Не очень известный молодогвардеец

Наталья Бухвал, г. Псков

Участник "Молодой гвардии" Василий Иванович Левашов, с которым я часто встречалась в Петергофе в 90-х годах, не раз говорил о ребятах из своей подпольной группы.

Большая "Молодая гвардия" делилась на группы - для удобства работы и в целях конспирации. Под началом Василия Левашова было пятеро - двоюродный брат Сергей Левашов, Володя Загоруйко, Володя Осьмухин, Толя Орлов и Юра Виценовский...

Виценовского я себе не отчетливо представляю. Его имя как-то не на слуху в отличие, например, от тех же Сергея Левашова и Володи Осьмухина - героев романа А. Фадеева. В новом сборнике документов "Молодая гвардия": художественный образ и историческая реальность" есть отчет комиссии 1943 года, где в приложении Виценовский назван евреем. В Краснодонском подполье собрались не одни русские и украинцы. Василий Иванович подчеркивал, что на этой почве национальной - не возникало никаких трений. Такое даже в голову никому не приходило.

Насколько я поняла, Виценовский не входил в число близких друзей Левашова, но о Юре я слышала от Василия Ивановича немало хорошего. Высокий, немного застенчивый Юра учился в краснодонской школе им. Ворошилова, мечтал стать военным.

В книге М. Третьякевича "Семь тетрадей" (публикатор Е. М. Самарина, изд. газеты "Штерн" 2004 г.) есть исторический снимок 1941 года: среди учеников девятого класса школы им. Ворошилова сразу два будущих молодогвардейца! Оба они торжественно-парадные, при галстуках - Юра Виценовский и комсорг школы Виктор Третьякевич. Между прочим, в гостях у родственников Виктора в Дзержинске я с трепетом держала в руках подлинник этого фото.

Оба парня росли в семьях без приличного достатка, но из них получились прекрасные люди. Учительница Мария Александровна Виценовская растила Юру и младшего Леню одна. Ее муж, горный инженер, до войны умер. Из Краснодона Виценовские эвакуироваться не сумели и вместе решали, как жить дальше, что делать Мария Александровна думала, что Юра как комсомолец не захочет работать при немцах. Но не умирать же с голода! Да и повестку ему принесли с биржи труда - в Германию ехать. Чтоб избежать Германии, Юра устроился на шахту слесарем.

"Ты что, с ума сошел? Немцам помогать" - негодовал Леня. Старший брат только загадочно улыбался. Близкие не представляли, что Юра уже все решил. Ему восемнадцать, он взрослый, у него свои секреты и своя жизнь. Главную тайну Юра им не раскрывал, хотя мать кое о чем догадывалась. Однажды ее вызвали в городскую администрацию - дирекцион. Он размещался в школе имени Горького. Там Виценовскую встретили бранью. Я думаю, она была шокирована, когда начальство обзывало ее Юру лодырем, саботажником и грозило повесить. Ведь о сыне никто плохо не отзывался. Конечно, то была не пустая угроза. Всем помнилась страшная казнь тридцати двух шахтеров и служащих в городском парке.

Но Юра не только уклонялся от работы. По поручению "Молодой гвардии" он совершил дерзкую диверсию на шахте № 1 "Сорокино". С отступлением наших войск шахты выводились из строя, а немцы пытались их восстановить. Поначалу Юра следил за обстановкой, присматривался, а накануне пуска тайком подпилил трос подъемника. Как только механизм привели в действие, трос оборвался, и клеть рухнула вниз, ломая все коммуникации. До освобождения Краснодона эту шахту так и не пустили.

В Краснодонском музее я видела на витрине экспонат - кусок троса, перепиленного Виценовским, как говорилось на табличке.

Краснодон угля не давал, люди нарочно работали, спустя рукава. Пусть маленькая, но все же заслуга "Молодой гвардии" в этом была.

Как вспоминал Василий Иванович, совсем иным казался Виценовский вне подпольных дел. Скромный, спокойный по характеру Юра иной раз не решался пригласить девушку на танец. Чаще приглашали его.

Когда в организации случился провал и начались аресты, вечером 1 января 1943 года на квартире Виценовских состоялось последнее заседание штаба. Ребята решили уходить из Краснодона. В том совещании участвовал и Василий Левашов. Домой, в центр города на улицу Пархоменко, ему возвращаться было опасно. Как активного подпольщика и работника клуба имени Горького, где немцы обнаружили похищенные посылки, Левашова могли арестовать сразу же. Но и Юрию грозила смертельная опасность. Однако Виценовский оставил Василия у себя переночевать. Левашов всю жизнь это вспоминал с благодарностью.

Дальше их пути разойдутся. Василия приютят родственники в Донецкой области. Он дойдет до Германии без единого ранения, станет пропагандистом подвига "Молодой гвардии" и закончит службу капитаном 1 ранга.

Судьба Юры сложилась трагически. Несмотря на решение штаба, он остался в городе. Уже погибло в шахтном шурфе большинство Юриных товарищей, а дом Виценовских беда обходила стороной. Говорят, оставшиеся на свободе строили планы по спасению арестованных, но ничего не удалось.

Юру взяли в конце января. Он передал на волю записку, из которой ясно: его надежда на спасение умерла последней. Как, наверное, и у всех.

31 января в день казни Юры, в Краснодоне отчетливо слышался гул канонады. Юра не дожил до освобождения всего две недели.

Источник: газета "Штерн" (г. Екатеринбург), № 12.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj