"Пусть папа отомстит..."

Чапанская Г.

"Дорогая мамочка! Если папа будет жив, то пусть отомстит Приходько Роману и Буханову Перфиру под лозунгом: "Кровь - за кровь, жизнь - за жизнь". Домой не вернусь. Спрячьте дневник. С приветом Клава".

Клава Ковалева за день до гибели на клочке бумаги написала маме несколько строк и передала с соседкой по камере Марией Кулаковой.

"Если папа будет жив, то пусть отомстит"... Заканчивается она просьбой к матери: "Спрячьте дневник". Следы этого бесценного документа обрываются в страшных январских днях 1943 года.

"Пока полицаи ездили за Клавой, в доме ее ждал комендант Хохлов, который с помощью одного из прихвостней произвел обыск. В шкафу была тетрадь, я сожгла ее... Это был Клавин дневник", - рассказывала Ефросинья Александровна Ковалева.

Росла Клава в семье, где долг и честь были превыше всего. Примером во всем для нее был горячо любимый отец. С малых лет Петр Васильевич прививал своей дочери навыки к труду, уважение к людям, честность и справедливость.

Кто мог предположить, что автор изучаемого в школах романа "Разгром", Александр Фадеев будет писать о ее краснодонских товарищах, о ней самой?

И стоит ли удивляться тому, что, когда фашисты ворвались в Донбасс, Клава настойчиво добивалась, чтобы ее взяли на фронт. Но ей удалось лишь уйти добровольно на сооружение оборонительных рубежей вблизи Красного Луча.

Почти год Клава работала телефонисткой в пожарной охране № 1 г. Краснодона. Она очень быстро освоилась и успешно могла справляться не только с обязанностями телефонистки, но и диспетчера.

Когда вражеская авиация бомбила станции Верхнедуванную и Изварино, туда выезжала вместе с воинами и Клава. Маленькая, быстрая, с не по девичьи сильными руками, она была повсюду: и там, где нужно было тушить горящие вагоны и склады, и там, где нужно было оказать медицинскую помощь.

Такую же решительность проявила Клава и в дни оккупации. По заданию штаба "Молодой гвардии" она распространяла листовки, создала боевую группу в Новоалександровке, где в то время жили ее родители. Двоюродная сестра Клавы Надежда Михайловна Крютченкова рассказывает: "В Новоалександровке стали говорить о подпольщиках, появились листовки. Я догадывалась, что Клава имеет отношение к этим листовкам, а однажды спросила: "Не страшно тебе?". Клава обняла меня крепко за плечи и сказала: "Не волнуйся, милая моя сестричка, за меня, не волнуйся. Наши скоро придут".

В начале января 1943 года полицаи схватили Клаву. Под пытками палачи старались вырвать у отважной комсомолки признание об участии в подполье, требовали выдать товарищей. Но она не проронила ни одного слова. Ничего не добившись, фашисты 15 января 1943 года казнили Клаву Ковалеву.

Клава погибла. Записка, и та не сохранилась, содержание которой летом 1943 года восстановила по памяти мать Клавы Ефросинья Александровна. Текст был переписан для архива членами комиссии ЦК ВЛКСМ, собиравшими материал о деятельности краснодонского подполья. Тогда же из архива ЦК ВЛКСМ была прислана матери фотокопия записки Клавы, которая в 50 е годы была передана в музей "Молодая гвардия".

Источник: газета "Слава Краснодона" за 1 февраля 2003 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj