«Голодные игры: Сойка-пересмешница» (2014)

Очень долго не хотела смотреть этот фильм. И потому, что это первая часть третьей книги «Голодных игр», и потому, что второй фильм меня откровенно разочаровал. Тем не менее, если сравнивать книги и их экранизации, то именно этот фильм показался мне более объемным по событиям и эмоциональной наполненности, чем книга, в то время как фильмы по первым двум частям немного преуменьшали достоинства книг. В то время, как захватывающие по книгам события на Арене были представлены на экране как-то нелепо, жизнь в дистрикте 13, невероятно скучная по книге, показана какой-то воодушевляющей, несмотря на серость стен и отсутствие ярких красок. Но, конечно, для этого нужно втянуться в фильм, особенно, если изначально большой охоты к просмотру не было.

Но вот что интересно, именно такая полномасштабная экранизация третьей книги (хотя даже представить не могу, каким будет последний фильм по трилогии) заставляет меня снова придти к мысли, что эта история анти-антиутопия. Не уверена, что так было задумано автором сначала, потому что от первой книги «Голодных игр» сложно оторваться. И Китнисс, несмотря на свой сложный характер и фактически нелюбовь к матери, представлена на редкость человечным человеком. Таким человеком, за которым следуют на только жители Панема, но и читатели книги. Но чем дальше развиваются события, тем труднее становится вспоминать то первое впечатление о Китнисс, с учетом того, в какого человека она превращается. Да, персонажи тоже, как и люди, развиваются в ту или иную сторону, однако у них нет своей воли, потому что у них есть автор. Меня удивляло, почему «Голодные игры» были введены в обязательную программу изучения в американских школах. Неужели кто-то хочет воспитывать из своих юных граждан революционеров с младых ногтей? Конечно, нет. Потому что таким образом воспитывают если анти-революционеров, то людей, которые не должны ничего менять в жизни, потому что после этого всё будет ещё хуже.. Потому что, переворачивая последние страницы третьей книги, в душе остается такое безнадежное опустошение  и разочарование: «Зачем всё это было?» Зачем нужно было Китнисс проходить через ад «Голодных игр», если Прим всё равно погибла? Если бы это была история, написанная по рассказам реального человека (конечно, не дай Бог!), тогда понятно, но ведь это вымышленная история… Ведь это книга для молодежи, которая должна учить добру, справедливости, правде и так далее.

Потому что каждая книга должна учить этому. В жизни и так слишком много грусти и отчаяния, поэтому книги должны открывать мир, в котором всё заканчивается хорошо. Книги должны воодушевлять читателей на подвиги, пусть малые, но всё-таки изменения в своей жизни и жизни окружающих. Потому что иначе нет смысла читать.

YouTube Трейлер

«Мысли о свободе» (2005)

Меня всегда интересовало, и, скорее всего, не только меня, почему нужно менять название фильма в российском прокате? Решили обыграть имя гепарда, стремящегося на волю?

Фильм основан на реальных событиях. А снят он настолько естественно, что казалось, нужно снимать еще и фильм об этом фильме, ведь пять актёров, игравших Думу, были просто великолепны.

Хоть не люблю спойлеров, но без них не обойтись. И наверно, нужно и впредь не зарекаться писать без них, иначе получается то же самое, что руками туман разводить.

«Ты хоть знаешь, что такое «дикий»?»

«…если есть бензин».

«Друзей не продают».

«- Что ты знаешь о матерях?
— Я отец».

Это история взросления трёх мужских сердец: мальчика, мужчины и гепарда — волею судьбы и случайностей обреченных, но, скорее, осчастливленных идти вместе к своему расставанию.

Это история превращения юного фермера в смелого копьеносца, рискующего жизнью ради друга и отпустившего на волю того, кто связывал его с отцом.

Это история превращения домашнего питомца, хоть и гепарда, в защитника, рискнувшего жизнью ради друга и вступившего в противостояние со львами, чтобы потом обрести свою настоящую жизнь.

Это история превращения случайного прохожего и даже почти проходимца в заботливого товарища, рискнувшего жизнью ради друга, которого раньше обманывал и вспомнившего о своем предназначении.

Этот фильм необычно легкий, радующий глаз красивыми пейзажами, напоминающий городскому жителю об обитателях саванны, и в то же время ненавязчиво рассказывающий о жизни такой, какая она есть.

В один момент мне подумалось, не тогда ли, когда Ксан отказался от своего нечаянного попутчика, произошло несчастье, пусть временное, но грозившее окончательной катастрофой для одного человека? Говоря, «он нам не нужен», не запускаем ли мы в ход очень серьезные механизмы жизни, о которых не подозреваем? И в то же время, для Рипа наступило время осознания именно этой несовершившейся катастрофой. Что в жизни есть причина, а что следствие? Ведь потом он снова появится на пути, чтобы спасти, как бы благодаря спасением физическим за спасение духовное.

Дума

«Авиатор» (2004)

Вся жизнь человека — это дорога из прошлого в будущее. И мы идём по этой дороге такие, какими нас создало детство руками родителей.

«…и когда это так, я будто на ощупь летаю».

«Говард, ты здесь?»

«Дорога в будущее».

В какой момент жизни человека всё идёт наперекосяк? В каком из перекрёстков судьбы человек поворачивает неправильно, так, что давление обстоятельств становится несоизмеримым до такой степени, что ломает его? И как важно, чтобы в это время появились рядом люди, которые вытащили его из тупика. Вот только какие люди? Друзья или противники? И те, и другие. Сначала вторые, чтобы вызвать на борьбу, а затем первые, чтобы дать силы бороться.

Если человек предан идее, верит в мечту, идёт к своей цели, ему преданы те, кто также верит в эту мечту. И цель становится общей. Это настолько очевидно, что, казалось бы, и писать об этом бессмысленно. Но так ли просто осуществить такое же в жизни?

Авиатор

«Человек-слон» (1980)

«Реальная история о мужестве и человеческом достоинстве». После просмотра 30 минут этого странно пугающего своей отвратительностью фильма слоган вдохновил меня досмотреть его с большим воодушевлением. Но только завтра.

Вот казалось бы, зачем снимать фильм, выключить который хочется с первых кадров, с первых звуков мелодии. Это своеобразный подход к зрителю? Сможет ли он выдержать и смотреть до конца?

Upd.  Продолжаю сегодняшнюю мысль о различиях фильма и мультфильма. Конечно, это развитие таланта актёров. И то, и другое произведение искусства являет собой коллективный труд, но в мультипликации взросление персонажей зависит от их создателей. Другими словами, в мультипликации мы видим только скрытое профессиональное становление закадрового коллектива, тогда как в кино мы можем увидеть и открытое мастерство актёров не только в продолжение одного фильма, но и их рост в течение всей творческой деятельности.

Я удивляюсь: теперь становится понятной задумка режиссёра, но ведь, чтобы это понять, нужно досмотреть до конца. Сейчас действительно испытываю удовлетворение от того, что получасовой рубеж стал переходом к другому понимаю сюжета. Как бы хотелось, чтобы так было всегда, чтобы отталкивающее начало не перетекало в такой же отталкивающий конец, когда ужасно жалеешь потерянного времени. Но, к счастью, не в этом фильме. Безусловно, иначе бы он не был в списке 1001 фильма, которые обязательно нужно посмотреть.

Не люблю пересказывать сюжет, не люблю спойлеры. Этот фильм меня привлёк не только Энтони Хопкинсом в главной роли, но и тем, что сюжет основан на реальной истории.

«Люди пугаются вещей, непонятных им».

«Я порядочный человек или скотина?»

«Моя жизнь полна смысла, потому что я люблю. Я обрел себя».

Если душа человека прекрасна, со временем его внешность становится незаметной. Но сколь мерзостные наросты на душах иногда прячутся за лицами, казалось бы, обыкновенных людей.

«Парад смерти» (2015)

Я всегда стыдилась говорить, что смотрю аниме. Ведь это же просто мультики, так? Какой нормальный взрослый человек будет говорить, что он смотрит мультфильмы, да не просто смотрит, а еще получает при этом удовольствие. Конечно, вот если говорить, «А я на днях Улисса» перечитала…», то эффект будет совершенно другой. Но «Улисса» я не читала, а аниме люблю, хотя не могу сказать, что посмотрела очень много историй.

Когда некоторое время назад я стала думать о том, что же всё-таки для меня значит аниме, то поняла, что для меня это еще один вид искусства. Коллективного искусства. Почему считается, что фильм или сериал гораздо лучше аниме? Хотела написать любого мультфильма, но потом поняла, что лучше не сравнивать, потому что аниме даже среди мультипликации занимает совершенно особенное место.

Хотя, ладно… Почему кинематограф лучше мультипликации? Или, может быть, нужно ставить вопрос, чем лучше? Приближенностью к жизни, зеркальным отражением человеческих эмоций… Всё-таки глядя в экран, человек хочет видеть свою жизнь лучше, чем она есть у него в реальности, и поэтому ему приятнее смотреть на натуральные человеческие лица и фигуры в 3-d. Однако аниме, пусть зачастую уходя в область фантазии, за 20 минут экранного времени с успехом ставит перед зрителем настолько неожиданные вопросы о жизни, смерти, морали, что задаёшься вопросом, а мультик ли это? Тем более, что и профессионализм художников бывает настолько высок, что не можешь оторвать взгляд от персонажей. Главное, знать, что выбрать для просмотра.

«Жизнь Эмиля Золя» (1937)

Люблю историю и люблю кинематограф. И люблю, когда они переплетаются, когда кино за руку приводит в твою жизнь историю, о которой не знал, не помнил и вряд ли когда-нибудь сам узнал.

Вот уж не думала, что в биографическом фильме об Эмиле Золя я снова услышу о «деле Дрейфуса». Конечно, не думала, потому что не знала. Но тем и прекрасна жизнь, что можешь узнавать новое каждый день. Главное, позволять себе это новое увидеть или захотеть увидеть.

Один или два абзаца в учебнике по новой истории — это много или мало? Скорее всего, много. Потому что можно только представлять себе, как много отсеивается других событий. И всё-таки это мало. Разве в нескольких строках можно уместить размах общественного резонанса и его влияние на жизнь французского общества, которое вызвало это дело? И насколько большой фантазией нужно обладать, чтобы представить себе жизнь Парижа в этот период, читая учебник?

Спасибо кинематографу за то, что помогает исправить ошибки восприятия истории и заполнить пробелы в образовании. Конечно, можно сказать: «Ну, не фильмами же повышать знания». Однако, почему бы и нет? Когда и сам фильм уже не только открывает дверь в прошлое, но и сам занимает в прошлом почётное место.

Военные фотографии

К 9 мая в нашем городе вдоль проспекта Победы вместо реклам были вывешены военные фотографии Победителей. Когда смотришь на эти черно-белые фотографии как на отблески прошлого, видишь в улыбках людей не только мирную радость Победы, но и слышишь оглушительные взрывы и грохот боёв. И чувствуешь вместе с ними, прошедшими через ад, радость побед и горечь потерь. Как Вы выдержали всё это, наши Победители?
А эта фотография оставляет очень трепетное и щемящее чувство. И глядя на такие фотографии понимаешь, сколь велик был труд фотокорреспондентов, сражавшихся безобидными «лейками» и наносивших не только своевременный удар по врагу во время сражений, но и упреждающий — на годы и десятилетия вперёд.

Неверие

Удивительное дело.
Чтобы ты ни делал, если тебе не верят, это не имеет никакого значения.
И в то же время…
Чтобы ты ни говорил, если ты не делаешь, тебе никто не поверит.

Начать с нуля

В жизни случаются потери и падения. Иногда может произойти что-то такое, из-за чего человек может сломаться.

Как выстоять в такую минуту? И даже не минуту, а время: месяцы, может быть, годы…

Я счастлива, что у меня есть такой человек, благодаря которому я могу начать всё с нуля. Это не означает, что я оставлю всё то, что у меня было, и начну заниматься чем-то абсолютно другим.

Это значит, благодаря силе этого человека я могу после длительной остановки двигаться дальше.

Могу вспоминать о давно забытом.

Могу без боли тревожить воспоминания.

Могу хотеть научиться чему-то новому.

Могу делать шаги, на которые не решалась.

Какое счастье, когда такие люди появляются в жизни!

Спасибо тебе!