13. Комсомольская душа

Летом 1944 года войска 1-го Украинского фронта, закрепившись на достигнутых рубежах в районе Тернополя, готовились к новой наступательной операции на Львовском направлении. В начале июля меня вызвали в политотдел на семинар комсоргов воинских частей 60-й армии, которой предстояло нанести главный удар по прорыву подготовительной обороны противника. К тому времени уже широко было известно о подвиге юных патриотов Краснодона. И понятно, что деятельности подпольной молодежной организации, ее трагической судьбе на семинаре было отведено особое внимание. Но какой взволновавшей неожиданностью было сообщение о том, что сейчас перед нами выступит один из немногих оставшихся в живых членов «Молодой гвардии», ее командир Иван Туркенич. Оказывается, будучи помощником начальника политотдела стрелковой дивизии, он все время находился среди нас, и мы не знали об этом.

Немного выше среднего роста, немного худощав, в форме старшего лейтенанта Иван Туркенич неторопливо вышел из-за стола, стройный, подтянутый. Грудь его украшали орден Красного Знамени и медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Опустив голову с аккуратно уложенными набок волосами, он задумчиво сдвинул брови, прищурил глаза. В зале уцелевшего старого здания клуба еще не утихло оживление, вызванное такой непредвиденной встречей с человеком из легенды. Да, это был человек из легенды. Даже для нас, познавших, что такое война, Иван Туркенич представлялся каким-то необыкновенным героем. И сердца фронтовиков были переполнены чувством уважения и признательности к герою Краснодона. Наши пытливые, дотошные глаза низали его и пытались найти, заметить в нем что-либо сказочное, отличающее от всех других людей. А он стоял перед нами и всем своим внешним видом казался простым парнем, таким, каким были мы все. В его простых словах без пышных фраз и восклицаний, в его рассказе о делах краснодонцев никогда не выделялось что-то особенное. И нас поражала эта скромность командира подпольной молодежной организации. Он больше говорил о своих товарищах-молодогвардейцах и почти не обмолвился о себе. Только отвечая на вопросы, Иван Туркенич рассказал о том, каким образом оказался тогда в Краснодоне, как ему удалось установить связь с юными патриотами.

Когда объявили перерыв наших занятий, мы вышли под открытое небо и сфотографировались. Комсорг батальона связи, шустрая девчонка, перехитрив нас всех, уже сообщила в свое подразделение, и оттуда прислали автомашину. Мы не успели опомниться, как Иван Туркенич уже был посажен в машину, а по бокам сели две молоденькие связистки с огромными букетами цветов. Как почетного гостя героя Краснодона увезли в батальон связи.

А через несколько дней началось мощное наступление войск 1-го Украинского фронта. Наш отдельный танковый полк принимал участие в прорыве обороны противника под Золотцами, в освобождении Львова, в боях на территории Польши. Под Жешувом, где-то рядом с нами, шла вперед дивизия, в которой был Иван Туркенич. В августе мы узнали о его гибели. Эту печальную тяжелую весть принесла нам армейская газета, которая поместила статью «Комсомольская душа». Да, Иван Туркенич всей душой принадлежал комсомолу. Он был вожаком молодых патриотов Краснодона, он до последних дней своей жизни оставался вожаком армейских комсомольцев-фронтовиков.

В.К. Липатов, бывший комсорг 39-го отдельного танкового полка.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj