Заместитель государственного секретаря США Уэллес, советский посол в США М. М. Литвинов и английский посланник Кэмпбелл подписали протокол о поставке Соединенными Штатами и Англией Советскому Союзу военного снаряжения, боеприпасов и сырья. Протокол представлял собой официальное оформление соглашений, которые уже находились в силе в течение ряда месяцев и предусматривали бесперебойное осуществление программы снабжения, разработанной на Московской конференции в 1941 г. [3; 265]
Завершилась Синявинская наступательная операция войск Волховского и Ленинградского фронтов. Ведя активные боевые действия, советские войска вынудили немецко-фашистское командование втянуть в бой на этом направлении до восьми дивизий из своего резерва, измотали и обескровили их и вынудили противника отказаться от решительного штурма Ленинграда, для которого эти резервы предназначались. Однако советским войскам не удалось выполнить главную цель операции — прорвать блокаду Ленинграда. [3; 265]
Окончились бои партизан южного массива Брянских лесов против карательной экспедиции. Двадцатидневные бои закончились полным провалом карательной экспедиции. Каратели, потеряв убитыми 2327 и ранеными свыше 1000 солдат и офицеров, 5 танков, 2 бронемашины, 6 орудий, не достигнув цели — уничтожения партизан,— отошли на исходные позиции. Партизаны, сохранив основные силы, ушли из деревень Навлинского района. Вместе с партизанами ушли в леса свыше 25 тыс. семей крестьян деревень, сожженных карателями. [3; 265]
Отход войск Волховского фронта из района Синявина на исходные позиции дал возможность врагу усилить удары по плацдарму, вторично захваченному частями Ленинградского фронта 26 сентября 1942 года на левом берегу Невы. Встал вопрос: целесообразно ли удерживать этот плацдарм? Сражающиеся на нем части причиняют врагу значительный урон, но и сами несут немалые потери. В связи с этим решено отвести войска с плацдарма обратно на правый берег Невы.
Фельдмаршал Манштейн сообщил 6 октября гитлеровскому командованию, что 1 ноября он готов штурмовать Ленинград, если его, Манштейна, войска получат необходимое пополнение.
«Готовность» Манштейна была уже далека от реальности. Тяжелым камнем на шее фашистского командования висел Сталинград. Он оттягивал на себя и внимание, и резервы врага. [5; 252]
В течение ночи на 6 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. На других фронтах никаких изменений не произошло.
* * *
В районе Сталинграда наши войска вели бои с танками и пехотой противника. На участок, который обороняет Н-ская часть, немцы бросили в атаку до полка пехоты и 15 танков. Наши бойцы отбили одну за другой семь атак гитлеровцев, подбили 3 танка и уничтожили до роты немецкой пехоты.
* * *
Артиллерийским огнём кораблей Волжской военной флотилии подавлен огонь артиллерийских батарей и уничтожены миномётные батареи противника.
* * *
Северо-западнее Сталинграда Н-ская часть вела активные бои и несколько продвинулась вперёд. Противник на отдельных участках переходил в контратаки. но был отброшен ружейно-пулемётным и миномётным огнём наших подразделений. В ходе этих боёв немцы потеряли убитыми до 400 солдат и офицеров. Уничтожено 23 вражеских пулемёта, орудие и несколько повозок с боеприпасами. Нашими бойцами огнём из пехотного оружия сбит немецкий самолёт.
* * *
В районе Моздока наши бойцы отбили атаку противника. Огнём артиллерии и миномётов уничтожено 3 танка и 80 гитлеровцев. На другом участке гвардейская часть уничтожила 4 немецких танка, 13 повозок и истребила до 200 солдат и офицеров противника.
* * *
Юго-восточнее Новороссийска на одном из участков советские бойцы перешли в контратаку и овладели высотой. В бою за высоту разгромлен румынский батальон, уничтожено 2 танка и 7 автомашин. Огнём наших зенитчиков сбито 2 и повреждено 2 немецких самолёта.
* * *
На Ленинградском фронте активными действиями наших подразделений, огнём артиллерии, миномётов и снайперов за три дня истреблено до двух рот гитлеровцев. Лётчики Краснознамённого Балтийского флота совершили успешный налёт на аэродром противника. Бомбовым ударом уничтожено на земле 7 и повреждено 12 вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88». Кроме того, в воздушном бою наши лётчики сбили 3 немецких самолёта.
* * *
Пленный ефрейтор 5 роты 515 полка 294 немецкой пехотной дивизии Максимилиан Матцнер рассказал: «Зимой в боях под Харьковом я обморозился, долгое время находился в госпиталях и лишь в августе вернулся в свою часть. К этому времени состав роты полностью обновился. Во всём батальоне я едва отыскал несколько знакомых солдат. Из бесед с ними я узнал о тяжёлых потерях наших подразделений. В 5 роте было 145 человек. Три раза она получала пополнения общей численностью в 150 человек. К моему возвращению в ней осталось не более 40 солдат. Товарищи сообщили мне, что в одном бою из строя выбыло очень много офицеров. Убиты командир дивизии генерал Габке, начальник штаба дивизии и другие офицеры. Солдаты с ужасом думают о наступающей зиме и о бедствиях, какие несут немецкой армии морозы».
* * *
Немецкому унтер-офицеру Фридриху Келлеру пишет Эльза Штраубе из Вены: «В городе стоит стон от раненых! Их сейчас у нас так много, как никогда. Раненых привозят в санитарных поездах и на пароходах. Вчера опять прибыли три парохода. У моста собралась большая толпа. Не могу тебе описать всего того, что я там видела. Я думаю, что в Вене сейчас раненых солдат больше, чем жителей...»
* * *
Советские граждане, бежавшие из фашистского плена, рассказали о чудовищных зверствах, которые чинят немецко-фашистские мерзавцы в оккупированных ими районах Кубани. Заняв село Псебай, Краснодарского края, немцы начали творить кровавую расправу над крестьянами. В первый же день гитлеровцы повесили колхозников Шилина, Токарева и Полякова. Всех взрослых и подростков гитлеровцы погнали на ремонт дорог и мостов. Беременную колхозницу Курилкину заставили таскать камни и песок. Когда она упала, немецкие мерзавцы зверски избили её, а потом расстреляли.
В течение 6 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. На других фронтах существенных изменений не произошло.
* * *
За 5 октября частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 5 немецких танков, 25 автомашин с войсками, 5 автоцистерн с горючим, взорвано 3 склада боеприпасов, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.
* * *
В районе Сталинграда продолжались ожесточённые бои. Крупные силы пехоты и танков противника непрерывно атаковали наши позиции в направлении заводского посёлка. В середине дня 12 немецких танков проникли в один из кварталов посёлка. Наши части вели бои по уничтожению вклинившихся и нашу оборону танков противника, и к исходу дня 11 танков из 12 прорвавшихся были уничтожены. Бойцы Н-ского соединения в течение дня уничтожили до батальона немецкой пехоты, подбили и сожгли 18 танков и ружейно-пулемётным огнём сбили 3 самолёта противника.
* * *
Северо-западнее Сталинграда бойцы Н-ской части, преодолевая упорное сопротивление противника, несколько продвинулись вперёд. В ходе этих боёв уничтожено до 500 немецких солдат и офицеров, 3 танка, 9 орудий, 2 миномётные батареи, 3 миномёта и 13 пулемётов противника. Подразделения Н-ской гвардейской части ворвались на окраину одного населённого пункта, разрушили 10 ДЗОТов и блиндажей и истребили 150 гитлеровцев.
* * *
В районе Моздока артиллеристы и миномётчики Н-ской части отбили три атаки противника, уничтожив при этом 4 танка, 10 пулемётов, 2 автомашины и до 200 гитлеровцев. Миномётчики тт. Кабаков, Горбунов, Смирнов и Филиппов истребили до 100 немецких солдат и офицеров. На другом участке происходили ожесточенные бои за один населённый пункт, который четыре раза переходил из рук в руки. После упорных боёв наша часть оставила этот населённый пункт.
* * *
Два дня назад в районе Синявина противник двумя дивизиями повёл атаку на наши позиции. Все атаки противника были отбиты с огромными для него потерями. В этих боях немцы потеряли 16 танков и до 4.000 солдат и офицеров.
* * *
Юго-восточнее Новороссийска наши части отбили атаки крупных сил противника и прочно удерживают занятые рубежи. На поле боя осталось свыше 200 вражеских трупов. Подбит один немецкий танк и подавлен огонь 6 артиллерийских батарей противника.
* * *
Лётчики авиачастей, где командирами тт. Краснолуцкий, Фомин и Шевелёв, совершили налёт на аэродром противника. Неожиданно появившись над целью, они сбросили бомбы и обстреляли из пулемётов находившиеся на земле немецкие самолёты. В результате налёта уничтожено 5 и повреждено 3 немецких самолёта.
* * *
Взятый в плен южнее Сталинграда солдат 1 роты 5 егерского полка 1 румынской пехотной дивизии Марин Диакон рассказал: «Попытки овладеть населённым пунктом обошлись нашему полку очень дорого. Мы несколько раз переходили в наступление, но неизменно натыкались на непреодолимую стену огня и отходили, неся тяжёлые потери. Когда мы отступали, нас обстреляли находившиеся позади немцы. Мы очутились между двух огней и понесли ещё большие потери. В 1 роте осталось не более 20 солдат. Чтобы подбодрить упавших духом солдат, офицеры обещают им земли на Украине и в Крыму, но и это мало помогает. Многие солдаты не хотят воевать за Гитлера. Они ненавидят немцев и считают их главными виновниками войны».
* * *
Жители освобождённой от гитлеровцев деревни Панфилово, Ленинградской области, рассказали о кровавом злодеянии немецко-фашистских мерзавцев. Немецкий карательный отряд арестовал 16 колхозниц. Гитлеровцы потребовали от них сведений о местонахождении партизан. Советские женщины отказались отвечать на вопросы. Гитлеровские бандиты схватили одну колхозницу и повесили её у сарая, где допрашивали арестованных. Но и это не устрашило советских патриоток. Тогда немецко-фашистские мерзавцы подвергли колхозниц зверским пыткам, кололи их штыками, вырезали им груди, а потом облили керосином и сожгли.
* * *
В городе Ремшейд (Западная Германия) рабочие завода «Стальиндустри» предъявили администрации следующие требования: повысить заработную плату, отменить вычеты и штрафы и улучшить питание. Все требования были отклонены. В связи с этим рабочие многих цехов отказались приступить к работе и объявили забастовку. Эсэсовцы арестовали более 300 рабочих и бросили их в тюрьму. 14 арестованных, в том числе три итальянца и пять французов, вскоре умерли от побоев.
[23; 221-223]