Глава 26. Шахта №5

По городу разнеслась тревожная весть:

- Везут...

Матери, проваливаясь по пояс в сугробы, бежали вдоль дороги, в беспамятстве выкликая имена своих детей. У домов, под окнами, у калиток, под запорошенными снегом кленами, по обочинам дорог, закутавшись в платки, стояли шахтерки, чтобы хоть краешком глаза взглянуть на героев, ступивших на путь жертвенной смерти, сквозь слезы и отчаянье крикнуть им слова любви, благословить по-матерински, быть может поймать последнее слово...

Перед тем как покинуть тюрьму, Ульяша Громова передала азбукой Морзе во все камеры:

«Последний приказ штаба... Последний приказ... Нас повезут на казнь. Нас повезут по улицам города. Мы будем петь любимую песню Ильича... Последний приказ...»

И вот по улице шла машина, а из нее неслась песня. Торжественно и печально летела она вдоль улиц. Казалось, вой метели стихал в эти мгновения, чтобы весь мир мог внимать этой песне:

Замучен тяжелой неволей,
Ты славною смертью почил...

Матери, рыдая, падали на снег. Машина шла медленно, ныряя в сугробы. А песня неслась:

В борьбе за рабочее дело
Ты голову честно сложил...

Машина приближалась к шахте № 5.

Свидетелем того, что произошло в этот студеный, метельный день, был только старик-сторож, карауливший безмолвные груды угля, занесенного снегом.

Сперва молодогвардейцев подвели к разрушенной бане, раздели донага, еще раз нещадно избили плетьми и затем повели к шурфу.

Барон и немецкий следователь стояли на толстых бревнах, перекинутых через ствол. К ним подводили связанного парня или девушку, ставили на бревно. Немец ударом ноги сталкивал обреченного в шахтный колодец. Тело летело вниз, гулко ударяясь о стенки ствола. Барон держал перед собою часы и, посмеиваясь, говорил:

- Этот летель на сем секунд долше. Давай другой! Ствол был глубиной в пятьдесят три метра. Сбросив жертву, барон подавал команду, и немцы швыряли вслед камни и куски железа.

Подвели Володю Жданова. И здесь произошел случай, напугавший палача досмерти. Барон раскуривал папироску, Володя, у которого руки были развязаны (видимо, гестаповцы, избивая его, порвали проволоку), напряг остаток сил, схватил барона за рукав и стал тащить за собою в ствол.

Душераздирающий крик потряс воздух. На помощь подоспел гестаповец: он выстрелил Володе в голову. Очумев от страха, барон скатился с бревен.

До поздней ночи раздавались у шахты выстрелы и стоны. Рано утром сторож, обходя шурф, натыкался на девичьи кофточки, обрызганные кровью, на гребешки, туфли. Порою из черной глубины ствола доносился глухой стон. Но старик не мог оказать помощи: за ним следили гестаповцы...

Через несколько дней в Краснодон вошли наши войска.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj