эмка» и корреспондентам пришлось тащиться пешком до ближайшего полевого аэродрома. Там для них охотно выделили самолет, но осложнилось дело с заправкой — бензовоз тоже застрял где-то в сугробах. Потом летчик стал обучать Симонова стрельбе из авиационного пулемета, а время-то бежало...
И все-таки задание было выполнено в срок. Очерк Симонова и фотоснимки Капустянского поспели в очередной номер газеты.
Днем на редакционной летучке высоко была оценена оперативность корреспондентов, но одновременно отмечалось, что калининский очерк Симонова слабее того, который он привез из Михайлова. Симонов согласился с этим, выставив в свое оправдание лишь такой аргумент:
— Трудно два дня подряд писать очерки об одном и том же.
В ответ на это подал назидательную реплику Петр Павленко:
— Наберись, Костя, терпения и сил. Много еще городов будет до Берлина...
Все заулыбались. После речи Сталина на Красной площади 7 ноября многие подумывали о дороге на Берлин. А в дни контрнаступления под Москвой мечты о скорой и окончательной победе над немецко-фашистскими захватчиками еще сильнее овладели нашими умами и душами. Никто тогда, если говорить откровенно, не думал, что война продлится бесконечных четыре года и будет стоить нам таких огромных жертв.
Почти две полосы «Красной звезды» от 18 декабря 1941 года занимает Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении фронтовиков. Среди них опять встречаю знакомые фамилии: командир 56-й стрелковой дивизии Кошевой, командир 46-й танковой дивизии халхинголец Котцов. Оба отличились под Тихвином.
Есть репортаж с Западного фронта. В нем сообщается, что за один только вчерашний день очищено от противника 200 населенных пунктов.
Опубликованы фотоснимки Кнорринга из Ясной Поляны. Страшная картина разрушений, пожарищ, разгрома...
Как всегда, остроумна карикатура Бориса Ефимова. На ней изображен командующий 9-й немецкой армией генерал-полковник Штраус. Подпираемый советскими штыками, он убегает, выделывая танцевальные па. Подпись: «Новый «вальс Штрауса» под городом Калинином».
У Бориса Ефимова работы сейчас невпроворот... [7; 316-318]
В течение ночи на 18 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
* * *
Войска генерала Рокоссовского, действующие на одном из участков Западного фронта, преодолевая упорное сопротивление противника, выбили немцев из ряда населённых пунктов. За день боёв наши части захватили 16 орудий, 67 автомашин, 5 пулемётов, много винтовок, гранат, авиабомб, мин, патронов и другие трофеи. На другом участке фронта наши части, овладев несколькими населёнными пунктами, захватили 10 немецких танков, 10 бронемашин, 7 складов с боеприпасами и много других военных материалов.
* * *
За несколько дней боёв на одном из участков Южного фронта наши бойцы истребили 3.200 немецких солдат и офицеров и захватили 15 орудий, 53 пулемёта, 11 миномётов и много боеприпасов. В одном из сражений артиллерийская батарея младшего лейтенанта Гцалова метким огнём орудий отбила контратаку противника. На поле боя осталось до 900 вражеских трупов.
* * *
Наши части, действующие на одном из участков Юго-Западного фронта, за один день освободили от немцев 70 населённых пунктов и захватили 28 пушек, 105 автомашин. 17 миномётов и много других трофеев. За этот же день гвардейцы тов. Руссиянова заняли 10 населённых пунктов.
* * *
В боях за Калинин советские войска, разгромили немецкие 86 пехотную дивизию генерала Видгофа, 110 пехотную дивизию генерала Зехерта, 129 пехотную дивизию генерала Риттау, 161 пехотную дивизию генерала Вилка, 162 пехотную дивизию генерала Франке, 251 пехотную дивизию генерала Бурда.
* * *
Лейтенант 1-й гвардейской танковой бригады тов. Матяж внезапно ворвался на танке в деревню Каминка и огнём из пулемёта расстрелял более 30 фашистов, раздавил гусеницами 10 полевых орудий, 1 противотанковое орудие и подбил 2 вражеских танка и тяжёлое орудие.
* * *
Партизанские отряды Крыма продолжают успешную борьбу против немецких оккупантов. Партизанский отряд тов. X. забаррикадировал идущую над обрывом дорогу недалеко от селения Г. Когда немецкая автоколонна приблизилась к завалу, партизаны уничтожили гранатами головную и замыкающую машины. Фашистские оккупанты оказались в ловушке. Многие из них пытались спастись бегством в горы, но падали, сражённые меткими выстрелами партизан-снайперов. Бойцы партизанского отряда истребили 49 солдат и 2 офицеров, уничтожили 17 грузовых машин с различным военным грузом. Умело действует отряд тов. Ч. За несколько дней декабря партизанами сожжено 11 грузовиков с боеприпасами и продовольствием, перебито из засады до 60 фашистов.
* * *
Жители сёл и городов Московской области, освобождённых советскими войсками от немецких оккупантов, рассказывают о массовых грабежах и диких зверствах немецко-фашистских извергов. В деревнях Баранцево, Коретовка, Бакеево, Еремеево, Адуево, Сокольники и многих других немцы отняли у населения скот, птицу, одежду, все запасы муки, мяса, печёного хлеба. Фашисты безжалостно расстреляли тех, кто пытался протестовать против грабежа, произвола и насилия. Только в деревне Еремеево изверги расстреляли Забирошкина Прокофия, Забирошкину Марию, Макарову Анну, Страхова Сергея и Силину Екатерину. В селах Рождествено и Жевнево гитлеровские людоеды расстреляли 66-летпего колхозника Семерикова и 70-летнего колхозника Майорова. Колхозников Полунина и Мельникова заставили под сильным артиллерийским и миномётным обстрелом возить на санях обед на передовые позиции немцев. С колхозника Давыдова сняли валенки и босого заставили работать на строительстве укреплений. В селе Каменка немцы расстреляли колхозника Никиту Аводовского только за то, что он носил на голове старый красноармейский шлем. Жительница поселка совхоза «Общественник» Ковалёва рассказывает: «Проклятые немцы заняли мой дом, а меня с 4-мя детьми выгнали на мороз. Я пыталась укрыться с детьми в окопе, но немецкие изверги выгнали и оттуда. Мою девятилетнюю дочь немецкий солдат застрелил только за то, что она вошла в дом, чтобы укрыться от холода, а мой грудной ребёнок замёрз у меня на руках».
* * *
Советское Информбюро 13 декабря сообщило, что немецкие и итальянские оккупанты вывозят из Греции все запасы продовольствия, хлопок, табак и сушёные Фрукты. Германское информационное бюро 16 декабря было вынуждено сознаться, что продукты сельского хозяйства действительно вывозятся «из Греции в больших количествах». Беззастенчивый грабёж населения Греции фашистская пропаганда пытается прикрыть заявлениями о том, что «хлопок, табак и сушёные фрукты всегда вывозились из Греции, поскольку производство их намного превосходило потребление». К этому остается только добавить, что гитлеровские мастера по ограблению оккупированных ими стран поработали в Греции так, что население Греции обречено на голод и вымирание.
В течение 18 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На ряде участков Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов наши войска, ведя ожесточённые бои с противником, продолжали продвигаться вперёд и заняли ряд населённых пунктов.
За 17 декабря уничтожено 7 немецких самолётов. Наши потери — 1 самолёт.
За. 18 декабря под Моеквой сбито 3 самолёта противника.
* * *
За 17 декабря наша авиация уничтожила и повредила 16 немецких танков, 2 бронемашины, около 730 автомашин с войсками и грузами, уничтожила 28 полевых орудий с прислугой, 5 зенитных орудий, свыше 470 повозок с боеприпасами, 2 штабных автобуса, подожгла 10 железнодорожных составов, истребила или рассеяла три полка вражеской пехоты.
* * *
17 декабря Совинформбюро сообщило о взятии нашими войсками г. Алексин. По предварительным данным, при занятии города захвачены следующие трофеи: орудий — 73, танков — 6, танкеток — 2, тягачей — 7, автомобилей — 265, мотоциклов— 16, миномётов — 58, пулемётов — 56, автоматов — 47, винтовок — 897, винтовочных патронов — более 700.000, мин — 4.000, лошадей — 110. В районе г. Алексин немцы потеряли только убитыми 1.000 солдат и офицеров.
Частя генерала Белова, действующие на одном из участков Западного фронта, за одни день боёв захватили 31 немецкий танк, 35 орудий, 47 автомашин, более 2.000 снарядов и много других боеприпасов.
На другом участке Западного фронта наши бойцы за день боёв захватили 32 противотанковых орудия, 106 автомашин, 3 танка, 14 станковых пулемётов, склад с боеприпасами и склад с военным имуществом.
* * *
Наши части, действующие на одном из участков Западного фронта, за один день боёв выбили немцев из 24 населённых пунктов, истребили батальон вражеской пехоты и захватили танк, 33 автомашины, 13 орудий, 15 пулемётов и много винтовок.
* * *
Экипаж танка, которым командует лейтенант Салодубов, вступил в бой с пятью вражескими танками. Отважные советские танкисты подбили 3 немецких машины, остальные обратились в бегство.
* * *
Партизаны Днепропетровской области 13 декабря взорвали недалеко от станции В. поезд с военным грузам и солдатами противника. Уничтожено до 40 солдат, 12 орудий, 4 танка, 15 грузовых автомашин и 7 мощных прожекторов. Партизанский отряд тов. Д. взорвал грузовую машину с немецкими солдатами в момент переезда через полотно железной дороги. Убито и ранено 17 немцев. Движение немецких воинских эшелонов было задержано на 4 часа. Партизаны, горняки Кривого Рога, минировали дорогу, по которой двигался большой обоз немецких оккупантов. Фашисты потеряли два грузовика с орудиями и три повозки с продовольственным грузом.
* * *
Несмотря на дикие зверства и насилия, которые немецкие и итальянские оккупанты чинят над мирным населением Югославии, борьба югославских патриотов с фашистскими захватчиками всё более разгорается. Даже вдоль и поперёк изолгавшееся Германское информационное бюро в сообщении 16 декабря признаёт, что «внутренние районы Сербии» находятся в руках партизан. Неподалёку от Нови-Пазар партизаны наголову разбили карательную экспедицию немецких фашистов. Во время боя убито 143 и ранено 211 немцев. В районе Ужице партизаны окружили селение, в котором немецкие штурмовики грабили местных жителей. Фашисты в панике бежали, бросая оружие. Партизаны, открыв огонь, истребили около 70 оккупантов.
* * *
Колхозники и колхозницы советской страны с большим подъёмом борются за высокий урожай 1942 года. Тысячи колхозников Алтая вышли на поля для проведения работ по снегозадержанию. В прошлом году колхозы задержали снег на площади в 919 тысяч гектаров. Теперь снегозадержание проводится на площади в 1.300 тысяч гектаров. Успешно готовятся к севу машинно-тракторные станции Якутской АССР. Намекая, Нюрбинская и другие станции уже закончили текущий ремонт тракторов. Колхозники сельхозартели имени Сталина, Мегино-Кангаласского района, обязались собрать в будущем году до 100 пудов зерна с каждого гектара. Они значительно перевыполнили план вывоза навоза и заготовили большое количество золы.
Колхозники Казахстана расширяют площадь орошаемых земель и используют их под технические культуры, имеющие оборонное значение. В Южно-Казахстанской области на очистку и расширение каналов на неиспользованных землях вышли тысячи колхозников. Освоение новых участков даст возможность увеличить посевы хлопка и сахарной свёклы в 1912 году на 10 процентов. В Южном Казахстане успешно проводятся зимние влагозарядные поливы земель, предназначенных под посевы хлопка и люцерны. Полито уже свыше 61 тысячи гектаров.
В сводке Совинформбюро от 13 декабря сообщалось о трофеях войск Западного фронта за период с 16 ноября по 10 декабря. В настоящей сводке сообщается о трофеях войск Западного фронта за период от 11 по 17 декабря. Всего за это время захвачено у противника: самолётов — 8, танков — 319, бронемашин — 48, орудий — 484, миномётов — 231, пулемётов — 659, автоматов — 1.093, автомашин — 3.729, мотоциклов — 440. За период от 11 по 17 декабря всего на Западном фронте уничтожено до 22.000 немецких солдат и офицеров.
СОВИНФОРМБЮРО.
[21; 423-425]