Фёдор Иванович Шаляпин:

«Я тогда еще не понимал, что если мы делаем добро людям, так не стесняемся формой».

«А мне уже надоело голодать, да и неловко как-то заниматься этим в столице».

«Я мог бы не рассказывать эту историю, но мне надо сказать, что с той поры что бы я не делал, делал для женщины, для того, чтобы заслужить её внимание, её любовь».

«Впрочем, мне думается, что критика и недоброжелательство — профессии родственные».

И в третий раз — о прощении

Скорее всего, покажется, что я себе противоречу, но всё-таки это не так.

На самом деле, прощать нужно всегда. Это важно для себя самого, для сохранения своей души в чистоте, а ума — в трезвости. Вот только легко ли это сделать? Пусть не легко, но со временем прощать нужно обязательно, просто для всего есть своё время. Интересно, а есть ли такие люди, которые совсем не держат обид?

И уж, конечно, не нужно ждать слов «прости». Вернее, ждать нужно, но иногда можно и не дождаться. Поэтому важно решить для себя, нужны ли эти слова тебе и почему они нужны, что они решают, что они дают. Хотя это очень важно, чтобы человек произнёс их, это нужно для него самого. Но если видно, что человек мучается и терзается своей виной, но пока не может произнести эти слова, можно ли пойти ему навстречу? И это опять-таки очень трудно, потому что все мы перебарываем свою самость. И самое главное — идти навстречу друг другу, потому что можно, думая о разном и чувствуя разные чувства, снова создать недопонимание, которое усложнит отношения ещё больше. Ведь можно и услышать «прости», но понять, что человек не принимает своей вины, что ему легко извиниться просто для порядка. Что делать в таком случае? 

Что лучше? Держаться не за слова, а за чувства, которые легче читать по глазам? Ведь в них отражается душа.

Или ждать, когда человек осознает свою вину и переломит себя, сказав, фактически всего два слова? Ведь казалось бы, два слова, но как трудно иногда их произнести.

Каждый решает это для себя, зная, чувствуя, понимая и человека, и ситуацию, которая в любом случае потребует разрешения. Или не потребует.

«Спящая красавица» (1964)

Когда я смотрела этот фильм-балет в первый раз, мне казалось, что вижу нечто невероятно сказочное и красивое. И сейчас это впечатление тоже верное, но всё же как жаль, что мы не всегда понимаем важность первого восприятия и не торопимся кричать: «Остановись, мгновение!», а потом бывает не то, что поздно, но уже не вовремя.

Меня только удивил подбор балерин на роли Феи Сирени и Феи Зла. Вот почему так получается, что Фея Зла выглядит наиболее органично, её движения более яркие и притягивающие взгляд. Но ведь она Фея Зла, почему нельзя было сделать зло отталкивающим, а не манящим? И Фея Сирени… Мои представления до этого были немного другими. Мне казалось, что феи вообще должны быть более летящими, юркими, что ли. Может быть, поэтому в Фее Зла больше от феи, чем в других? Или мне одной так кажется?

И раз уж заговорила о зле. Уже давно слышала фразу «посмейся над злом, и оно исчезнет». Вот как-то опасным мне представляется в этом случае смеяться. Уж лучше ноги сразу уносить, а то вдруг шутка не понравится, а убежать не успеешь.

О правде

Не так давно мне пришлось услышать, что правда унижает, что человек, который сказал правду, сам себя унизил.

Но разве такое возможно? Разве так может быть?

Конечно, может быть. Потому что всё зависит от сути и содержания этой правды, которую человек произнёс. Есть то, что говорить нельзя, потому что это неприлично, хоть и правдиво. Есть то, что говорить нельзя, потому что ещё слишком рано или слишком поздно для её понимания. Кроме того, истинна ли она, эта правда? Не примешивается к ней ложь, сказанная намеренно или случайно? Всё действительно относительно.

Однако бывают такие случаи, когда, даже понимая все эти «но», вытаскиваешь со дна души эту сугубо личную правду для того, чтобы быть понятым в каких-то делах и поступках. Даже если всё равно не поймут.

В то же время унизить такого человека могут и другие люди, которые эту правду в силу ряда причин не принимают, не понимают и отвергают. И опять же, в этом случае сам человек должен понимать, что его правда (если это действительно его правда) — это словно щит, который защищает его от насмешек. Потому что преодолел себя и свои страхи, потому что справился с этим препятствием. И пусть насмешки сыплются как раз именно из-за этой правды. Дело ведь не в этом, а в том, чтобы и после откровенного, зачастую отчаянного признания продолжать и дальше быть честным с самим собой.

Во всяком случае, мне так кажется.

«Сражающийся принц Донегала» (1966)

Как тяжело приходится человеку, когда люди вместо него видят воплощение легенды, а вернее, своих надежд. Им не важно, что думает он. Главное, что легенда, другими словами пророчество сбывается. Но оно сбывается не потому, что «Хью сменил Хью», а потому, что человек-легенда оказался смышлёным парнем. Хотя, нет — истинным лидером, ведь «этого момента ждали по всей Ирландии».

Так я думала в первые минут десять фильма, а потом… Всё стало настолько скучно, что мне стало жаль восторженного начала из-за его быстрого упокоения в безмятежности происходящего. Конечно, не так. Именно мятежности, потому что… Ирландия! Но вся эта история преподносится опять-таки настолько скучно, что жаль становится и легенду, потому что, скорее всего, подобная легенда воспроизводилась и перезаписывалась каждое поколение.

Надо сказать, что, в общем-то, ирландцем в 1587 году было быть весело. Или нет, отчаянно весело — так, что не знаешь, чего больше: отчаяния или веселья. Зато не скучно. Жить, но не смотреть. Но, наверное, не видя каких-либо невероятных приключений, пронаблюдать несколько дней жизни другого человека будет не очень увлекательным зрелищем. Больше всего мне запомнились оптимистичный Генри, стройные ноги Хью, потрясающе невероятная Катрин и пивная кружка её отца лорда МакСуини. Хотя там еще много моментов, добавляющих сюжету легкие завитки интриги: злодей-англичанин, неоднократно высмеиваемый ирландцами, за что, очевидно, и не питающий к ним любви; бесконечно долгие два побега из тюрьмы, плавно перетекающие один в другой; сообразительные и вездесущие англичане; неутомимые ирландцы, даже в самые трудные минуты предпочитающие побивать врага звуками музыки; миловидные Бриджет, которые потом оказываются Мойрами и другими дамами… Обычная жизнь сражающихся ирландцев, показанная компанией «Walt Disney», но снятая в Англии.

И всё же, почему мне фильм не понравился? Наверно, потому, что меня разочаровало несовпадение моих чаяний с реалиями фильма. Нужно было внимательнее читать название — «Сражающий принц Донегала». Сражающийся, а не победивший.

«Наслаждайся свежим воздухом»

«И почему это история всегда пишется кровью? Так не должно быть.»

-Смешно таким людям, как я, иметь мечты.
— Почему нет? У каждого есть мечты.

 

 

О дружбе

Когда я писала вчера о дружбе, я не написала о себе и о своём умении дружить. Потому что я дружить не умею. Это грустно, странно, отвратительно, но это факт. В детстве я честно старалась научиться этой науке, хотя и не понимала, что стараюсь. Ведь, наверно, людей, у которых в детстве нет друзей, очень мало. И у меня было много друзей, и об играх с этими людьми я вспоминаю с особой душевной теплотой. А потом произошло так много разных событий, отношение к которым у меня кардинальным образом изменилось.

Вселенная, ты меня слышишь? Спасибо тебе за непредсказуемый ход событий в нашей жизни, за то, что твою заботу, к сожалению, не всегда удаётся понять сразу, но как понятна она становится потом, с течением времени.

В моей жизни был один самый лучший и самый чудесный друг. И был, и есть. И я счастлива, что смогла насладиться временем, нам отмеренным, и хоть это почти вся моя жизнь, но его было так мало. И я счастлива, что мы были вместе, были рядом.

Мне не нужны были другие люди. И поэтому я не умею дружить. Печалюсь ли я из-за этого? Нет. Потому что иначе я омрачу наше тихое, спокойное, уединённое прошлое. Потому что я понимаю, что это был мой выбор, сознательный, но не осознанный.

Смогу ли я научиться дружить? Кто знает. Возможно, нет. Потому что дружбу постигают с ранних лет и учатся еще в детстве на своих ошибках, и думать об этом в моём возрасте, наверно, со стороны кажется, как минимум, дико. Возможно, да. Потому что в нашей удивительной жизни нет ничего невозможного.

«Рыбка Поньо на утёсе» (2008)

Я уже давно хотела написать о дружбе, а это чудесное аниме стало не только поводом для этой записи, но и еще одним подтверждением моих мыслей.

Дружба — это одно из самых ценнейших чувств, предваряющих любовь. Дружба — это дверь в любовь. И если человек не умеет дружить, если он потерял веру в дружбу, то, значит, он не умеет любить. «Любить» в высшем смысле этого слова. И в большей степени человечество не умеет любить, потому что не умеет дружить и поэтому вырождается.

Почему я говорю именно о дружбе, а не о любви? Потому что мы не знаем, что такое любовь. Единственный вид любви, который совершенно точно познают женщины, — это материнская любовь. Потому что рожают в муках, жертвуя собой ради новой жизни. Потому что любовь — это жертва. Всё остальное, что люди называют любовью, редко является таким на самом деле. Потому что за этим словом скрывается желание обладать, превозноситься, гордиться, владеть, получать. И редко когда — отдавать, дарить, терпеть, делить и делиться.

К дружбе относятся как к чему-то забытому, оставшемуся в прошлом вместе с детством. Я говорю о той самой дружбе, которая связывает людей вместе, о которой мы вспоминаем с радостью, а не о той, которую принято считать таковой, подменяя её на разговоры и пересуды. Дружба — это та связь, которая помогает людям преодолевать препятствия, которые есть в жизни. Препятствия, предложенные самой жизнью, или те, которые человек выбирает сам для преодоления себя.

Так вот, дружба — это не просто то, что остаётся за переходным периодом, это наука для человека: как ребёнок делает сначала маленькие шажки, чтобы потом бегать, так и дети научаются сначала дружить, чтобы потом любить искренно и бескорыстно. Дети чисты, честны, не имеют зависти и корысти, и они отдаются новому чувству со всей душой, принимая в свою жизнь нового друга. Именно поэтому так легко дружить в детстве, и так трудно — потом, когда человек становится старше.

Потому что, во-первых, детям нечего терять, ведь их мир вокруг обширен и необъятен. И, кроме того, их объединяет мир фантазий, мир сказки, мир мечты, в котором обязательно нужен спутник, иначе в нём можно потеряться или погибнуть от неведомой опасности. Нужен товарищ. Нужен друг.

А, во-вторых, взрослым есть что терять: мир сказки они уже потеряли, поэтому друг в этом смысле им не нужен. У взрослых остаётся всё то, ради чего они живут и без чего жить не могут: у мужчин — женщины, у женщин — мужчины, у всех — работа, деньги, связи… Всё то, что можно потерять и что могут отнять. Поэтому люди бояться дружить по-настоящему, потому что не верят в людей, потому что сами отнимали, потому что боятся, что у них отнимут, и думают так об окружающих. Но глубоко в душе, каждый человек помнит ту самую детскую дружбу, которая доверчиво брала его за руку и поручалась за него, как за саму себя.

И поэтому отношение к дружбе во взрослом мире должно быть таким же, как отношение к любви, построенным на доверии и уважении. Иначе, какой в этом смысл?

И ещё раз о прощении.

Понимаю, что противоречу себе же в предыдущей записи, но, не отрицая своих мыслей, скажу, что прощать необходимо. Потому что невозможно не прощать. Потому что невозможно жить, зная, что тебя не прощают. Потому что в любой момент так же можешь оказаться на месте человека, которому необходимо прощение, когда будешь просить о нём и не услышишь ответа.

Как тут быть?

Наверно, просто ждать. Казалось бы, это самый простой путь, но он же и самый долгий. Ждать, когда время залечит раны. Когда сможешь позабыть о плохом.

Когда сможешь радостно смотреть в глаза, обидевшему тебя человеку. Когда поймёшь, что этот человек понимает твоё прощение.

И когда простишь себя сам, потому что причины причин наших обид лежат на нас. Когда увидишь эти причины, осознаешь свои ошибки и простишь себя легко и от всего сердца.

И тогда всё встанет на свои места. И всё будет хорошо.

О прощении

Иногда в фильмах встречаются фразы: «я тебя никогда не прощу», «я тебя ни за что не прощу». Пишу «в фильмах» потому, что в жизни мне не встречались люди с такой жёсткой позицией. И во время просмотра мне казалось, что это неправильно, ведь людей надо прощать. И потому, что это причиняет боль окружающим. И потому, что это наносит вред себе. Однако…

Мы живём в этой жизни для того, чтобы учиться. Учиться жить, как ни странно. И теперь я понимаю, хотя это очевидная истина, что есть вещи, за которые прощать нельзя. Ни за что и никогда. Даже если это достойные люди, даже если это твои друзья, кто бы это ни был — нельзя.

По двум причинам.

Во-первых, этим причиняешь боль себе. Ведь, несмотря на прощение (это парадоксально, но именно так!), люди постепенно привыкают к этому и начинают считать, что ты делаешь это не из любви к ним, не из воспоминаний о всём том хорошем, что было раньше, не из-за того, что ты понимаешь причину какого-либо поступка, а просто потому, что ты недалёкий и мягкотелый человек. Даже если каждое прощение проходит через тебя… Вернее, даже если в каждое прощение, ты словно проходишь через сито, оценивая свою прошлую жизнь и жизнь окружающих людей. Каждый человек знает, насколько трудным бывает простить другого за плохой поступок, и при этом редко ценит прощение в отношении себя.

Во-вторых, этим наносишь вред окружающим. Потому что благодаря твоему вновь нормальному отношению человек со временем начинает чувствовать, что ему можно всё. Он словно сам себе даёт разрешение на вседозволенность, пусть не одномоментно, пусть постепенно, пусть подсознательно, а иногда и осознанно, но разрешает себе то, что не позволил бы никогда, если бы уважал тебя, если бы дорожил вашей дружбой.

И вот как интересно получается, прощение основано на дружбе и уважении, и в основе дружбы тоже лежит уважение. И если ты не позволяешь другим людям тебя уважать, по их мнению, быстро прощая их, то и дружба лишается своего основания. Конечно, это не закономерность, все люди разные, и их взаимоотношения очень сложные. И всё же…

А как быть, если человек просит о прощении? Конечно, это уже хорошо. Потому что нельзя прощать без этого объяснения. Потому что если человек совершил плохой поступок, а потом даже не соизволил попросить прощения, то… заслуживает ли он прощения? Потому что потом всё повторится вновь, только с ещё большим размахом. Кроме того, нужно понимать, пытаться понять, просьба искренняя или нет? Но, безусловно, это очень сложно, а иногда и невозможно.

Есть удивительная, а потому многими высмеиваемая христианская мораль: «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Казалось бы, разве так можно? Ведь если поступать так, человек будет избиваем всегда? Да? Но, с другой стороны, в этой фразе нет продолжения: «а если тебя снова ударили, подставь первую щеку и так до бесконечности». Ударили — прости. И после второго удара тоже прости, потому что ты подставил щёку сам. А вот что дальше? Что будет дальше, зависит от тебя и окружающих тебя людей — война или примирение? Или перемирие? А может быть, не будет ничего, потому что всегда есть и другой путь.

Но одно совершенно точно: уважая людей, нужно уважать и себя. Только незаметно и соответственно своему миросозерцанию.

«Номер 6» (2011)

Несмотря на перипетии сюжета, хоть и втиснутого в небольшой объём времени, эта история о дружбе. И наблюдая за её развитием, понимаешь, что всё остальное каким-то невероятным образом уходит на задний план. Рушится мир? Да, жаль… Но какое это имеет значение, когда с тобой твой лучший друг? Ведь потеря такого друга пронзает куда больнее, чем потеря мира.

Хотя всё-таки скажу, что несколько моментов были для меня «на грани». Но, думая об этом и сейчас, и во время просмотра, понимаю, что это вина не создателей аниме (я надеюсь на это), а атмосферы в обществе, в которой эти моменты сейчас воспринимаются. Потому что лет тридцать и больше назад, все эти моменты были настолько обычными, что не вызывали какого-либо неприятия, вызванного двойным смыслом. И как же это хорошо! Как замечательна женская дружба! Как замечательна мужская дружба! И как жаль, что сейчас иногда у людей возникает сомнение в существовании этих чувств. Кажется, мир действительно рушится, только мы в суете дня не замечаем этого, а замечая, к сожалению, изменить ничего не можем.

Несмотря на то, что это аниме, здесь, как всегда затронуто очень много других проблем этического порядка. Нужно ли помогать незнакомому человеку, когда он совершенно очевидно в бегах? Нужно ли отказывать девушке, когда она предлагает тебе очень быстрое развитие отношений, учитывая, что испытываешь к ней определённые чувства? Нужно ли помогать людям, когда тебя учат, что это не принято, невозможно и просто глупо? На самом деле, когда смотришь, как отвечает на эти вопросы Сион, понимаешь, что другого ответа быть не может. Но, наверно, именно потому, что это Сион. Будь это другой человек с другим характером, возможно, его ответы казались бы столь же естественными…

Но, может быть, мои слова несправедливы? «Несмотря на то, что это аниме»… Может быть, нужно писать: «именно потому, что это аниме…» В любом случае, постапокалиптический сюжет даёт возможность представить, предположить поведение людей в отличной от нашей жизни. И порадоваться, что это всё-таки история с другой стороны экрана.