8. Его звали Иван Туркенич. Воспоминания И. Волоха

 

Южное солнце робко заглядывало в маленькое оконце нашей политотдельской землянки. Старший лейтенант, согнувшись, вошел через узкий проем, завешанный плащ-палаткой.

— Иван Туркенич,— приглушенным голосом отрекомендовался он.

Мы увидели высокого, стройного юношу в выцветшей гимнастерке. На груди кроме гвардейского значка был орден Красного Знамени и медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Мгновение мы рассматривали друг друга. Его фамилию слышали и раньше из уст шахтеров, когда проходили через освобожденный нашими частями маленький городок Краснодон. Тогда бойцы склоняли свои боевые знамена перед шурфом старой шахты, в которую фашисты сбросили юных героев Краснодона.

Потом Иван рассказал нам, что и он был в частях, освобождавших Краснодон. Вместе со словами военной присяги хранил Иван Туркенич в своем сердце слова клятвенного обещания, произнесенные на могиле друзей. Он повторил их и тогда, когда партийное собрание нашей части решило принять его в члены партии.

Помню освещенный фронтовой лампочкой «катюшей» подвал. Идет партийное собрание. Парторг читает заявление Ивана Туркенича. Выступили рекомендующие, в том числе и я. Туркенич говорил кратко. Его все знали и единогласно приняли в члены партии.

Это был замечательный человек, подлинный вожак молодежи. Ои любил товарищей, умел быть верным другом. Его тоже любили. Стрелки, минометчики, артиллеристы хорошо знали этого отважного, скромного, обаятельного человека. В записной книжке Ивана Туркенича среди любимых стихов были записаны такие строки:

Кто придумал, что грубеют
                                     на войне сердца?
Только здесь хранить умеют
                                          дружбу до конца!

Дружба, понимали бойцы,— это помощь в тяжелом бою и походе. Дружба — это призыв к подвигу во имя Родины! Тысячи нитей искренней товарищеской дружбы связывали Ивана Туркенича с тылом. Глубокой ночью, когда обстановка позволяла немного заснуть, в нашей землянке теплился огонек. Иван отвечал на письма своим многочисленным друзьям в тылу. Ровными строчками, мелким почерком на скупом листке фронтового треугольника укладывались слова братского утешения родственникам погибшего товарища, слова одобрения и радости несли в тыл сообщения о подвиге и награждении сына или брата.

Уже далеко позади остался родной Краснодон. Наши героические части полностью очистили от врагов города и села Украины. В августе 1944 года шли тяжелые бои в Польше. Пололчение на фронте было очень напряженное. Противник чувствовал свою неизбежную гибель и часто переходил в контратаки. Подкреплений у нас не было. Работники штаба и политотдела, в котором Иван Туркенич работал помощником начальника по комсомолу, пошли в передовые части. Из-за больших потерь особенно тяжелая обстановка сложилась на участке 206-го стрелкового полка. В этот полк и направился Иван Туркенич. Он всегда умел ободрить бойцов и силой личного примера увлечь их в решительную атаку.

Уже давно отгремели бои Великой Отечественной войны за свободу и независимость нашей Родины, а память о героях, погибших в боях, живет в наших сердцах и зовет нас на новые трудовые подвиги в борьбе за коммунизм.

 

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj