16

Андерсен Э. "Неуловимые".

Стройка в Северном Вогене была обнесена глухим высоким забором. Русских из лагеря Нюгорсмюрене принуждали работать там днем и ночью. Все население Лаксевога сочувствовало им. Стало привычным готовить обед с расчетом на наших русских друзей.

Передавали еду главным образом мы, дети. Сначала это пытались делать взрослые, но их арестовывали; кое-кто отделался штрафом, многих отправили в концлагерь.

Ребятишки были неуловимы. Когда русские шли на работу и с работы, мы выстраивались вдоль дороги с пакетами. Конвоиры либо гнали нас, либо делали вид, что ничего не замечают.

Мы проникали на строительную площадку через забор с карманами, набитыми едой, или перебрасывали свертки пленным. В магазинах удавалось раздобывать для «нашей большой семьи» жирную копченую селедку, хлеб и даже сигареты.

Армия мальчишек становилась все изобретательнее. Мне было двенадцать лет, но я прекрасно ориентировался в обстановке. Долго думал, как получить доступ на стройку,- и надумал! Поступил рассыльным в контору норвежской фирмы, производившей работы. Передо мной распахнулись ворота. Узнав об этом, сверстники завалили меня провизией. Я туго набивал рюкзак...

Русский лет двадцати пяти, стоявший у компрессора, подарил мне колечко, на котором вырезал свое имя: Ося. Очень хотелось бы встретиться с ним сегодня.

Эйвинд Андерсен, поселок Лаксевог близ Бергена.

Источник: «Сильнее смерти. Воспоминания, письма, документы». Москва, Госполитиздат, 1963 год. С. 40-41.