По решению Ставки Верховного Главнокомандования Брянский фронт переименован в Орловский фронт. [3; 352]
Советские войска продолжали наступление в районе Вязьмы и освободили ряд населенных пунктов, в т.ч. железнодорожную станцию Угра. [1; 210]
Авиация Черноморского флота произвела постановку мин в Керченском проливе. [3; 352]
Опубликован акт о зверствах немецко-фашистских захватчиков в Ростове-на-Дону. [3; 353]
Опубликовано сообщение о том, что трудящиеся Тульской области, кроме ранее внесенных на танковую колонну «Тульский колхозник» 43 млн. рублей, на строительство вооружения для Советской Армии дополнительно внесли 41 млн. 900 тыс. рублей. Всего по области в фонд обороны на танковую колонну, авиасоединение «Тула», эскадрилью имени Героя Советского Союза партизана Александра Чекалина и на подарки Советской Армии собрано 102 679 тыс. рублей. [3; 353]
Даже после того как наши войска прорвали блокаду, враг не перестал готовиться к решающему удару по осажденному городу. Об этом свидетельствует оперативный приказ № 5, подписанный Гитлером 13 марта 1943 года. В нем говорится: «Во второй половине лета (в начале июля) предполагается провести операцию против Ленинграда. Операция будет проведена при максимальном сосредоточении всей имеющейся в распоряжении артиллерии, с использованием новейшего наступательного оружия. Для этого необходимо заблаговременно начать развертывание артиллерии и создание запасов боеприпасов. Конкретные задачи в связи с этим будут поставлены специальным приказом».
Как известно, «специального» приказа так и не последовало. Немецко-фашистское командование вынуждено было отказаться от «операции против Ленинграда». [5; 324-325]
Ниже публикуется акт и фотодокументы о чудовищных преступлениях немецко-фашистских мерзавцев в Ростове-на-Дону.
«А К Т
Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о нижеследующем: после занятия Ростова немецкий комендант города генерал-майор Киттель организовал массовое истребление мирных жителей города. Многие сотни граждан были обязаны вместе с детьми явиться на сборные пункты, захватив с собой ценные вещи и трёхдневный запас продовольствия. На сборных пунктах явившихся сажали на грузовики и вывозили за город. В районе Ботанического сада и Зоопарка взрослых расстреливали, а детей отравляли, смазав им губы сильно действующими ядовитыми веществами. По неполным данным, немецкие палачи расстреляли и отравили 15—18 тысяч человек. Среди расстрелянных — заведующий глазным отделением 2-й Советской больницы доцент Киршман, врач-терапевт Инал, юрист Луцкий, заместитель директора завода им. Ворошилова Буняков и его жена, доцент Новиков, его мать 70 лет, жена и восьмилетний сын, доктор Шершевская, медицинская сестра Оиманович, токарь Павловская и другие.
За время оккупации города, особенно перед его оставлением, немецкие варвары разграбили, взорвали и сожгли многие промышленные предприятия Ростова. Разрушены завод Ростсельмаш им. Сталина, завод «Красный Аксай», паровозоремонтный завод имени Ленина, колбасная фабрика «Красная звезда», консервный завод «Смычка», чугунолитейный завод им. Воровского, мукомольно-макаронный комбинат № 2, механический завод имени Ворошилова, один из крупнейших в стране механизированный хлебозавод, ростовская электротеплоцентраль, автобусный парк, трамвайный парк, трамвайная и троллейбусная сеть по всему городу, почтамт и телеграф, типографии, водопровод, канализация, киномеханические мастерские, различные пищевые фабрики, комбинаты и другие крупнейшие предприятия и сооружения.
Немецкие варвары сожгли свыше 2 миллионов книг Областной государственной библиотеки и разорили 25 библиотек. Ценнейшие книги, являющиеся редкостью и представляющие огромную научную ценность, были уничтожены или вывезены в Германию. Оккупанты разрушили основные корпуса Центральной городской больницы, 1-ю, 3-ю и 4-ю поликлиники, поликлинику железнодорожников и другие. Некоторые больницы были уничтожены вместе с находившимися в них больными. Фашистские мародёры вывезли из больниц в Германию ценнейшую медицинскую аппаратуру и инструменты.
Варвары разрушили и сожгли лучшие общественные здания города: Дом Советов, гостиницы «Интурист» и «Интернационал», Драматический театр им. Горького, Театр эстрады, Театр юного зрителя, Театр музыкальной комедии, кинотеатры «Гигант» и «Хроника», Дом просвещения, Дворец культуры завода Ростсельмаш имени Сталина, клубы профсоюзов электриков, медсантруда и работников связи, Институт инженеров железнодорожного транспорта, научно-исследовательские лаборатории и клиники Ростовского медицинского института, Педагогический институт, здание физико-математического факультета университета им. Молотова, техникум связи, строительный техникум, музыкальное училище, свыше 50 средних школ, Музей Революции, Музей краеведения, Академическую библиотеку и другие.
Взорваны и сожжены все жилые дома по улице Энгельса, от вокзала до Ворошиловского проспекта, большая часть зданий по Пушкинской, Шаумяна и Социалистической улицам, начиная от вокзала до Будённовского проспекта, а также значительная часть помещений и жилых зданий по Будённовскому, Театральному и Ворошиловскому проспектам, в посёлке «Ростсельмаш», Олимпиадовка и других местах. Парк имени Горького был гордостью ростовчан. Немецкие варвары вырубили в парке самые ценные деревья, разрушили фонтаны и павильоны.
Разрушение общественных и жилых зданий происходило следующим образом: специальные команды сапёр-поджигателей и подрывников закладывали мины, взрывали здания, остатки обливали бензином и поджигали. Бандиты даже не считали нужным предупредить об этом жителей. Под обломками разрушенных зданий погибли сотни людей.
Под угрозой расстрела гитлеровцы отправили многих жителей Ростова на каторгу в Германию. По приказу коменданта города все мужчины от 14 до 60, лет и женщины от 15 до 50 лет были зарегистрированы. У них были отобраны паспорта. Затем зарегистрированные собирались в сборных пунктах. Под угрозой расстрела их сажали в вагоны и отправляли, как скот, на запад. Таким образом были отправлены в Германию многие тысячи советских людей. Оставшиеся жители Ростова были обречены на вымирание от голода и болезней.
Отступая под ударами Красной Армии, немецкие оккупанты казнили в городской тюрьме 135 арестованных жителей Ростова. Перед этим палачи подвергли свои жертвы страшным пыткам — отрезали носы, выкалывали глаза, отрубали ноги, руки. После этого гитлеровцы взорвали здание тюрьмы вместе с находившимися в нём заключёнными советскими гражданами. Во дворе тюрьмы обнаружено 1.154 трупа, в том числе 122 трупа женщин и 57 трупов детей. Среди расстрелянных и замученных в тюрьме опознаны трупы инженера Георгия Жданова, работницы Анны Михайловой и других.
Улицы и площади Ростова, обагрённые кровью мирных советских граждан, носят следы чудовищных преступлений немецко-фашистских подлецов.
Одержимые звериной злобой к советскому народу, к нашей культуре, ко всему русскому, гитлеровцы разрушили всё, что создано русским народом за долгие годы существования города, и всё, что создано советскими людьми на протяжении 25 лет. Разрушения эти отнюдь не вызывались военными соображениями.
Кровь наших братьев, сестёр вопиет о мести. От имени всех граждан города Ростова-на-Дону мы требуем сурового возмездия бандитам за все их мерзкие и гнусные злодеяния».
Акт подписали: и. о. председателя Исполкома Горсовета депутатов трудящихся С. Бурменский, инженер пивоваренного завода «Заря» И. Звензек, профессор Н. Стасевич, профессор В. Карницкий, майор Я. Донской, майор П. Седов, капитан А. Токарь, рабочий артели «Метиз» А. Дибров, уполномоченный посёлка «Новый городок» А. И. Макеева, мастер Лензавода В. Бочаров, техник фабрики им. Микояна С. Токарев.
Кровавые злодеяния немцев в Ростове-на-Дону — это лишь небольшая часть проводимой гитлеровцами чудовищной программы истребления советского народа, разрушения всех материальных и культурных ценностей во временно захваченных районах. Немцы разрушают все захваченные ими советские города и сёла, грабят и уничтожают культурные и исторические ценности народов Советского Союза. Гитлеровцы пытают, расстреливают и вешают мирных жителей, не останавливаясь перед убийством беззащитных женщин и детей. Они насильственно угоняют советских граждан на каторгу в Германию, заключают их в концлагери и обрекают на неизбежную смерть от голода, побоев и изнурительного труда.
Опубликованный выше акт даёт яркое представление о том «новом порядке», который насаждают немецко-фашистские подлецы в захваченных ими странах и областях. Там, где ступила нога гитлеровского солдата, замирает всякая культурная жизнь, наступает одичание и запустение.
Немецкие мерзавцы, вторгшиеся в нашу страну, заливающие кровью советскую землю, ответят за всё — за муки невинных людей, за убийства женщин и детей, за все насилия, за разбой и разрушения. Близок час возмездия!
СОВИНФОРМБЮРО.
В течение ночи на 13 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
* * *
Западнее Вязьмы наши войска продолжали наступление и заняли ряд населённых пунктов. На одном участке противник, опираясь на сильно укреплённые опорные пункты, пытался задержать продвижение советских частей. Ваши бойцы обошли линию немецкой обороны, и под угрозой окружения гитлеровцы беспорядочно отступили. На поле боя осталось до 400 вражеских трупов и много вооружения, брошенного противником.
В селе Каменке рота наших автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Тесля освободила 1.500 советских граждан, согнанных немцами из окрестных деревень. Гитлеровцы пытались уничтожить мирных людей и уже приступили к их расстрелу. Внезапно атаковав немецких бандитов, советские автоматчики вызволили колхозников от неминуемой смерти.
* * *
Южнее гор. Белый наши войска, преодолевая сопротивление немцев, продвиулись вперёд и заняли несколько населённых пунктов. Отряд наших разведчиков под командованием лейтенанта Петрова захватил склад противника, в котором находилось 6 тяжёлых орудий, несколько десятков пулемётов, большие запасы снарядов, патронов и различного военного имущества.
* * *
Западнее Харькова наши войска вели ожесточённые бои, отбивая атаки противника. Гитлеровцы, не считаясь с огромными потерями в людях и технике, продолжают рваться к городу. Части Н-ского соединения за два дня боёв уничтожили 46 немецких танков, свыше сотни автомашин и несколько тысяч гитлеровцев. Южнее Харькова бойцы Н-ского соединения подбили и сожгли 11 немецких танков и истребили до 300 немецких солдат и офицеров.
* * *
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Орловской области, из засад уничтожил до 50 немецких солдат и организовал крушение немецкого воинского эшелона. Партизаны другого отряда пустили под откос вражеский поезд, следовавший к линии фронта. В результате крушения убито и ранено много гитлеровцев.
* * *
После ожесточённых боёв наши войска вчера овладели городом Вязьма. За время оккупации и перед отступлением немцы опустошили и уничтожили город. Во всех советских сёлах и городах гитлеровцы производили и производят открытый разбой и грабёж. В Вязьме они свирепствовали больше, чем где-либо. Немецкие бандиты разграбили и уничтожили все культурные учреждения и исторические памятники города. Фашистские варвары разгромили и разрушили Вяземский драматический театр, городской кинотеатр, Вяземский музей, Учительский институт. Дом культуры, клуб железнодорожников, Дом пионеров, городскую больницу. Старинные здания, построенные в первой половине XVIII века, превращены в развалины. Немецко-фашистские захватчики разрушили также вяземский кафедральный собор.
* * *
Югославские партизаны нанесли немцам большой урон в районе Млиниште. За последнее время в боях с оккупантами в этом районе югославские патриоты истребили до 200 гитлеровцев. Возле Седло и Мали Лог уничтожено 138 итальянских солдат и офицеров. Партизаны захвати у итальянских оккупантов 40 пулемётов и много боеприпасов.
В течение 13 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
* * *
12 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 10 немецких танков и бронемашин, до 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 6 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорваны два склада с горючим и склад противника с боеприпасами.
* * *
Западнее и южнее Вязьмы наши войска продолжали успешное наступление, заняли целый ряд населённых пунктов, в том числе железнодорожную станцию Угра. Противник оказывает упорное сопротивление, но решительными удярами наших частей отбрасывается с созданных им оборонительных рубежей. В районе одного из населённых пунктов разбит батальон немецкой пехоты. На поле боя осталось до 400 вражеских трупов. Захвачено 6 орудий, 27 пулемётов, 9 миномётов и большое количество боеприпасов. Взяты пленные.
* * *
В районе Харькова продолжались ожесточённые бои. Западнее города крупным силам танков и пехоты противника после многократных атак ценою тяжёлых потерь удалось потеснить наши части. Наши войска, заняв новые рубежи, выдерживали натиск численно превосходящих сил противника, отбивали атаки гитлеровцев и нанесли им огромные потери. Крупными силами танков и мотопехоты немцы вели также атаки севернее города. На этом участке продолжаются ожесточённые бои. Южнее Харькова полк пехоты и несколько десятков танков противника неоднократно переходили в наступление. Потеряв 11 танков и до 500 солдат и офицеров, гитлеровцы отошли на исходные позиции.
* * *
В районе Изюма наши части отбили несколько атак противника и уничтожили 6 немецких танков и свыше 200 гитлеровцев. На одном участке группа вражеских автоматчиков просочилась в расположение наших войск. Бойцы Н-ской части окружили и уничтожили эту группу немецких автоматчиков.
Нашими лётчиками в воздушных боях сбито 9 самолётов противника.
* * *
Партизанский отряд «За Родину», действующий в одном из районов Украины, истребил более 100 гитлеровцев. Партизаны отряда им. Щорса заминировали железнодорожный путь. На минах, установленных партизанами, подорвались два паровоза и 19 вагонов с боеприпасами противника. Движение поездов на этом участке железной дороги было приостановлено. Группа партизан этого же отряда совершила внезапный налёт на железнодорожную станцию. Советские патриоты сняли часовых и ворвались в немецкую казарму. Солдаты из охраны, пытавшиеся оказать сопротивление, были убиты. Остальные гитлеровцы в количестве 25 солдат и 1 офицера сдались в плен. Захвачено оружие и боеприпасы.
* * *
Пленный солдат 529 полка 299 немецкой пехотной дивизии Эрих Грунек рассказал: «По состоянию здоровья меня признали негодным к строевой службе и направили в команду, сопровождавшую маршевые батальоны на фронт. За последнее время ни один маршевый батальон не прибывал к месту назначения в полном составе. В дороге из каждого эшелона дезертировали десятки солдат. В январе жандармерия устроила несколько облав в Киеве и его окрестностях. За один только месяц было задержано и отдано под суд больше тысячи дезертиров».
* * *
Жители освобождённой от немцев деревни Линея, Калининской области, составили следующий акт: «До вторжения гитлеровских разбойников все крестьяне нашей деревни жили зажиточно. Каждый колхозник имел корову, овец и домашнюю птицу. Сейчас в деревне нет ни одной коровы, ни одной овцы, ни одного поросёнка, ни одной курицы. Всё разграбили немецкие бандиты. Они отобрали у жителей всё продовольствие и обрекли население на голодную смерть. Немецкие солдаты избили нашего односельчанина Александра Цветкова. Он пожаловался на них немецкому коменданту. Фашистский зверь выслушал жалобу и приказал немедленно расстрелять Цветкова. В соседней деревне Громовка фашистские изверги замучили и расстреляли свыше 200 мирных жителей, в том числе женщин и детей». Акт подписали: Мария Попова, Михаил Шевельков, Александр Попов и другие.
[24; 179-184]