Симонов В.,
зав. Музеем истории обороны
Аджимушкайских каменоломен
Когда общество раскололось на тех, кто стоит на пороге отчаяния, уже не надеясь ни на какую власть, и самих власть имущих, откровенно и цинично попирающих все законы нравственности и морали в беспощадной борьбе друг с другом. Сейчас любое упоминание о трагедии не нынешней, а более чем полувековой давности может вызвать лишь непонимание и раздражение.
Временами и сам начинаешь сомневаться, а нужно ли заставлять кого-то вспоминать о людях, свято веривших в понятия Долг, Совесть, Присяга, Родина и отдавших свои жизни за эту Родину в самой беспощадной в истории человечества войне.
Но в глубине души все-таки веришь, что вот придет лето, в который раз накинешь на плечи потертую камуфляжную куртку и отправишься в очередной поиск. И твердо знаешь, что будешь не один, а на выжженной земле Аджимушкая, как и двадцать лет назад, соберутся ребята, Несущие в своих сердцах память о войне и благодарность павшим. И все сомнения сразу уйдут.
Наверное, военно-поисковую экспедицию «Аджимушкай» можно считать такой же достопримечательностью Керчи, как и сами Аджимушкайские каменоломни. Возникшая когда-то на волне ура-патриотического (а может, действительно патриотического) комсомольского движения, она за прошедшие 26 лет стала явлением, найти для которого точные определения и место в современной жизни совсем непросто.
Возможно, это реальное, почти материально ощутимое, единение времен и поколений. Возможно, непостижимый для нас энергетический островок высшей справедливости. А может быть, все гораздо проще, и Аджимушкай - это место, где год за годом собираются люди с обостренным чувством правды и ответственности, отдавая последние почести и долги воинам, с которыми война обошлась наиболее жестоко, отобрав не только жизни, но и имена.
Жаль, что знают и помнят об этом немногие. Раньше экспедиционные отчеты публиковались на страницах городской газеты каждый год. Последнее время и интерес к этим проблемам вроде не тот, да и писать особенно не о чем - кого волнуют трудности полевого быта и работа кучки энтузиастов; блестящих находок, как на рубеже 80-х - 90-х годов, не было, а процесс накопления и обобщения материалов заметен и интересен разве что специалистам.
И тем не менее:
- в 1995 году экспедицией найдены 64 документа, установлены 32 новых фамилии защитников Отечества, подняты останки 44 аджимушкайцев, обезврежено более 30 взрывоопасных предметов и 1000 стрелковых патронов;
- в 1996 году - 73 документа, 8 фамилий, останки 19 аджимушкайцев, около 60 взрывоопасных предметов и более 1200 патронов;
- в 1997 году - 62 документа, 20 фамилий, останки 5 аджимушкайцев, около 170 взрывоопасных предметов и более 2200 патронов.
Два года назад, среди прочих, был исследован значительный участок в северной части Центральных каменоломен, где обнаружены следы ожесточенного боя в предвходовом районе и большое количество погибших. Видимо, среди них было немало кавалеристов, о чем свидетельствовали седла, седельные сумки и конская упряж, найденные там же.
В 1992 году недалеко от выходов в карьер найдена тетрадь с подробнейшими сведениями о разведывательном обеспечении боевой операции, проведенной гарнизоном 17 июня 1942 года, документального подтверждения чего ранее не существовало, и о личном составе ряда подразделений.
Окончательно определены места дислокации батальонов в каменоломнях и разграничительные линии между ними, найдено подтверждение версии о структуре (и, следовательно, численном составе) батальонов в июне-июле 1942 года. С большим трудом извлечена из-под обвала и перенесена в подземную экспозицию полевая походная кухня - экспонат, который не часто можно увидеть в музеях. В северной части каменоломен впервые обнаружены следы партизан 1919 года.
В эти же годы найден ряд интереснейших историко-бытовых предметов, среди которых хорошо сохранившиеся значки «Отличник РККА», «ГТО 1-й ст.», «ОСВОД СССР», резиновые штампы и металлическая печать 51-й отдельной армии, ложки и котелки с выцарапанными фамилиями владельцев, личные документы участников обороны (в том числе, Л. Ф. Хамцовой - одной из последних защитников Малых каменоломен, оставшейся в живых и неоднократно приезжавшей в Керчь в 80-е годы) и многое другое.
Кто знает, быть может, это как затишье перед боем? И количество находок перейдет в качество, а поиск в Аджимушкае совершит неожиданный рывок, - «подарив» нам документы, способные, как любили раньше писать журналисты, «приоткрыть завесу тайны».
Но если даже в ближайшие годы этого и не случится, то, по мнению научного руководителя экспедиции пенсионера органов МВД Виктора Михайловича Соколова из Одессы, со временем полученный в результате поисковых работ и изучения документов «информационный массив» позволит воссоздать достоверную и полную картину борьбы и жизни подземных крепостей Аджимушкая.
Вот только хватит ли сил, времени и средств?
С начала 90-х годов состав экспедиции все чаще меняется, и все реже встретишь поисковика, отработавшего подряд 3-4 сезона. Одесская группа «Отечество», бессменно работающая вот уже много лет, пережив смену поколений и сохранив стабильность лишь благодаря нескольким ветеранам - фанатам поиска и каменоломен, могла бы остаться вообще в полном одиночестве, если бы не завидная энергия и преданность Аджимушкаю ростовчанина Владимира Щербанова, хорошо известного многим керчанам на протяжении вот уже 15 лет.
Возглавив в 1995 году межрегиональный поисковый Центр «Южный рубеж», объединивший поисковиков юга России, он сумел не только убедить оппонентов, что не возможно разделить павших на «своих» и «чужих» по признаку вдруг возникших границ или прихоти политиков, но и заинтересовать новое поколение российских поисковиков керченскими каменоломнями.
К сожалению, экспедиция - это не только люди. Работа в каменоломнях - процесс трудоемкий и сложный. Он требует специального освещения, оборудования и инструментов. О транспорте, технике или каких-нибудь новейших методах работы даже мечтать не приходится. Нужны средства, средства и средства.
Как бы ни был щедр российский федеральный бюджет, и он не в состоянии вынести все затраты, связанные с поиском и перезахоронением погибших в годы войны, тем более на территории соседнего суверенного государства, денег у которого не хватает для решения собственных первоочередных и жизненно важных проблем.
Не вызывает сомнения, что экспедиция «Аджимушкай» переживает тяжелые времена и продолжает держаться лишь благодаря энтузиазму самих поисковиков и посильной помощи немногих керчанских спонсоров.
А что будет в следующем сезоне? И вспомнит ли кто-нибудь через несколько месяцев после изнурительного предвыборного марафона, что истины есть вечные, а долги - общие?..
И все-таки я твердо знаю - придет лето и, накинув на плечи потертую камуфляжную куртку, нужно будет идти в очередной поиск...
г. Керчь.