В юности я познакомился с коммунистами. Они возбудили во мне любовь к Советскому Союзу и его народу. Первый раз я встретился с советскими людьми в 1942 году. Это были солдаты, попавшие в руки фашистских бандитов. Они прошли ни с чем не сравнимый тернистый путь.
Когда пленные прибыли к нам на шахту, выглядели они еще довольно хорошо, но через несколько недель их нельзя было узнать. Русских почти не кормили, заставляя выполнять тяжелую работу.
Большинство немецких шахтеров ненавидели нацистских варваров. Чем мог, я делился со своим другом Ильей Улангиным. Это был человек, похожий на тех коммунистов, которые воспитывали меня в юности. Он горячо любил свою родину и не сомневался в победе Советского Союза. Несмотря на то, что он не знал немецкий, а я русский язык, мы отлично понимали друг друга. Много месяцем работали вместе. Я поддерживал моего Илью так, как позволяли тогдашние обстоятельства. Помогал ему как товарищ по классу. У нас был общий лозунг: «Чем меньше угля, тем лучше».
Не секрет, что часть немцев, одурманенная фашистской пропагандой, видела в Советском Союзе своего врага. К тому же, общаясь с нашими советскими товарищами, приходилось остерегаться шпионов. Горе тому рабочему, симпатии которого к военнопленным были замечены. Перед концом войны донос предателя разъединил меня с Ильей, и я был наказан.
В 1945 году я вступил в партию, и как же был обрадован, когда спустя некоторое время получил весточку от Ильи из Чувашии. Он живет счастливо. Хотелось бы встретиться с ним.
Меня воодушевляют успехи Советского Союза. Это и наши успехи! Да здравствует дружба Советского Союза и Германской Демократической Республики!
Хайнц Шнабель, г. Цвиккау, ГДР.
Источник: «Сильнее смерти. Воспоминания, письма, документы». Москва, Госполитиздат, 1963 год. С. 17-18.