Корни молодогвардейского подвига

Чапанская Г.

Родители молодогвардейцев… На их долю выпали страшные испытания - потеря детей, погибших в мучениях и страданиях, истерзанных палачами. Пережив непомерное горе, они выстояли и обрели свое место в жизни, нашли в себе силы быть полезными, быть друзьями и советчиками, наставниками, быть олицетворением мужества материнского и отцовского. В том, что они вырастили, воспитали славных сыновей и дочерей, научили их любить свою Родину, заключена частица их подвига. Отцы и матери молодогвардейцев в разное время ушли из жизни, но память о них, как и память о героях, живет в сердцах людей, благодарных за их родительский подвиг, за любовь и силы, отданные юным, с которыми они встречались на краснодонской земле и за её пределами.

Им, дорогим нашим сердцам отцам и матерям, давшим жизнь, взрастившим и воспитавшим героев «Молодой гвардии», мы посвящаем эту страницу. Остановимся на семьях Героев Советского Союза.

Семья Ульяны Громовой

Большинство молодогвардейцев происходили из семей, которые в 20-е - 30-е годы приехали на вновь открывающиеся шахты Сорокинского рудника из разных мест России, Украины, Белоруссии. Их отличало многое: национальность и профессия, быт и семейные традиции. Независимо друг от друга они растили добрых, отзывчивых и порядочных граждан, себе подобных. Пройдут годы, и когда их дети вырастут и погибнут, как герои, их объединит горе, которое не уйдет из их жизни до последних дней.

Коренной жительницей города Краснодона была Уля Громова. Она здесь родилась, выросла, совершила подвиг и погибла.

Глава семьи Матвей Максимович - выходец из Гадячсхого уезда Полтавской губернии. Его отец был моряком, погиб, когда Матвею было шесть лет. Воспитывал его дедушка, семья которого еле сводила концы с концами, и безграмотный подросток, чтобы зарабатывать на кусок хлеба, пошел в пастухи. Потом действительная служба в армии, участие в русско-японской войне. Имел много наград и последнюю - орден святого Георгия за спасение знамени своего полка.

После войны с односельчанами Матвей отправляется в Юзовку на заработки, где встретил казачку Матрену Тимощенкову из хутора Сорокина Гундоровской станицы Области Войска Донского. Она родилась в многодетной семье. Воспитывал младший брат отца, у которого не было детей. Впоследствии Яков Гаврилович отписал родовое «имение». Громовы досмотрели дядю и его жену и стали полными владельцами деревянного рубленого дома на две жилые комнаты, каменной жилой кухни, пристроек, большого фруктового сада, вербовой и тополевой рощ. Здесь родились дети.

Матвей Максимович работал на мельнице кучером, а во времена советской власти - на шахте и в совхозе. У Громовых было пятеро детей. Самая старшая Антонина работала в коммунхозе, имела столько же детей. Умерла в 50-е годы. Клавдия, как и Антонина, вышла замуж тоже за местного казака, родила сына и дочь. Сын Колотовичев Виктор Стефанович - шахтер, живет на бывшей усадьбе Громовых. Нина жила в Краснодарском крае и умерла еще до войны.

А Елисей - летчик, участник Великой Отечественной. Жил в Луганске, работал механиком на военном аэродроме, в 1979 году умер. И самая младшая Ульяна, будущая героиня «Молодой гвардии».

Матрена Савельевна с молодых лет болела, умерла в 1968 году. На семь лет пережил свою жену Матвей Максимович. Послевоенные годы его жизни были наполнены плодотворной работой. Его приглашали в музей на встречи с многочисленными посетителями, вместе с сотрудниками музея он выезжал в другие города по приглашению пионерских дружин, комсомольско-молодежных бригад, носящих имена Ульяны Громовой. Домик на Каменке гостеприимно был распахнут для многих гостей нашего города.


Земнуховы

Сколько теплых слов в свой адрес и в адрес своего сына слышала Анастасия Ивановна Земнухова, сколько ежедневно весточек получала отовсюду, скольким открывала двери своего дома?! В комнате сына, пока была жива она и ее дочь Нина, она сохраняла все так, как было при Ване: узкая железная кровать, над которой в самодельной рамке висит портрет А. Пушкина, старый шкаф, этажерка, на полках пожелтевшие книги. Все это бережно хранила не только для себя, но и для людей, которые с трепетом переступали порог этого нетронутого мира героического прошлого.

Здесь обычно дочь Нина за письменным столом брата отвечала на письма пионерских дружин, бригад, теплоходов в Сахалинском, Бакинском, Енисейском пароходствах. Они носили имена Ивана Земнухова. А ведь лучшие человеческие качества - кристальную честность, щедрую доброту, чувство долга и какую-то особую окрыленность души - Ваня перенял от своих родителей.

Анастасия Ивановна и Александр Федорович вырастили троих детей: двух сыновей - Александра и Ивана, дочь Нину. Оба сына в дни Великой Отечественной войны вступили на путь борьбы с фашистами: Ваня - в составе подпольной организации «Молодая гвардия», Саша - в рядах Советской Армии на фронте.

Сам Александр Федорович по возрасту не был мобилизован. Он тоже воевал, но в период Первой мировой войны. А Вторую мировую сил и здоровья не хватило пережить, она принесла в семью страшную беду - гибель сына. Умер Александр Федорович 20 января 1943 года, через пять дней после казни сына.

Анастасия Ивановна на 35 лет пережила мужа. Скончалась 1 мая 1978 года. Похоронены в Краснодоне, вдали от своей родины - Рязанщины. Замуж выходила Анастасия в семнадцать лет. Была неграмотной, но работящей и смышленой. Рано научилась жать, вязать снопы, выполняла другую работу. Александр был из соседнего села Илларионова. Знакомы они мало были, но люди с уважением говорили о молодом плотнике.

Потом была Первая мировая, с которой, к счастью, муж вернулся цел и невредим. Прибавлялось семейство. И решили, хоть и с большим трудом, уехать в Донбасс, на рудник Сорокино, где раньше бывал на заработках Александр Федорович. Прибыли в будущий Краснодон летом 1932 года, и здесь в разные годы похоронены четверо из семьи 3емнуховых.

Брат Вани, Александр Александрович - в прошлом учитель и директор школы, живет в Донецке. Нина Александровна все эти годы жила в родительском доме. После смерти матери она заменила ее: отвечала на письма, приходила в музей на встречи с молодежью, у себя дома принимала экскурсантов, ездила по стране, откликалась на многочисленные приглашения из школ, где действовали музеи «Молодой гвардии».


Кошевые

В отличие от других, семья Кошевых имела дворянские корни. Елена Николаевна, в девичестве Коростылева, родилась в пос. Згуровка, что недалеко от г. Прилуки Черниговской обл. В семье детей было трое, родители всем дали прекрасное воспитание и образование.

Елена работала воспитателем в детском саду, затем - заведующей. Эта профессия была делом ее жизни. Замуж Елена Николаевна вышла в семнадцатилетнем возрасте за бухгалтера Кошевого Василия Федосеевича. Эта многодетная семья, где было три сына и четыре дочери, пользовалась уважением в небольшом провинциальном городке. В доме, который расположен в центре Прилук и где сейчас мемориальный дом-музей Олега Кошевого, Елена Николаевна родила единственного сына Олега. Он стал любимым не только для родителей. Души в нем не чаял и дедушка. На одном из снимков двухлетний Олег запечатлен на руках у дедушки.

Так сложилась судьба, что брак у Елены Николаевны и Василия Федосеевича был недолгим. Супруги разошлись. Сын воспитывался то у отца, то у матери, обоих любил безмерно. Отец проживал в Антраците, сразу после освобождения поселился в Краснодоне и работал главным бухгалтером на шахте № 21, которая носила имя его сына. Здесь в Краснодоне он умер и похоронен.

Елена Николаевна тяжело переживала гибель сына. Но не отчаялась, нашла в себе мужество выжить, победить горе. В 1943 году в только что освобожденном Харькове Кошевая выступала перед воинами, уходящими в бой. С того памятного дня на протяжении 44 лет, до конца жизни, она являлась страстным пропагандистом подвига «Молодой гвардии». Е.Н. Кошевая посетила не только ГДР, но и Францию в составе советской делегации сторонников мира, вела большую переписку с молодежью зарубежных государств, встречалась в Краснодоне с иностранными делегациями. Она внесла свой немалый вклад в дело борьбы за мир и дружбу между народами. Будучи депутатом областного Совета, членом обкома партии, для Краснодара она сделала немало.

Эта женщина помогла сотням людей, которые в разные годы обращались к ней за помощью и советом. В ее архиве находились тысячи писем, которые после смерти Елены Николаевны (27.6.1987 г.) были переданы в музей «Молодая гвардия». Для каждого корреспондента Елена Николаевна находила доброе слово, в каждом стремилась принять участие и каждому помочь в меру своих сил и возможностей.


Туркеничи

В Краснодоне и далеко за его пределами хорошо знали родителей командира «Молодой гвардии» Ивана Туркенича, Феону Ивановну и Василия Игнатьевича. На Садовой, перед домом № 18, где они последние годы жили, часто останавливались группы ребят. Им навстречу выходила высокая худощавая женщина с палочкой и по просьбе гостей рассказывала о Ване, своей семье.

Начинала обычно издалека. Говорила о том, что первым на рудник Сорокино приехал брат Феоны Ивановны, Шабельский Спиридон Иванович - комиссар Богучарского полка. Он стоял у истоков зарождения рудничной комсомольской организации, провел первую беседу с молодыми шахтерами в рабочем клубе, рассказал о целях и задачах комсомола. Тогда же, в 1920 году, из Нового Лимана Петропавловского района Воронежской области приезжают Туркеничи с детьми. Ване, будущему молодогвардейцу, не исполнилось еще и года. Василий Игнатьевич работал забойщиком, Феона Ивановна, как тогда водилось, была домохозяйкой. Заработка мужа хватало, дети учились, и казалось, что жизнь проходит благополучно. Если бы не война...

Переживали за сына, когда он после окончания военного училища ушел на фронт, а потом, вернувшись, сражался в рядах подполья. Радовались, что избежал участи других молодогвардейцев и остался жив. А когда ушел на фронт в 1943-м, надеялись, что вернется жив. Тяжело переживали гибель сына. Горько было сознавать, что чужие люди провели в последний путь и похоронили его. Так никогда и не довелось побывать на могиле Вани родителям. Не так просто было поехать в Польшу, да и здоровье не позволяло.

Феона Ивановна была частым гостем в школе № 1 имени Горького, где учился ее сын, посещала класс Ивана Туркенича, школьный музей, где висел его портрет. Она вместе с другими родителями участвовала в общественной жизни города. Вот что писала газета «Социалистическая Родина» 30 ноября 1977 года: «Большую помощь в выполнении наших обязательств по подготовке общежитий к зиме оказали нам матери молодогвардейцев Ф.И.Туркенич, М.К.Юркина, А.В.Тюленина, Е.А.Осьмухина и др.

Их руками сшиты для общежитий 98 больших и 12 маленьких оконных штор, 66 занавесок и 55 салфеток на столы и тумбочки. Помогали они в приведении общежитий в порядок: побелка стен, ремонт окон. Сейчас у нас в каждом общежитии чисто, уютно, на столах и тумбочках цветы, которые собрали у населения матери молодогвардейцев».

Василия Игнатьевича не стало в 1956 году. Феоны Ивановны - в 1970-м. Десятки благодарностей, сотни писем, присланные в адрес родителей И. Туркенича, - это признание родительского подвига, благодарность за воспитание сына-героя.


Тюленины

Среди молодогвардейских семей эта самая многочисленная. Образовалась следующим образом. Первый муж Александры Васильевны умер в 1923 году, оставив семерых дочек: Евдокию, Елену, Наталью, Надежду, Феодосию, Марию, Дору. Первенец Сергей умер в трехлетнем возрасте. Через год Александра Васильевна сошлась с вдовцом Гавриилом Петровичем Тюлениным. От первого брака у него было пятеро детей: Сергей, Марфа, Петр, Василий и Люба.

Сергей был секретарем комсомольской ячейки на шахте «Мария» Юэовсхого рудника и в 1920 году погиб от рук белоказаков. В 1921 году после смерти жены Г.П. Тюленин определил детей в Мариупольский детдом, где Люба и Петр умерли. В августе в семье Тюлениных родился совместный сын. Его назвали Сергеем, в честь двух предыдущих.

А еще через год Тюленины покидают Орловщину. Гавриил Петрович забирает детей из детдома и большая семья приезжает на рудник Сорокино. Вначале снимали жилье в частном секторе, переходили с одной квартиры на другую. Посоветовавшись с женой, решили купить свой домик.

Гавриил Петрович работал в забое, Александра Васильевна, тянувшая груз домашних нескончаемых обязанностей, умелая и рачительная хозяйка, взялась за экономное расходование денег. Вскоре Тюленины накопили определенную сумму, которой едва хватило на землянку в районе «Шанхая» и корову. Через некоторое время к двум комнаткам пристроили еще одну.

Говорят, в тесноте, да не в обиде. Жили Тюленины дружно, дети помогали родителям, ценили отцовский и материнский труд. На «Шанхае» проживали друзья Сережи В. Лукьянченко, В.Куликов, С. Остапенко, Л. Дадышев и другие, которые в дни фашистской оккупации составили боевую группу С.Тюленина.

Перед войной Гавриилу Петровича травмировало в шахте. Стремясь помочь семье, Сережа после окончания семилетки идет работать на шахту № 1-бис, которая впоследствии будет носить его имя.

После увечья Гавриил Петрович работал сторожем на динамитном складе. Сорок лет шахтерского труда сказались на здоровье, и в феврале 1948 года Г.П. Тюленина не стало. Александра Васильевна прожила 92 года. Принимала самое активное участие в патриотическом воспитании молодежи. Бывало, рассказывая о сыне, она говорила: «Вот их у меня много было, а Сережа самый лучший». Вспоминается, хорошая дружба между Александрой Васильевной и бригадой машинистов электровозов имени С.Тюленина. Этот комсомольско-молодежный коллектив с шахты «Таловская» стал первым лауреатом областной комсомольской премии имени «Молодой гвардии». «Сыночки», так она называла бригадира Василия Пушилина и молодых горняков, придут, нарубят дров, вскопают огород, а потом вместе посидят и чай попьют, расскажут о делах коллектива. А сколько писем получали Тюленины от пионерских дружин и отрядов, носящих имя любимого героя!


Шевцовы

В отличие от Тюлениных семья Шевцовых была небольшой, в ней росла одна-единственная дочь Люба. Росла не избалованной, а трудолюбивой, отзывчивой и чуткой к чужому горю девочкой. Семья имела неплохой по тем временам достаток, однако это, как обычно в таких случаях происходит, не сказалось отрицательно на воспитании дочери.

Росла она, как говорится, в ласке и добре, и сама была ласковой и доброй, поскольку ценила родительскую заботу, знала о той суровой жизни, которую прожили в молодости отец и мать, видела, каким непосильным трудом создавалось благополучие семьи (отец работал в забое, ежедневно рискуя жизнью). Они рассказывали о себе, своей молодости, о том, как встретились и полюбили друг друга.

Многодетной семье, где родилась Ефросинья Мироновна, жилось очень тяжело. Отец умер, оставив пятеро сирот. Чтобы как-то прокормиться, в поисках лучшей доли ушла из дома Ефросинья. Попала из Ростовской области в Поволжье.

В тревожном восемнадцатом году она сражалась на Царицинском фронте. Все месяцы героической обороны провела среди бойцов, перевязывая раненых. Санитарка передвижного полевого госпиталя, она не раз получала благодарности от командования за старательность, удивительную смелость. Не думала тогда, что именно там повстречает свою единственную любовь, свою судьбу - Григория Шевцова. Приметил он тоненькую, похожую на березку, проворную санитарку, когда приходил сменить перевязку на раненой руке. А потом, когда уже и рана зажила, зачастил Григорий к палатке с красным крестом. Был он человеком суровым, обветренным войной.

В начале 1920 года Григорий и Ефросинья поженились. Царицын-Симбирск-Тамбов-Самара - вот этапы боевого пути воинской части, вместе с которой прошли молодые Шевцовы: он с винтовкой, а она - с санитарной сумкой. Они прожили вместе дружно и долго. Если бы не тяжелая утрата - потеря единственной дочери Любы, жить бы им да жить. Но горе подкосило силы. Ефросинья Мироновна умерла в 1972 году, а через пять лет - Григорий Ильич.

Но осталась добрая и светлая память о родителях Любы Шевцовой в сердцах тысяч школьников, юношей и девушек, всех тех, кому рассказывали они о Любе и ее товарищах во время волнующих встреч, проходивших не только в Краснодоне, но и других городах страны, тех, кто близко их знал. Побывала она в Ростове, Душанбе, Оренбурге, Томске... Встречи с родителями Л.Шевцовой и других молодогвардейцев запомнились многим на долгие годы. Они войдут в славную летопись молодогвардейского подвига.

Источник: газета "Ижица" за 8 июня 2005 г.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj