Молодогвардеец

Теплухин В.

Есть встречи, перед которыми волнуешься, живешь большим чувством радости поговорить с интересным человеком. И встретившись с ним, слушаешь-слушаешь и с сожалением замечаешь, что кончается время беседы.

Так и перед встречей с молодогвардейцем Анатолием Владимировичем Лопуховым.

…На дверях кабинета табличка «Подполковник А. Лопухов». Стучу:

— Можно?

— Да, да, — навстречу поднимается офицер. В одной руке держит телефонную трубку, вторую протягивает и приглашает садиться. Пока он разговаривает по телефону, оглядываю кабинет. Обычный письменный стол. На нем — блокноты, чернильница. На стене — карта СССР. У окна — книжный шкаф. Все обыденно, просто. И в то же время я сейчас буду слушать не совсем обычный рассказ. Буду слушать человека, который участвовал в операциях с молодогвардейцами Ваней Земнуховым, Ульяной Громовой, Сергеем Тюлениным...

О подвиге героев Краснодона написано немало. Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» вошел в классику литературы, его изучают в школе. И тем не менее встреча с одним из героев романа была очень волнующей.

А.В. Лопухов среди комсомольцев школы № 45 г. Севастополя. Фото А. Баженова

I

...Анатолий прямо с вокзала направился в городской парк. По дороге ему встречались люди, но никто не остановил радостно: «Толька, ты?!» Взглянут мельком и пройдут мимо. Ну, да и понятно — у земляков много забот. Еще идет война. И им не до того, чтобы сразу распознать в приехавшем солдате их земляка. К тому же длинная солдатская шинель, рука на перевязи видимо изменили его.

Вот и братская могила. Строгий памятник. Цветы. И тут же, под стеклом список. Начинался он так: «Товарищ, запомни имена замученных героев, сохрани их в сердце своем, как неугасимый призыв к подвигу во имя Родины...». А дальше следовали знакомые и близкие имена и фамилии... Уля Громова. Иван Земнухов, Сережа Тюленин, Вася Пирожок, Боря Главан...

Он читал и читал. Иногда строчки расплывались. Тогда солдат прямо пилоткой проводил по щеке. И никто не удивлялся тому, что солдат плачет у могилы молодогвардейцев. Но вдруг солдат вздрогнул. В списке он прочел: «Анатолий Лопухов». Вот оно в чем дело. Его считают погибшим. С фронта, видимо, не дошло ни одно письмо. А как же перенесла горе мама? Милая мама...

Анатолий пошел к дому. С выщербленными ступенями крыльцо, покосившиеся двери. В дверях появилась женщина в темном, по-крестьянски повязанном, платочке.

— Мама!

...На другой день Анатолий опять ушел в парк. И у старого дерева вспомнилось все вновь. Шло лето сорок второго. Тогда-то и встретил Толя Ваню Земнухова, Васю Левашова, Бориса Главана. Ребят этих он знал хорошо. Здесь, у дерева, и состоялся первый разговор.

— Пойдешь с нами? — прямо спросили ребята.

— Да, я с вами!

Первое поручение Толе — распространить листовки. Выполнил. Листовки были расклеены почти по всему городу. Как-то осенним вечером в доме Третьякевича собрались юные подпольщики. На собрании одна повестка дня: «Смерть фашистским оккупантам!». Ребята говорили горячо. Разработали план действий. Сергей Тюленин предложил именовать подпольную организацию «Молодой гвардией».

«Молодая гвардия» росла, укреплялась, объединяла новые группы. Через месяц у молодогвардейцев уже имелось оружие, небольшая типография, приемники. Молодогвардейцы начали действовать еще активнее. Местная полиция с ног сбилась, разыскивая неизвестных распространителей листовок. Но ее усилия были тщетны.

А молодогвардейцы занимались не только листовками. Недалеко от хутора Волчанского гитлеровцы соорудили что- то вроде концлагеря. Серый барак окружили рядами колючей проволоки и туда заключили пленных советских солдат и командиров. Молодогвардейцы решили: освободим наших воинов!

Виктор Петров, Анатолий Ковалев, Борис Главан, Анатолий Лопухов, Василий Пирожок и еще несколько подпольщиков глухой ночью переплыли реку и пробрались к ограждению барака. Увидели, что у проволоки ходят гитлеровцы. Ребята знали и до этого, что лагерь охраняется. Они, прижимаясь к земле, поползли навстречу часовому. Вот он уже совсем рядом. И ребята по единому сигналу метнулись на врага. Один под ноги, второй на грудь, третий выхватил винтовку. Бесшумная схватка. Со вторым и третьим также, и часовые обезоружены. Путь свободен. Молодогвардейцы сорвали замок с дверей и, вбежав в барак, приглушенно крикнули: «Товарищи, вы свободны! Уходите скорее!».

II

Жители Краснодона понимали, что в городе действует сильная подпольная организация и что ее деятельность направляют коммунисты. И землякам, шахтерам становилось легче на душе, когда они видели на стене листок из ученической тетради и на нем слова: «Краснодонцы! Не верьте гитлеровцам. Они принесли горе. Они хотят поставить нас на колени. Но мы, советские люди, предпочитаем лучше смерть, чем фашистскую неволю. Наше дело правое. Мы победим. Советские войска вернутся родной Донбасс. Смерть немецким оккупантам!»

А утром 7 ноября на зданиях и копрах шахт развевались красные флаги.

Близился новый год. Молодогвардейцы под руководством старших товарищей — коммунистов готовили крупную операцию: взрыв здания, где гитлеровцы, полицейские будут веселиться на балу. В боевую группу входил и Анатолий Лопухов. Возглавлял группу Туркенич. Уже все готово, в условленное место перенесена взрывчатка, приготовлены гранаты, автоматы, винтовки.

Но предатель сообщил в полицию о юных подпольщиках. В городе начались аресты. Анатолий в эту ночь не был дома, и его не смогли схватить. В городе оставаться было опасно, и он ушел в соседний поселок. Днем прятался, шел только ночью. Анатолий добрался до Луганска, а оттуда в Дебальцево. В тех краях он и встретил наших солдат. И стал молодогвардеец Анатолий Лопухов рядовым гвардейской Енакиевской дивизии. Ходил в разведку, участвовал в боях. Был ранен, лежал в госпитале.

И вот после ранения вернулся домой. А здесь считали Анатолия погибшим от рук палачей гестапо. Ведь в тот январский день гитлеровцы арестовали мать Толи. Допрашивая ее, говорили: «Сынок твой сидит у нас за проволокой. Принеси ему пока передачу».

Из уст матери Анатолий узнал, каким зверствам подвергали фашисты молодогвардейцев. Били плетками, раскаленным железом выкалывали глаза, рубили пальцы на руках, применяли средневековые приемы пыток. Но комсомольцы молчали. Стойкость советской молодежи, верность Родине, родной Коммунистической партии были выше всех пыток. И ничто не могло поколебать эту святую Верность. Верность комсомольскую. 

III

А дальше судьба Молодогвардейца Анатолия Лопухова сложилась так. В годы войны помогал землякам восстанавливать шахты. А поправилось здоровье — и снова военная служба. Его направляют в военное училище. Потом поступает в Военно-политическую ордена Ленина Краснознаменную академию имени В. И. Ленина. После окончания ее, уже в 1959 году, он уехал служить на Север, в Заполярье.

Осенью позапрошлого года Анатолий Владимирович Лопухов получил назначение в наш город на политработу.

Анатолий Владимирович часто выступает перед молодежью в школах, клубах, на кораблях. Рассказывает о бессмертном подвиге краснодонцев. О подвиге, который золотом вписан в историю Ленинского комсомола. О подвиге, который всегда будет вдохновлять и вести советскую молодежь на новые подвиги во имя коммунизма.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj