Глава 10. Друзья, навек друзья!

Накануне Иван Туркенич наставлял: - Пойдите в балку, что у Каменки. Хорошенько оглядитесь. Если никого не заметите, вполголоса пропойте: "Вдоль по улице метелица метет". И вас встретит один товарищ.

Подруги отправились к условленному месту. В этот день немцы расклеили по городу объявления: в городе, мол, появились смутьяны, нарушители покоя. За поимку "бандитов и распространителей листовок" немцы обещали награду в четыре тысячи рублей. Девушки шли, охваченные смутной тревогой.

- Как бы Сергей себя не выдал! Больно напорист,- высказала опасение Тося Мащенко.

- В самом деле, отчаянный очень, - поддержала ее Валя Борц. - Позавчера в кино меня пригласил. «Пойдем, - говорит, - посмотрим «Ее первые переживания». Из Мюнхена привезли фильм». Пошли. Во время сеанса он наклонился ко мне и шепчет: «Видишь знамя над портретом Гитлера?» - "Вижу, отвечаю. «Через час оно висеть не будет». А знамя это местного батальона жандармерии. Большое полотнище: посредине - белый круг, а в нем фашистская свастика. После сеанса зрители разошлись. Только кривой сторож Лихванча остался. Сергей спрятался в суфлерской будке. Я в парке ждала его минут пятнадцать. Наконец прибежал со знаменем в руках: «На, - говорит, - спрячь».

Вскоре девушки подошли к балке, присели на камень. Кругом тишина. Трава не шелохнется. Тихо запели. И вдруг услышали позади себя знакомый голос. Обернулись. Перед ними стоял Сергей Тюленин в замасленной спецовке.

- Сергей! - вскрикнула Валя Борц.

- Тс-с...- прошептал он и указал на свою голову: - Четыре тысячи стоит!

Но шутка эта скорее встревожила, чем развеселила. Тюленин сразу приступил к делу.

- Штаб поручил мне принять от вас клятву, - сказал он. - Друг друга мы знаем давно. Правда, больше в мирной обстановке, но русская пословица говорит, что друзья в несчастье познаются. Вы не обижайтесь. Скажите откровенно, без обиняков: способны вы на очень опасную, очень суровую жизнь? Не мне даете клятву, а «Молодой гвардии». Отныне она будет распоряжаться вами.

Тося Мащенко, волнуясь, сказала:

- Я видела, как в парке немцы живьем зарывали шахтеров-коммунистов, слышала, как перед смертью товарищи пели "Интернационал". Этого не забудешь. Все слышится голос старого Валько: «Чуете нас, сыны?» Раскидывать листовки - это мало. Мы должны убивать немцев. Понимаете, убивать, убивать! Девушки тоже способны на это!

Сергей вынул бумажку с текстом клятвы. Тося и Валя встали. Сергей стал торжественно читать:

- «Перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родины, многострадальной земли, перед лицом всего народа клянусь: беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем. Хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в "Молодой гвардии". Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть тридцати героев-шахтеров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний».

Девушки медленно повторяли за ним слова клятвы...

Сергей продолжал:

- «Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!»

Крепко пожали они друг другу руки. Родилась подлинная боевая дружба.

Друзья, навек друзья!

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj