Выпускники 41-го года

Чапанская Г.,
музей "Молодая гвардия"

Июнь 1941 года. Все еще мирное небо над страной. Привычный ритм жизни: служба, работа, учеба, отдых... В школах прошли экзамены, и большинство ребят уже на каникулах. Лишь десятиклассники не покидают родных стен, готовятся к выпуску. Настроение у всех приподнятое: ведь они на пороге новой жизни, где можно почувствовать себя взрослыми и самостоятельными! Перспективы радуют, хотя иногда и тревожат: как правильно сделать выбор, предугадать свое предназначение, осуществить мечту? У каждого свои планы... 

Среди выпускников Краснодона были и будущие молодогвардейцы. Среднюю школу № 1 имени Горького закончил Иван Земнухов, школу № 4 - сестры Иванцовы, Нина Минаева, Юрий Виценовский. И если им еще предстояло определиться в будущем, то бывшая выпускница СШ № 22 поселка Краснодон Антонина Елисеенко точно знала: будет учителем младших классов! Свой выбор она сделала еще два года тому назад, когда поступила на первый курс Ворошиловградского пединститута, а затем по личным мотивам перешла на годичные педкурсы при областном отделе народного образования и теперь стала их выпускницей.

Трагизм поколения выпускников 1941 года заключался в том, что тот желанный рубеж, перешагнув который, юноши и девушки, казалось, попадали в новый мир, еще более привлекательный и романтичный, чем прежний, оказался последней чертой. За ней уже была война. И со школьной скамьи им довелось шагнуть в лихолетье.

Аттестат Ивана Земнухова

Среди документов Героя Советского Союза Ивана Земнухова особый интерес представляет его аттестат зрелости. На нем стоит дата выдачи 21 июня 1941 года, как положено - подписи директора и учителей, печать школы.

Выпускник Земнухов аттестован по 22 предметам, по тринадцати из них - оценки "хорошо", восьми - "посредственно". И только по русской литературе - "отлично". Это был его самый любимый предмет. Уроки по литературе вел опытный педагог Даниил Алексеевич Саплин. Его он боготворил.

- Ваня выделялся среди своих сверстников, - вспоминал молодогвардеец Георгий Арутюнянц. Он был весь какой-то собранный, сосредоточенный. В школе его прозвали "профессор" - и за то, что он много читал, много знал, и за его внешний вид: очки, в руках - книжка.

Об одном интересном эпизоде рассказала Людмила Кожанкова:

- В десятом классе мы писали сочинение на тему: "Человек, с которого я беру пример". Ванино сочинение было так своеобразно, что мы даже не знали, как на это посмотрит наш преподаватель. Он примерно писал так: "Черт возьми, Даниил Алексеевич! Вы задали такую тему, что голова кругом идет. Сколько замечательных людей на свете, которые могут быть для нас примером, такие, как Островский, Чапаев, Фурманов и даже Славка Чернецов". (Слава, наш одноклассник, пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны). И вот вопреки нашим опасениям это сочинение так понравилось Даниилу Алексеевичу, что висело, как показательное.

С детства Ваня любил поэзию, особенно стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Свое первое стихотворение написал в 13 лет. 

Земнухов был старостой литературного кружка. Ни один из вечеров в школе не проходил без его участия и выступления. Ваня декламировал стихи классиков, а часто и свои. Редактировал общешкольную газету, на страницах которой беспощадно бичевал школьные пороки, плохую успеваемость. 

После начала войны еще целый год Краснодон оставался обычным городом. Здесь продолжали работать предприятия, школы. Но время было военное, напряженное. Ваня идет работать пионервожатым сначала, в первомайскую школу, затем в родную, горьковскую. В марте 1942 года райком комсомола утвердил его членом комиссии по школьной работе. Ваня мечтал стать юристом. А стихи, думал он, пишут люди всех профессий. Поэтому, когда райком комсомола предложил учиться на юридических курсах в Ворошиловграде, согласился. Курсы не удалось закончить из-за их эвакуации. Земнухов возвратился в родной город накануне вражеской оккупации. 

Он являлся одним из организаторов "Молодой гвардии", членом штаба. В трудные дни борьбы в подполье товарищи видели в нем своего руководителя. Он разрабатывал планы боевых операций, сам участвовал в их выполнении. 

Арестовали Ваню в числе первых. Вернее, он сам пошел в полицию выручать своих товарищем Е. Мошкова и В. Третьякевича. Обладая некоторыми знаниями права, хотел доказать правоту того дела, за которое боролись подпольщики. Оттуда Ваня больше не вернулся. 

"Обо мне не беспокойтесь. Чувствую себя геройски", - так писал он в записке родным из фашистских застенков, хотя испытывал страшные мучения. Ему разбили очки, осколки стекла попали в глаза, и Ваня ослеп. 

15 января 1943 года оборвалась жизнь замечательного парня, несостоявшегося поэта и юриста... 

Спустя 25 лет в издательстве "Донбасс" вышел сборник творчества молодогвардейцев "Свет пламенных сердец". Несколько страниц в нем заняли поэтические пробы Ивана Земнухова. 


Наш выпускной

Вальс в стенах зала плещется широко,
Кружатся пары, быстры и легки.
Сегодня ни полслова об уроках,
Сегодня бал! Они выпускники!
Эдуард АСАДОВ 

"Наш выпускной вечер состоялся 21 июня 1941 года. День был дождливый, но к вечеру выглянуло солнышко. Пришлось надевать галоши, боты, а хорошую обувь брать с собой.

В 8 часов вечера мы все вошли в нижний зал нашей школы. Директор Степан Степанович Шпилевой поздравил нас с окончанием школы, пожелал найти свою дорогу в жизни, быть полезными людям, любить свою Родину. Выступали и учителя.

От выпускников слово взяла староста класса Лида Орлова. Ваня Земнухов прочитал стихи о нас и нашей школе.

Было так торжественно и трогательно, что никто не мог сдержать слезы. Это были слезы печали, расставания с детством, школой, любимыми учителями и соучениками. И в то же время это были слезы зрелости - мы вступали на новый жизненный путь, а представляли его себе таким чудесным и счастливым.

Нам было 17 - 18 лет и все вокруг казалось таким прекрасным! После торжественной части начались выступления артистов. А потом играл баян и джаз-оркестр, а мы танцевали. В моде тогда были вальс, танго, фокстрот, румба.

Ваня Земнухов был в ударе. Он ходил от группы к группе, острил, кое-кому посвятил эпиграммы. Его маленький блокнотик то и дело раскрывался, и после чтения обязательно слышался хохот. Окончился наш последний школьный вечер около 2-х часов ночи. Это было 22 июня 1941 года.

Покидали школу веселыми, молодыми стайками разлетались в разные концы нашего маленького городка, омытого июньским дождем. Небо было летнее, звездное, ночью тихой, свежей. Ярко горели звезды. Ничто не предвещало беды... "
Л. Кожанкова

"В тот памятный день нам, первым выпускникам школы, вручались аттестаты. В школу пригласили и наших родителей. Было торжественно и немного грустно перед расставанием. Шутки, музыка и танцы вскоре развеяли мрачное настроение. Потом гуляли в парке. По домам разошлись поздно", - так вспоминает о школьном выпускном вечере одна из его участниц Т.В. Пырч.

И далее рассказывает: "На утро мы снова собрались у школы и сфотографировались. Фотографа пригласили наши ребята".

Съемки закончились, но оживление еще продолжалось. На душе было легко и празднично. Мечтали о будущем - светлом и безоблачном, о верной дружбе и любви.

Но все оборвалось в одно мгновение. Ровно в полдень по радио сообщили о начале войны. Пошел новый отсчет времени. Здесь же, у стен родной школы, состоялся митинг. Пришли ребята из других классов, а потом многие поспешили в военкомат записаться добровольцами.

Нина Минаева и Нина Иванцова не попали на фронт, но и не сидели, сложа руки. Первая из них окончила курсы медсестер, работала в городской поликлинике, в период оккупации вступила в "Молодую гвардию", погибла от пули палачей. Вторая, тоже участница "Молодой гвардии", осталась в живых. Но прежде чем стать подпольщицей, она окончила курсы морзистов, выполняла задание на оккупированной территории Сталинской (ныне Донецкой) области. После гибели своих товарищей-молодогвардейцев добровольно ушла в действующую армию, воевала в войсках связи до самого Дня Победы.

Совсем немногим из тех, кто запечатлен на снимке, удалось встретиться после войны.


Из воспоминаний В.П. Минаева о сестре

Нина мечтала стать артисткой. В школе являлась членом драматического кружка, много свободного времени отводила разучиванию ролей, репетициям. Вместе со школьными товарищами Борисом Клыго, Сергеем Тюлениным, Любой Шевцовой часто выступала перед школьниками, шахтерами Краснодона, колхозниками.

Красивая и настоящая дружба связывала Нину с одноклассником Б. Клыго. На последнем в мирной обстановке школьном новогоднем балу Борис, носивший тогда шуточное и в то же время почетное прозвище "Горе-Качалов", не смог присутствовать. Он передал Нине записку: "Дорогая Ниночка! Очень жаль, что я не на вечере и мне не удастся услышать монолог Чацкого!.. Ниночка! Ты одна из тех, кого я уважаю очень и потому желаю тебе премного счастья, столько разве, сколько уважения вложено в эти строки. Прими мое искреннее пожелание тебе радостной жизни от всей души моей! Желаю еще тебе быть тем, кем ты хочешь быть, и кем никогда не буду я.

Твой неплохой товарищ Боря Горе-Качалов".

Нине и ее друзьям не пришлось побывать в настоящем театре. Игру любимых артистов они слышали по радио да изредка видели в кино. Но мечта стать артистами была твердой.

В последнем своем письме девушке с фронта Б. Клыго писал: "Живу я хорошо, дух мой бодрый, я надеюсь, что скоро мы все, кто останется жить, вернемся в свои родные места, но все же мне грустно, ибо там, куда рвутся мои мысли, находится положительно все, что явилось предметом моего увлечения, радости, любви, то, за что я с миллионами других, таких же, как я, борюсь, рискуя жизнью.

Ходишь ли в кино? Какие новые картины видела? В каких новых ролях видела наших любимцев-артистов? Ведь я видел кино очень давно.
До свиданья. Твой друг Борис Горе-Качалов". 9.06.42 г. 

Вскоре Б. Клыго погиб. Моя сестра тоже не осталась в стороне от борьбы с фашистами.


Ольга Иванцова

На снимке первого выпуска СШ № 4 имени Ворошилова по чистой случайности отсутствует Ольга Иванцова. Впоследствии Ольга Ивановна объяснила это своим опозданием.

По-разному сложилась судьба ее одноклассников. Сама она вскоре возвратилась в родную школу в должности старшей пионервожатой. А в 1942 году по рекомендации райкома комсомола вместе с сестрой Ниной прошла специальную подготовку для ведения разведки в тылу врага. Они должны были выполнять задание в районе города Орджоникидзе (ныне Енакиево), но связи нарушились и сестры вернулись в Краснодон.

Затем напряженные, полные опасности дни борьбы в подпольной организации "Молодая гвардия". Когда начались аресты, Ольга ушла из Краснодона, перешла линию фронта. Вернулась в город вместе с воинами-освободителями. Здесь она узнала о страшной участи ее погибших товарищей.

Ольга стала бойцом трудового фронта. Принимала участие в восстановлении шахт. Второй секретарь райкома комсомола Иванцова проводила сбор средств на танковую колонну "Молодая гвардия" и авиаэскадрилью "Герои Краснодона", принимала активное участие в создании музея "Молодая гвардия", стояла у истоков зарождения молодогвардейских традиций.

Каждый день почтальон приносил десятки писем на квартиру Ольги Ивановны в Кривом Роге, а затем в Феодосии. Их было много. Они шли отовсюду. Не счесть, скольким адресатам она ответила, сколько раз, тревожа память, рассказала в письмах и на многочисленных встречах с молодежью о подвиге своих товарищей-молодогвардейцев. Она всегда считала себя в долгу перед погибшими.

Источник: газета "Слава Краснодона" за 21 июня 2001 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj