В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя...

Раиса Аптекарь, Галина Чапанская,
музей "Молодая гвардия"

Все здесь родное и мое,
На боль, на радость, на беду.
Анатолий Никитенко
 

Каждый город несет отпечаток истории. Краснодон не исключение. Он сравнительно молод (в нынешнем году ему исполняется 90 лет), невелик, как и большинство шахтерских городков, да и строился не сразу.

Поначалу обрастали жильем маленькие шахтенки, создавая своеобразные поселения, объединившиеся затем в Сорокинский рудник. С открытием новых шахт город стал разрастаться. Менялся ого облик. Построенные наспех времянки (мазанки, землянки, бараки) постепенно разрушались, а на их месте появлялись новые домики, просторнее, уютнее. Те, кому позволяли материальныевозможности, строили собственными силами. Жилой фонд создавался и государством. Быстрыми темпами увеличивалось население, прежде всего за счет прибывающих на работу из России, Украины, Белоруссии.

В послевоенные годы Краснодон претерпел еще более значительные изменения. Он застраивался уже как город молодогвардейской славы, как родина «Молодой гвардии». Появились архитектурные проекты, предусматривающие не только сооружение мемориалов, но и реконструкцию центра, создание сети туристического обслуживания, разработку экскурсионных маршрутов. В современном Краснодоне с трудом угадывается тот довоенный город, который видели и знали молодогвардейцы. Мы смотрим на него другими глазами. Видим город-памятник, который в последние годы после длительного упадка благоустраивается, приобретает достойный вид. А в тех, сохранившихся прежних уголках, ищем свидетельства истории, подтверждение наших представлений о жизни,  образе мыслей людей предыдущей эпохи.

Памятные места Краснодона - тема емкая и многогранная. Начнем с рассказа об улицах, в  той или иной форме связанных с героическими и трагическими событиями в истории «Молодой гвардии».

 

Улица Чкалова

На карте Краснодона она появилась в начале 30-х годов в связи со строительством шахты №1-бис и названа в честь прославленного лётчика - испытателя Валерия Чкалова, чье имя тогда было на устах у всей страны. С восторгом произносили его и краснодонские мальчишки, мечтавшие стать только летчиками.Одновременно сооружались жилые дома. Первыми были «восьмидомики». В одном из них жила семья Земнуховых, приехавшая из Рязанщины в 1932 году в поисках лучшей доли. Здесь же поселилась семья Евгения Мошкова. Из «восьмидомиков» сохранилось только два. На месте остальных (первой и второй линий) были выстроены десятиэтажки.

Шахта строилась невиданными темпами. Добросовестно, по-ударному трудились строители, несмотря на острую нехватку одежды, обуви, продуктов питания. 15 сентября 1936 года шахта вступила в строй. Газета «Социалистическая Родина» об этом событии писала так: «Перед глазами человека развертывается чудесная панорама стройки. В центре живописного, удобно распланированного поселка с асфальтированными тротуарами и чистенькими опрятными домиками гордо высится громада гиганта - шахты № 1-бис.

Шахтный двор обнесён красивой изгородью. Перед обширным зданием комбината бьёт фонтан, в вазах красуются цветы. Шахта-завод, шахта-красавица уже даёт уголь - хлеб тяжёлой промышленности.

По тем временам, это было высокомеханизированное горное производство. Здесь работали квалифицированные специалисты с высшим и средним образованием, горнорабочие разного профиля, прошедшие первоначальное обучение на краткосрочных курсах или в качестве ученика  на рабочем месте. Два года, вплоть до призыва в армию, освоив профессию врубмашиниста, работал на шахте Евгений Мошков.

После окончания школы ФЗО получил направление в бригаду крепильщиков Геннадий Лукашов. По словам матери, Марии Даниловны, Гена очень гордился тем, что он рабочий человек, что он может уже помогать родителям.

«Смотри, мама, какие у меня мозолистые руки, рабочие, - не раз говорил он, - меня даже старые шахтеры уважают».

Наверное, незамеченным остался маленький юркий паренек - Сережка Тюленин, у которого не было еще никакой специальности. Позади семилетка, здесь пока «ученик», точнее - «на посылках». Пришел сюда, потому что тут работал его отец, Гавриил Петрович, шахтер с многолетним стажем. Сергей понимал, что из-за плохого здоровья отцу тяжело справляться со своими обязанностями, ему нужен отдых.

Поэтому решил идти на шахту, чтобы материально хоть как-то поддержать семью.

Это было уже военное время. Сергея направляют на строительство оборонительных рубежей. На шахту больше не вернулся. Не суждено ему было стать потомственным горняком. Но в историю шахты он вошел навсегда, потому что этому предприятию, одному из первых в стране, в 1943 году присвоили его имя - имя Героя Советского Союза Сергея Тюленина.

Рядом с шахтой скоростными методами возводился клуб имени Горького. Он восхищал своей архитектурой и больше походил на театр. С правой стороны был разбит сквер. Клуб стал любимым местом отдыха краснодонцев, а во время оккупации - штаб-квартирой молодогвардейцев, легальным центром нелегальной деятельности подпольщиков. В этом здании были произведены первые аресты.

В доме № 31 по улице Чкалова жила Любовь Шевцова. После ее гибели родители Ефросинья Мироновна и Григорий Ильич бережно хранили все, что напоминало о единственной и любимой дочери.


Улица Артёма

Одна из самых многолюдных, она, вместе с улицами Первоконной (при въезде из Луганска) и Чкалова (при выезде на Изварино и ростовский Донецк), составляет главную магистраль города.

В начале 30-х годов стандартные домики на две и четыре семьи образовали улицы Дзержинского, Осовиахима и Первомайскую.  Центральной была улица Артема. Застраивалась ее левая сторона, а по правую находились старые постройки, так называемый «Шанхай».

Здесь жили молодогвардейцы Леонид Дадашев, Сергей Тюленин, Виктор Лукьянченко, Виктор Третьякевич, Василий Борисов и другие. На домиках-землянках Третьякевича и Тюленина были установлены мемориальные доски. В прежнем виде «Шанхай» почти не сохранился: все иначе, все по-новому - и улицы стали шире, и дома добротнее. А вот название закрепилось, видимо, надолго, и по старой памяти район все еще называют «Шанхаем».

Изменилась незастроенная в 30-е годы левая сторона улицы Артема, на смену одноэтажкам пришли многоэтажные здания с современной инфраструктурой. Была построена новая школа - СШ № 24 имени Ивана Туркенича.

Кирпичную кладку новостроек производила бригада каменщиков заслуженного строителя Украины Николая Бунина. Комплексная бригада насчитывала свыше ста человек: ветераны и выпускники строительных училищ, русские, украинцы, белорусы, латыши, молдаване. Своим трудом коллектив завоевал право носить имя Ивана Земнухова.

Улицы Дзержинского сейчас практически не существует - всего несколько домиков, вместо остальных - многоэтажные здания. В период оккупации в доме № 1 находилась полиция, где содержались заключенные, подозреваемые, обвиняемые или просто задержанные. Кого-то выпустили, для остальных - отсюда прямая дорога к смерти.

Впервые массовая казнь состоялась в последних числах сентября 1942 года. Камеры были переполнены, в основном, «политическими», то есть теми, кто саботировал распоряжения оккупационных властей, оказывал открытое сопротивление. Среди арестованных находились начальники шахт А.А. Валько и Г.М. Лаукьянц, парторг угольных предприятий C.O. Клюзов и С.К. Бесчастный, следователь П.М. Миронов, председатель райпотребсоюза В.П. Петров (отец молодогвардейца) и другие. В полицию были также доставлены участники Изваринского партизанского отряда, в их числе была дочь комиссара отряда, расстрелянного ранее, Евгения Саранча. Оккупанты предполагали, что в городе действует организованная группа сопротивления, пытались ее обнаружить, поэтому допрашивали всех с применением физического воздействия.

Поздним вечером 28 сентября в камеры ввалились полицейские, сделали перекличку, приказали собрать вещи. Во дворе построили колонной, всем связали руки и погнали в городской парк. Для расправы палачи избрали котлован, когда-то вырытый для укрытия автомашин. Ругаясь и размахивая прикладами, они загнали туда обреченных и закопали живыми.

В ту ночь краснодонцы, живущие вблизи парка, слышали несколько криков, сильных и протяжных, и одну короткую пулеметную очередь, выпущенную карателями, очевидно, чтобы рассеять собственный страх. А в клятве молодогвардейцев прозвучало: «...за мученическую смерть тридцати шахтеров-героев...»

После освобождения Краснодона выявить место погребения удалось не сразу. 12 мая 1943 года в корреспонденции В. Смирнова «Это было в Краснодоне» (армейская газета «Сын Отечества») говорилось: «Недавно в глубине парка имени Комсомола кто-то из проходивших обратил внимание на то, что в одном из уголков парка странно осела земля. Тут и стали копать. Те, кто был у вскрытой могилы, увидали страшную картину. Плотно один к одному стояли трупы. Они были связаны друг с другом веревками и проводом. Как рассказывают очевидцы, шеи у всех были вытянуты. Люди, задыхаясь, медленно умирали».

Могилу полностью не раскапывали, сняли только верхний слой земли, решив все оставить на месте.Опознать всех казненных не удалось. Некоторые фамилии не установлены до настоящего времени. В числе погибших единственная женщина - Евгения Саранча.

В ночь с 13 на 14 февраля 1943 года (накануне освобождения города) во дворе полиции были зверски замучены советские военнопленные. Из 25 человек лишь у пяти оказались документы, двадцать остались неизвестными. Их тела перенесены в братскую могилу шахтеров.


Банковская, Буденного, Лютикова...

Улица-ветеран. А еще ее называют дорогой бессмертия. По ней морозными январскими ночами 1943 года в  крытых грузовиках или на санях, под дулами автоматов к шурфу шахты № 5 проследовали измученные от пыток, но не утратившие силы духа молодогвардейцы и коммунисты-подпольщики. А начиналась улица с конца 20-х годов. Именно тогда предусматривалось жилье для инженерно-технических работников Сорокинского рудоуправления  (впоследствии рудоуправление  преобразовано в трест, затем в объединение «Краснодонуголь»). За короткий срок были возведены жилые дома, школа-семилетка, дом для приезжих,   здание конторы рудника, которое затем приспособили под банк. Последний послужил первоначальному названию улицы - Банковская.

Улица была вымощена камнем, обсажена деревьями и производила впечатление вполне цивилизованной. В это же время застраивалась и соседняя улица Фрунзе. В одноэтажном бараке (не сохранился) поселилась семья заведующего шахтой № 7 Семена Яковлевича Виценовского и учительницы Марии Александровны с сыновьями Юрием и Леонидом.

В 1934 год квартиру в доме № 7 по Банковской заняли Осьмухины. Андрей Андреевич работал экономистом планового отдела Сорокинского рудоуправления. Дочь Людмила училась в старших классах СШ № 1 имени Горького, а младший Володя - в школе-семилетке № 3, получившей впоследствии название - «имени 19 МЮДа» (Международного юношеского дня). Школа находилась рядом, в доме №1. В ней в то время учились также Сергей Тюленин, Виктор Третьякевич, Юрий Виценовский. Учителем работала Мария Александровна Виценовская. С 1953 по 1970 год в этом здании размещался музей «Молодая гвардия».

В доме №15 жили Ковалевы - Ефросинья Александровна и Петр Васильевич, начальник административно-хозяйственного отдела, и их трое детей: Петр, Клавдия и Владимир. Рано ушла из отчего дома Клавдия. Ее последний путь к месту расстрела пролегал по родной улице мимо родного дома... Отсюда в 1986 году хоронили Петра Васильевича. Здесь доживала свой век с любимой внучкой Мариной, дочерью младшего сына Владимира, Ефросинья Александровна. В октябре 1992 года ее не стало. Она была последней из матерей молодогвардейцев, покинувших этот мир.

В доме №17 жили Земнуховы. В семье было трое детей: Александр, Нина и Иван. На Банковскую из «восьмидомиков» - они переехали перед самой войной. Александр Фёдорович работал плотником в тресте «Краснодонуголь», и квартира ему была предоставлена руководством как лучшему рабочему - строителю жилья для горняков.Анастасия Ивановна была домохозяйкой. Сама неграмотная, она все делала для того, чтобы ее дети получили образование. Старший Александр стал учителем, много лет работал директором школы в городе Донецке, где проживает и поныне. Нина - бухгалтером на шахте № 1-бис. Ваня мечтал стать юристом...

20 января 1943 года, спустя лишь пять дней после гибели Вани, умер Александр Федорович. Его больное сердце не выдержала тяжелой утраты, Анастасия Ивановна одновременно лишилась сына и мужа. Неизвестной оставалась судьба сына-фронтовика Александра. Горевали вдвоем, с дочерью Ниной. В этой квартире они прожили до конца своих дней. Анастасия Ивановна ушла из жизни в 1978 году, в 88-летнем возрасте, Нина Александровна пережила ее на пятнадцать лет.

Их дом с мемориальной доской знали все: и краснодонцы, и гости. Направляясь к шурфу шахты № 5, экскурсанты обязательно останавливались у этого небольшого ухоженного домика с красивым палисадником, слушали рассказ экскурсовода, а нередко встречались и с самой мамой героя. Анастасия Ивановна, маленькая хрупкая женщина в неизменном белом платочке, любила выйти к калитке, постоять, понаблюдать, как экскурсионные автобусы один за другим следуют по намеченному маршруту. С удовольствием беседовала, дарила фотографии сына, благодарила за внимание. Вместе с Ниной Александровной они сохранили комнату Вани в прежнем виде: кровать, этажерку с книгами, письменный стол. Здесь принимали гостей: ребят из пионерских отрядов и дружин, членов комсомольско-молодежных коллективов, носящих имена Ивана Земнухова и других молодогвардейцев.

В числе первых жильцов улицы Банковской в доме № 10 была семья заведующего центральными электромеханическими мастерскими Филиппа Петровича Лютикова. Во время оккупации Лютиков переселился в дом № 18, куда имели право приходить лишь связные и доверенные люди. Хозяйка квартиры Александра Колтунова вспоминала, что «часто бывали Румянцев Николай - молодой парень из военнопленных, Володя Осьмухин, работавший вместе с Лютиковым в мастерской, Соколова - всегда с бидончиком в руках. Узнав нас хорошо, она как-то сказала, что при чужих людях будет спрашивать молока, а вы, мол, ответите, что его нет, Соколова оставляла для Лютикова пакеты, а однажды сообщила, что с ним хотят познакомиться какие-то ребята. Лютиков ответил: «Не стоит знакомить их со мной. Лучше через вас будем иметь связь».

Позже в этой квартире долгое время, до самой смерти жили сестры Елена Никифоровна, мать Евгении Кийковой, и Екатерина Сергеевна Сулейманова - одна из первых комсомолок, партизанка периода гражданской и Великой Отечественной войн.В дом № 10 в 1947 году переехали родители Сергея Левашова с младшей дочерью Валентиной. Михаил Иванович работал шофером, Лидия Даниловна была домохозяйкой. Старшие дочери учились в вузах. Окончив Ростовский медицинский институт, возвратилась в Краснодон Валентина. Свою жизнь она посвятила здравоохранению. Многие годы была главврачом туберкулезной больницы, избиралась депутатом областного и местного Советов, Почетный гражданин Краснодона.Давно из жизни ушли отец и мать. Память и семейные традиции свято бережет Валентина Михайловна со своей дочерью Мариной и внучкой Надей. По первому зову, лишь бы позволяло здоровье, Валентина Михайловна приходит в музей или и школу, к студентам или учащимся, в рабочие коллективы или в воинские части, чтобы поздравить с праздником, вручить студенческие билеты или памятки, рассказать о брате и его боевых товарищах. Она - частый гость и участник многих городских торжеств и мероприятий.

В апреле 1941 года главным бухгалтером Краснодонского отделения Госбанка был назначен Михаил Федорович Мащенко. Он прибыл из Новопскова с женой, сыном и дочерью. Семье была предоставлена двухкомнатная квартира в четырехквартирном доме по улице Фрунзе. Дети учились в СШ № 1 имени Горького. Тося подружилась с Валей Борц. Во время оккупации они стали участниками «Молодой гвардии». После освобождения города брат Борис ушел на фронт мстить за гибель сестры. С фронта не вернулся.С середины 30-х годов и до конца 50-х улица носила имя Будённого Семёна Михайловича - известного военачальника. Затем было возвращено старое название - Банковская.

В сентябре 1943 года в Краснодон приехал Александр Фадеев. Он посетил семьи подпольщиков, в том числе Осьмухиных. А два года спустя прислал роман-газету с дарственной надписью Елизавете Алексеевне и  «милой Люсе».

В молодогвардейских домах бывали писатели, поэты, художники, композиторы, увековечившие подвиг наших земляков в произведениях литературы и искусства.

Во время съемок двухсерийного художественного фильма «Молодая гвардия» артисты, исполнители главных ролей, вживаясь в образ, жили в семьях молодогвардейцев. Так, у Земнуховых поселился Борис Битюков, у Ковалевых - Маргарита Жарова, у Осьмухиных - поначалу кинооператор Валерий Гинзбург с женой - актрисой Еленой Гришко (исполнительницей роли Нины Иванцовой), а затем Вячеслав Тихонов, для которого роль Володи Осьмухина была первой в кино. Людмила Андреевна вспоминала, как Елизавета Алексеевна по-матерински благословила тогда Нонну Мордюкову и Вячеслава Тихонова на семейную жизнь.

С 60-х годов улица стала носить имя руководителя партийного подполья Ф.П. Лютикова в память о человеке высокого долга, патриота.

Источник: "Ижица" от 4 августа 2004 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj