Ответ на письма школьников

Арутюнянц Г.

Дорогие ребята!

Мне часто пишут школьники из разных концов нашей страны. Все они мечтают быть такими же волевыми и бесстрашными, как Ваня Земнухов, Люба Шевцова, Сережа Тюленин и их товарищи.

Недавно я получил письмо от ученика одной из школ города Харькова. Он пишет: "Когда я прочитал о молодогвардейцах, мне очень захотелось тоже сделать что-нибудь героическое. Я думаю, что смелости для этого у меня достаточно, и учусь я неплохо. Вот только просидеть на уроке все сорок пять минут спокойно мне не всегда удается. Поэтому я часто получаю замечания от учителей".

Скажу с уверенностью, что тот, кто мечтает о героизме, а не может заставить себя внимательно слушать на уроке объяснения учителя, никогда не будет героем.

Для того, чтобы совершить героический поступок, нужны смелость, мужество. Однако, этих качеств еще недостаточно. Герой должен быть волевым, настойчивым, дисциплинированным. А эти качества нужно воспитывать с детства, со школьной скамьи, в простых, повседневных делах.

Часто ребята спрашивают меня о том, какими были молодогвардейцы в школе, как они воспитывали в себе смелость, мужество, волю.

Я учился вместе с Ваней Земнуховым, Сережей Тюлениным, Васей и Сережей Левашовыми и многими другими будущими молодогвардейцами. Это были самые обыкновенные советские школьники, которые всегда принимали активное участие в жизни школы: были пионервожатыми, членами комитета комсомола, редколлегий и, главное, хорошо учились, были дисциплинированными.

Помню,однажды перед Новым годом по решению райкома комсомола в городе проводился массовый лыжный кросс учащихся краснодонских школ. Многие ребята нашей школы плохо ходили на лыжах и поэтому отказались участвовать в кроссе.

Ваня Земнухов и секретарь комитета предложили поговорить об этом с ребятами на общем собрании. Директор одобрил их решение. Собрание проходило бурно. Разгорелсл спор. Но вот вышел Ваня Земнухов. Он, как всегда, был спокоен. Все хорошо знали, что Ваня не относится к числу хороших лыжников. Он обвел взглядом весь зал и начал говорить о том, что речь идет о чести школы, поэтому принять участие в кроссе - долг каждого ученика, независимо от того, хороший или плохой он лыжник.

Ваня так сумел убедить в этом ребят, зажечь их, что к концу собрания уже не оставалось сомнения в том, что на соревнование придут все.

И вот начался кросс. Я шел рядом с Ваней и не узнавал его. Он как-то возмужал, подтянулся, лицо было серьезным, сосредоточенным, и, казалось, все его мысли были направлены на одно: во что бы то ни стало пройти дистанцию! И Ваня прошел ее с хорошим результатом.

Когда мы шли домой, он мне сиазал: "Ты знаешь, Жора, я никогда так не уставал. Был момент, когда я боялся, что упаду, но сознание того, что многие ребята идут за мной, что останавливаться мне нельзя, помогло мне собрать все силы. А в конце пути я почувствовал, что итти стало гораздо легче".

Да, он был прав. Многим ребятам было так же трудно. И стоило бы Ване выйти из строя, как отстали бы или сошли с дистанции и другие.

Вспоминается мне и другой товарищ по подполью - Сережа Левашов. Он был физически сильнее каждого из нас, прекрасно ходил на лыжах. Но это не мешало ему всегда быть скромным. Он, тогда ещё новичок в нашей школе, тоже принимал участие в лыжном кроссе и пришёл к финишу первым. Когда мы собрались торжественно поздравить победителя кросса, он смутился и убежал.

Позже мы узнали, что во время кросса Сережа остановился и помог подняться одному из ретивых лыжников, неудачно попытавшемуся обойти его. Сделал это он по-товарищески, не стараясь обратить на себя внимание других.

Сережа отлично учился и всегда был хорошим, чутким товарищем. На него можно было положиться в любом деле. Таким мы его знали всегда: с начала учебы в школе и до последних дней его работы в подпольной организации.

Любое начатое дело Сережа всегда доводил до конца, проявляя при этом исключительное терпение и настойчивость.

Серёжа очень увлекался выпиливанием из фанеры.

Однажды он решил выпилить книжную полочку с очень сложным кружевным узором. Всем казалось, что Серёжа выбрал себе дело не по плечу. Но он уверенно принялся за работу.

В течение двух недель в свободное от занятий время, он выпиливал эти узоры. И вот, когда работа подходила к концу, случайно обломилась часть полочки. И Сережа повторил всё сначала.

Сейчас эта чудесная полочка хранится в Краснодонском музее имени Молодой гвардии.

Такая настойчивость, упорство в небольших повседневных делах помогли многим молодогвардейцам выдержать суровые испытания в тяжёлые дни подполья, быть стойкими и мужественными перед кровавыми пытками, перед лицом самой смерти.

Помните, друзья! Люди не рождаются героями. Героями воспитываются изо дня в день в преодолении больших и маленьких трудностей.

Заставить себя вовремя садиться за приготовление уроков, не вставать до тех пор, пока не решишь трудную задачу, сдержать слово, данное товарищу, хотя это, может быть, и не всегда легко, честно признаться в своей неправоте - что это, как не проявление силы воли, настойчивости, смелости - качеств, необходимых для того, чтобы подготовить себя к героическим подвигам.

Источник: газета «Московский комсомолец», 5 ноября 1955 г.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj