16

10 августа 1943 года - 780 день войны

10 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О делении военнослужащих Военно-Морского Флота на рядовых, старшин и офицеров». Офицерский состав Военно-Морского Флота делился в соответствии с указом на группы младшего, старшего и высшего офицерского состава. [3; 416]

Государственный Комитет Обороны СССР удовлетворил просьбу Союза польских патриотов в СССР о сформировании второй польской дивизии. Союз польских патриотов в СССР получил разрешение формировать польский корпус. [3; 416]

Войска 10-й армии Западного фронта, осуществляя Смоленскую наступательную операцию, в ходе ожесточенных боев прорвали главную полосу обороны врага. [3; 416]

Советские войска, наступавшие на брянском направлении, освободили 76 населенных пунктов и среди них станцию Хотынец; на харьковском направлении — свыше 70 населенных пунктов, в том числе станцию Рогозянка. [3; 416-417]

На Черном море советская подводная лодка потопила транспорт противника «Бой-Федерсон» (6600 т). [3; 417]


Хроника блокадного Ленинграда

Инструктор парткома Кировского завода Л. П. Галько сделал в своем дневнике следующую запись:

«Сегодня на заседании парткома было рассмотрено два вопроса: 1) О состоянии военной подготовки в рабочих батальонах; 2) Утверждение комиссии по сбору материалов для истории завода в годы Отечественной войны.

С докладом о состоянии военной подготовки в рабочих батальонах выступил начальник штаба охраны завода т. Степанов. Он указал, что в апреле 1943 г. мы организовали два артиллерийско-пулеметных батальона, саперно-восстановительную роту. Кроме того, в состав вооруженных сил завода входят: рота ВОХР [т.е. военизированная охрана], команды МПВО. Оба батальона полностью обеспечены пушками, минометами, ПТР [т.е. противотанковое ружье], пулеметами и боеприпасами...

Сегодня же утвержден состав комиссии по сбору материалов для истории завода в годы Отечественной войны» [к тому времени уже работала образованная при Институте истории партии городская Комиссия по сбору материалов по истории Ленинграда в годы войны и блокады].

В Доме Красной Армии состоялось созванное Политуправлением Ленинградского фронта совещание художников-фронтовиков. Обсуждались выставленные здесь 400 картин, этюдов, автолитографий, зарисовок, плакатов, скульптурных произведений, запечатлевших героическую борьбу и подвиги защитников Ленинграда.

Фашистская артиллерия выпустила по городу 79 снарядов. [5; 386-387]


Из передовой статьи красноармейской газеты «В решающий бой»
«Героические сыны казахского народа»

10 августа 1943 г.

Шесть пулеметчиков удержали высоту и истребили 90 гитлеровцев.

Вот эти славные имена: Куспанов Кисмет, Анишев Василий, Урумбасаров Сагигали, Денешев Шахат, Кузенбаев Майгуз, Саранбаев Шахан.

Шесть сынов казахского народа поклялись на украинской земле драться до последней капли крови, до последнего дыхания. Они очутились в тяжелой обстановке. Только железное упорство, только беззаветная борьба за Родину, за ее честь, свободу и независимость могли придать такую богатырскую силу и выдержку славным советским воинам...

Наши подразделения вели наступление. В качестве десанта на броне тяжелого танка находился расчет станкового пулемета во главе с мл. сержантом Куспановым. На участке высоты 203,8 около 200 гитлеровцев при поддержке 10 танков перешли в контратаку и стали быстро окружать танк, на котором действовали казахи пулеметчики. Им хорошо было видно, как вражеская пехота продвигалась вперед, стремясь вклиниться в наши боевые порядки и захватить высоту.

Командир расчета Куспанов обвел пристальным взглядом свой расчет. И пулеметчики без слов понимали, что хочет сказать их командир. Первым заговорил комсомолец Шахат Денешев: «Не опозорим имени казахов перед Родиной, назад ни шагу, умрем, а с высоты не сойдем». Так думал каждый из славной шестерки и мысленно повторял слова священной клятвы своего боевого друга.

Пулеметчики спокойно, с полным сознанием величайшей ответственности за оборону рубежа, на котором они находились, выбрали удобную скрытую позицию и установили свой пулемет. Заняв круговую оборону, казахи пулеметчики приготовились к встрече с врагом. Они понимали, успех в таком неравном бою могли решить только храбрость в сочетании с военным мастерством. И казахи пулеметчики показали, что они обладают такими качествами.

Фашисты шли во весь рост. Чувствуя превосходство в силах на данном участке, гитлеровцы самодовольно улыбались, предвкушая легкую победу.

Но это было преждевременно. Нервы казахов пулеметчиков оказались крепки, как сталь. Отважные воины подпустили врагов на 30—40 м и открыли ураганный огонь из пулемета и автоматов. Как подкошенные, валились на землю гитлеровцы. Они не ожидали, что у самой почти цели их встретит сплошной свинцовый дождь. Десятки фашистов покрыли землю своими трупами, наводя страх на последующие наступающие цепи.

Огонь сильный и все сокрушающий расчет не прекращал ни на минуту. Ранены Денешев и Кузенбаев. Им предлагают товарищи немедленно отправиться на перевязку. Предлагают, а сами не верят, что их боевые друзья уйдут с поля боя.

Напряжение схватки наростало с каждой минутой. Уже уничтожено более 50 гитлеровцев, но взбешенный враг продолжал лезть вперед. Но как и в первые минуты боя, казахи пулеметчики были непоколебимы. Они с еще большей яростью и ожесточением посылали очередь за очередью по врагу, заставляя его прижиматься к земле и густо поливать ее своей черной кровью. Пулеметный расчет Куспанова превратил свою позицию в подлинный бастион, неприступную крепость. Обессиленный и обескровленный враг, потеряв 90 своих солдат, откатился назад. Вражеская атака захлебнулась.

Высота по-прежнему оставалась в наших руках, в руках мужественных сынов казахского народа, подлинных героев Великой Отечественной войны. Наша пехота подоспела на помощь героям-пулеметчикам и погнала фашистов на запад.

Слава бесстрашным воинам-казахам! Слава верным защитникам Советской Родины! Их подвиг всегда будет напоминать нашим воинам о солдатах советской выучки, на знамени которых написано единое слово — победа!

В решающий бой, 2ТК, № 133, 1943, 10 августа.— ЦАМО СССР, ф. 3407, оп. 1, д. 262, л. 11.

[12; 167-168]