9. Командир. Из воспоминаний Героя Советского Союза С.П. Серых

 

Когда Иван Туркенич пришел в нашу 99-ю стрелковую дивизию, мы вели жаркие бои за Донбасс. В этих боях принял участие и молодой офицер Туркенич. До выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении молодогвардейцев мы и подумать не могли, что наш скромный и смелый боевой товарищ — командир «Молодой гвардии».

Не любил Иван много о себе рассказывать, хвастать ратными успехами. А смел был необыкновенно. Не помню уже, как назывался тот полусожженный поселок неподалеку от Радомышля. Бойцы нашего батальона залегли в редком леске возле околицы. Прикрывали нас артиллеристы под командованием Ивана Туркенича. В разгар боя из ближнего села выползли и двинулись на наши позиции пять фашистских «тигров». Они шли прямо на батарею Туркенича. Вот смолкло одно наше орудие, другое... Танки подходят все ближе, еще минута — и они сомнут наши цепи, начнут утюжить позиции. И тут заговорило орудие. Остановился один танк, загорелся на месте другой, а пушка все била и била прямой наводкой. «Тигры», не выдержав напряжения этой отчаянной дуэли, повернули обратно.

Когда они скрылись за разрушенными строениями поселка, от противотанкового орудия отошел усталый артиллерист. Это был Туркенич. Он один заменил орудийный расчет и не подпустил врага. Так мстил Туркенич врагу за погибших друзей. Весть о его подвиге облетела весь фронт. О нем писали в газетах, листовках. А вскоре Ивана вызвали в Москву, в ЦК ВЛКСМ.

Долгое время мы не виделись с ним — я был ранен, лежал в госпитале. А когда выписался и вернулся в свою 99-ю стрелковую Житомирскую Краснознаменную дивизию, которая к тому времени вела бои под Тернополем, мы вновь встретились. Мне показалось, Туркенич словно стал выше ростом. На его гимнастерке сверкали орден Красного Знамени и медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Мы обнялись. Я пригласил Ваню в наш батальон — рассказать о славных боевых делах подпольщиков Краснодона. Он охотно согласился.

На следующий день Туркенич побывал у нас: просто и образно рассказал бойцам о героических подвигах молодогвардейцев, о том, как жили и боролись Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Иван Земнухов, Любовь Шевцова и другие, чьи имена стали к тому времени легендой.

На дорогах войны, в боевых походах крепла наша дружба с Туркеничем. Он находился тогда при политотделе 99-й Житомирской дивизии, в резерве. Приходилось вести большую работу — выступать перед воинами переднего края с лекциями, беседами, воспоминаниями о молодогвардейцах. Выступал Туркенич и в часы отдыха, и на привале, и в короткие минуты между боями.

Однако не по душе ему была такая работа. Он рвался па фронт, в бой, все время надоедал начальнику политотдела просьбами отправить его на передовую. И добился-таки своего. Иван Туркенич был назначен помощником начальника политотдела 99-й стрелковой дивизии по комсомольской работе. С большим энтузиазмом он взялся за дело. Редко можно было застать его в политотделе, чаще был в окопах, появлялся на самых трудных участках фронта, там, где решалась судьба боя. Его рассказы о подвигах молодогвардейцев вдохновляли молодежь, зажигали сердца бойцов.

В августе сорок четвертого, когда мы вели жестокие бои в районе Вислы, батальон получил приказ провести разведку боем. Туркенич, узнав об операции, пришел в подразделение. Обошел каждый окоп, ячейку, каждый блиндаж, беседовал с комсомольцами, разъясняя им важность боевой задачи. А когда бой начался, пошел в цепи наступающих. Личным примером он увлекал в атаку бойцов.

 

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj