Началась Киевская наступательная операция войск 1-го Украинского фронта с целью разгрома группировки немецких войск в районе Киева и освобождения столицы Украины. Завершилась 13 ноября. В ходе боевых действий советские войска разгромили 12 пехотных, 2 танковые, 12 моторизованных дивизий противника, освободили Киев и создали на правом берегу Днепра стратегический плацдарм глубиной до 150 км. По итогам операции особо отличившимся 65 частям и соединениям было присвоено почетное наименование "Киевских", 13 - "Житомирских", 6 - "Фастовских", 6 - "Коростенских", 4 - "Васильковских", 1 - "Овручской". [1; 262]
Корабли Черноморского флота высадили первый эшелон войск 56-й армии Северо-Кавказского фронта на восточное побережье Керченского полуострова, которые, отражая яростные контратаки врага, овладели плацдармом площадью в несколько квадратных километров. [3; 463]
Командир 1-й авиаэскадрильи 47-го штурмового авиаполка военно-воздушных сил Черноморского флота лейтенант Б. Н. Воловодов во время воздушного боя таранил самолет противника и сам погиб смертью героя. [3; 463]
Вражеская артиллерия несколько дней молчала. Сегодня она снова дважды открывала огонь по городу. Обстрел в общей сложности продолжался полтора часа. Пострадали четыре человека.
В Ленинградском Доме Красной Армии для офицеров прочитана лекция «Сущность артиллерийского наступления». Каждому из слушателей ясно, что тема лекции выбрана не случайно.
В Большом драматическом театре имени М. Горького начала работать школа-студия. Из 250 человек, изъявивших желание поступить в нее, принято 25. Срок обучения в студии — два с половиной года. [5; 420]
3 ноября 1943 г.
...985-й стрелковый полк 226-й стрелковой дивизии 38-й армии только в течение одного дня отбил шесть ожесточенных контратак врага [боевые действия велись на лютежском плацдарме в районе Дымера]. В течение трех дней напряженных боев полк истребил 150 гитлеровцев, поджег п подбил 20 танков, 3 бронемашины. Ряд офицеров и бойцов этой части покрыли себя неувядаемой славой. На подразделение этого полка враг бросил батальон пехоты при поддержке 11 танков. Ст. сержант командир орудия Полещук обратился к своим бойцам с призывом: «Товарищи! Пока мы живы — вражеские танки пройти не должны». Выкатив свое орудие на прямую наводку и подпустив танки на расстояние 250—300 м, т. Полещук открыл по ним огонь. С первого же выстрела загорелся головной танк врага. С двух других выстрелов загорелся второй, а следующими выстрелами был подбит и третий танк противника. У орудия т. Полещука от выстрела разорвалась надульная часть ствола, и осколком снаряда он был ранен. Противник перегруппировался и бросил в бой 26 танков. По-лещук, несмотря на неисправность орудия, открыл по ним огонь и поджег еще два танка. Контратака врага была отбита. Полещук отказался идти в медсанбат и получил лишь первую помощь. Вскоре противник повторил контратаку. На орудие т. Полещука шли два танка и вели сильный огонь. Заряжающий красноармеец Кирюхин был тяжело ранен. Оставшись один, т. Полещук открыл по танкам врага огонь и вторым выстрелом подбил один танк, а второй поспешил вернуться. Так, в этом бою т. Полещук уничтожил шесть танков противника.
Отлично дрались с врагом рядовые этого полка отец и сын Бабичевы. Они составляли расчет станкового пулемета. Быстро меняя позиции и умело маскируясь, Бабичевы подпускали противника на близкое расстояние и кинжальным огнем уничтожали врага. Благодаря их мужеству и умению были отражены две контратаки гитлеровцев. Перед огневой позицией Бабичевых осталось 72 трупа фашистов. В этом бою отец Бабичев пал смертью храбрых. Его сын поклялся отомстить гитлеровцам за смерть своего отца. Свою клятву он с честью выполняет. На другой день им было уничтожено из своего пулемета более 50 вражеских солдат и офицеров.
Командир минометной роты ст. лейтенант Прусаков со своим связным младшим бойцом неожиданно столкнулся с группой гитлеровцев. Фашисты пытались взять их в плен, но советские воины не растерялись. Они мгновенно залегли и, открыв ураганный огонь из автоматов, уничтожили 15 гитлеровцев. Остальные струсили и стали удирать. Прусаков отрезал им дорогу и заставил сложить оружие. В плен было взято 10 фашистов.
Замечательно вели себя бойцы и командиры роты под командованием лейтенанта Тучкова. Они дружно ворвались в населенный пункт буквально на плечах убегающего противника, захватили вражеские пушку с расчетом, два миномета, которые сразу же были использованы в бою. Наши бойцы открыли из трофейного оружия огонь по убегающему противнику. Было взято в плен 40 немцев.
Исключительную находчивость и самоотверженность проявили бойцы понтонно-мостовой бригады тт. Потапов, Вертячий, Наумов и Осипов. 21 октября при обстреле врагом переправы прямым попаданпем снаряда паром был поврежден и затонул. Перечисленные товарищи не сталн дожидаться водолаза, они стали сами водолазами: соединили несколько гофрированных трубок и поочередно спускались в воду. Им удалось вытащить понтон из воды, восстановить и приступить к перевозке людей и грузов на правый берег.
Прославился рядовой Иванов Виктор Петрович, член ВЛКСМ, в РККА с января 1943 г. Иванов в числе первых переправился на правый берег Днепра и геройски дерется с фашистами. На 27 наших бойцов, среди которых находился т. Иванов, противник бросил пехоту и 6 танков. Вражеские танки, зайдя в тыл с правого фланга, стали утюжить наши окопы, за ними шла фашистская пехота. Тов. Иванов гранатами и огнем из винтовки заставил залечь вражескую пехоту. Когда один из танков подошел на 20 м, т. Иванов сперва подбил его гранатой, а затем поджег двумя бутылками с горючей смесью. Экипаж танка был уничтожен огнем из винтовки. Танки повернули назад, за ними побежала и вражеская пехота. С возгласами: «Бей гадов!» — т. Иванов бросился преследовать врага, за ним устремились остальные бойцы и офицеры.
Личный состав 745-го стрелкового полка в течение одного дня отразил 7 контратак противника, поддержанных 8 танками и 4 самоходными орудиями. Все атаки врага были успешно отбиты. На поле боя фашисты оставили 4 подбитых танка. В этом бою 2 танка подбил расчет командира орудия Карпова, один танк был подбит наводчиком Поповым и один танк командиром орудия сержантом Черноштановым. Героический подвиг совершил при отражении контратаки противника недавно принятый кандидатом в члены ВКП(б) пулеметчик Зайцев. Он выдвинулся со своим пулеметом вперед боевых порядков, уничтожил расчет станкового пулемета врага и захватил пулемет. Пулеметчик Иванов зашел во фланг контратакующих немцев, уничтожил две огневые точки и 15 гитлеровцев.
Комсомольцы сержант Лисицын и рядовой Душнов (9-го механизированного корпуса), идя в разведку, заметили немецкого офицера, который вел огонь по нашему подразделению. Лисицын и Душнов тихо подкрались к нему сзади, захватили его в плен и доставили в штаб корпуса. Пленный оказался капитаном немецкой армии. От него были получены ценные сведения.
Командир взвода ПТР кавалерийского полка гвардейской Краснознаменной ордена Ленина Ставропольской им. Блинова кавалерийской дивизии гвардии мл. лейтенант Милованов, член ВКП(б), увлекая своих бойцов в бой, сам лично подбил два танка противника и машину с боеприпасами.
Большую помощь наступающим частям оказывают жители приднепровских населенных пунктов. За последние дни пример патриотизма показала жительница деревни Сваромье, мать двух бойцов Красной Армии, 66-летняя колхозница Горпина Павловна Трегуб. В 1928 г. т. Трегуб была инициатором создания колхоза в селе. В 1939 г. за свой стахановский труд была утверждена участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. У нее фашистские оккупанты отобрали корову, все вещи и даже дом. С приходом частей Красной Армии т. Трегуб одной из первых представила спрятанную от фашистов лодку для переправы на правый берег. Через несколько дней она сама начала помогать переправляющимся бойцам. Несмотря на сильный обстрел противника, отважная патриотка совершала в день по нескольку рейсов, переправляя на правый берег красноармейцев, питание и боеприпасы [Г. П. Трегуб помогала переправляться воинам 240-й стрелковой дивизии 38-й армии].
В один из рейсов красноармеец сказал: «Давай помогу, мать». Отважная патриотка ответила: «50 лет, сынок, управляю, лодка меня слушается, только германцев не возила, будь они трижды прокляты. Хотя я и стара, но сил еще много, чтобы помочь вам, сыны мои». Пример колхозницы воодушевлял бойцов на новые подвиги.
Начальник политического управления 1-го Украинского фронта
генерал-майор С. Шатилов
ЦАМО СССР, ф. 236, оп. 2675, д. 7, л. 3—4. Подлинник.
[12; 242-244]
3 ноября 1943 г.
Дата опубликования.
В бой, богатыри! Настал час. Мать Родина зовет нас вперед!
Мы идем в бой за святой Киев — мать русских городов, сердце Украины!
Вы видите его Печерские высоты, золотой купол Лаврской колокольни.
В истерзанном городе — враг. Изрыты улицы Киева. На Подоле окопались немецкие автоматчики. В прорубленных стенах древней Лавры установлены орудия. В Марьинском парке — окопы и траншеи. В руинах — Владимирский собор. Взорван Крещатик. Враг надругался над дорогими памятниками старины, столь милыми сердцу русского человека. Не дадим глумиться над твоими родными. Кровью детей обагрены мостовые города.
Киев стонет, зовет и ждет нас, святой город зовет к мести! Из пламени горящего города к нам с мольбой простирают свои исхудалые руки измученные врагом наши отцы, матери, жены и дети. Они ждут тебя, воин-богатырь.
Торопись! Не дай врагу сжечь святой и древний русский город. Спаси, не дай извергу угнать на каторгу твоих братьев, сестер. На тебя с мольбой и надеждой смотрят детские глаза твоего сына, в молчаливом страданьи ждут тебя твои отец и мать.
Товарищи!
В суровых и тяжелых боях родилась и поднялась слава наших полков.
Мы дрались за Дон, Сейм и Десну. Мы с боем ворвались на правый берег Днепра.
За нашими плечами — Воронеж, Курск, Нежин. За нами — сотни других освобожденных городов и сел. Выполняя приказ Родины, мы знали только одно — вперед!
Страна достойно оценила подвиги своих бесстрашных сынов. Сотни богатырей Днепра удостоены высокого звания — Героя Советского Союза. Тысячи рядовых, сержантов и офицеров награждены орденами Родины.
Мы с честью и доблестью пронесли свои боевые знамена.
Страна верит нам, она знает — мы пройдем по Крещатику святого Киева и скажем Отчизне:
— Город-мученик, родной и милый Киев освобожден!
Помни и знай, товарищ,— пройдут года и к знамени, окропленному кровью, что поднял ты над Киевом, припадут твои потомки и скажут:
— Вот под этим знаменем шли в бой русские витязи. Они нам вернули жизнь, честь и свободу.
Так поднимайся, верный сын Отечества! Развертывай свое знамя! Неси его к городу-мученику, к святому и родному Киеву. Водрузи его на Лаврской колокольне.
Народ увидит тебя, услышит твой голос, не забудет твой образ.
Будьте решительны, бесстрашны и смелы в бою! Подлый немец хочет сделать Киев своей крепостью, но он станет его могилой.
Помни, товарищ, что в эту минуту от тебя ждет подвига твой сын и твой отец, твоя мать и твоя жена. С затаенным дыханием прислушивается к твоему шагу вся Родина. Так быстрее шаг, смело вперед, за освобождение родного Киева!
На ратном поле поклянемся перед Родиной и народом, перед павшими в боях друзьями — освободить родную и милую сердцу столицу Украины!
Вперед, богатыри, вперед к победе! Нам сияет солнце счастья, свободы и славы!
Армейская правда, 60 А, № 264, 1943, 3 ноября.— ЦАМО СССР, ф. 417, оп. 10 589, д. 9, л. 29.
[12; 244-245]
3 ноября 1943 г.
С получением боевой задачи во всех частях и подразделениях проведены совещания заместителей командиров батальонов по политчасти, парторгов и комсоргов с вопросом доведения до каждого бойца и командира боевого приказа и политического обеспечения наступательных боев. После чего, в зависимости от обстановки, были проведены митинги, индивидуальные и групповые беседы и читка призывов Военного совета.
Так, в 745-м стрелковом полку в 1-м и 2-м стрелковых батальонах проведены митинги, которые прошли с огромным политическим и патриотическим подъемом... Боец нового пополнения 745-го стрелкового полка Хмельницкий выступил на митинге на украинском языке и сказал: «Воины — други! Родина поставила перед нами задачу — освободить родной и дорогой нам Киев, многострадальный украинский народ от гитлеровских злодеев. Так поклянемся же, что не посрамим иаших доблестных предков, боевую славу лучших людей нашей страны Александра Суворова и Богдана Хмельницкого, боевую славу русских и украинских богатырей—воинов. Мы с честью выполним боевой приказ. Нет места в наших рядах трусам и паникерам. Смерть палачам, детоубийцам и душителям советского народа — гитлеровским захватчикам! Да здравствует мать-Родина, Советская страна! Вперед за Киев, за счастливую жизнь! Вперед на разгром врага!»
Командир орудия 4-й батареи 348-го артиллерийского полка сержант Рогушин на митинге сказал: «Приказ Родины мы выполним с честью и доблестью, свойственной советскому народу. Вперед, на запад за освобождение столицы Украины — родного Киева. Я, как коммунист и командир орудия, клянусь перед строем, что мой расчет жестоко отомстит фашистским палачам, которые вырвали из наших рядов любимых командиров капитана Лохмакова и лейтенанта Сергусе. Мы отомстим подлому врагу за все злодеяния и зверства, которые он чинил в нашей стране. Товарищи бойцы и командиры, в неудержимом порыве двинемся мощной лавиной вперед на разгром гитлеровских орд».
Тут же на митингах и в ротах ряд бойцов подали заявления в партию и в комсомол. Так, после митинга были приняты в ряды ВКП(б) мл. сержант Кочнев и красноармеец Петров из 190-й отдельной истребительной противотанковой дивизии. В 745-м стрелковом полку подано 8 заявлений в партию и 6 в комсомол, в 348-м стрелковом полку — 8 человек в партию и 2 в комсомол. Красноармеец 1-й минроты 745-го стрелкового полка Гончаров, подавая заявление, сказал: «В наступательных боях за старинный г. Киев я буду беспощадно громить гитлеровских поработителей, не щадя ни своих сил, ни крови. И если погибну в бою за Родину, то считайте меня коммунистом».
Коммунисты и комсомольцы на поле боя осуществляли авангардную роль. Они шли впереди боевых порядков подразделений, личным примером отваги и мужества и пламенным большевистским словом увлекали за собой личный состав и воодушевляли его на разгром врага...
Начальник политического отдела 141-й стрелковой дивизии
подполковник Н. Садовин
ЦАМО СССР, ф. 417, оп. 10597, д. 72, л. 85. Подлинник.
[12; 246]