Пришло ли время "собирать камни"?

Никитенко А.,директор Краснодонского
Государственного ордена Дружбы народов
музея "Молодая гвардия",
заслуженный работник культуры Украины.

24 декабря текущего года исполнится 100 лет со дня рождения автора романа "Молодая гвардия"Александра Фадеева. Сегодня мы начинаем публикацию серии материалов, собранных музеем "Молодая гвардия", посвященных этому знаменательному в жизни краснодонцев событию.

Недавно профессор одного из высших учебных заведений Китая, посетивший краснодонский музей, как бы между прочим заметил, что в его стране до настоящего времени роман советского писателя Александра Фадеева "Молодая гвардия" является частью школьной программы при изучении курса зарубежной литературы. Был ли это завуалированный традиционной китайской улыбкой упрек (ведь это произведение уже несколько лет в наших школах не изучается), или наш гость, сам того не ведая, ударил меня в самое больное место?

Но мне в тот день стало вдруг нестерпимо стыдно, как будто это я лично виноват был в том, что уже нередки случаи, когда наша молодежь, родившаяся в клокотавших вседозволенностью восьмидесятых, называет молодогвардейцами Зою Космодемьянскую и Александра Матросова, участников борьбы с фашистами в аджимушкайских катакомбах, Павлика Морозова, а аббревиатуры ОУН(м) и ОУН(б) расшифровывает, как Организация украинских националистов меньшевиков и большевиков, не ведая того, что для украинских националистов во главе с их лидерами Мельником (м) и Бандерой (б) большевики были самыми заклятыми врагами.

Но и она, наша молодежь, виновата в этом только отчасти. Ведь в последнее десятилетие ее просто-напросто отлучили от нашей истории, так же как за инакомыслие отлучают от церкви еретиков. Отлучили, не запретив интересоваться ею, изучать ее и говорить о ней, но интерпретировав эту историю таким образом, что некоторые имена и события в ней или вообще выпали из поля нашего зрения, или приняли совершенно новую, порой зловещую окраску.

Я согласен с тем, что история имеет право на корректировки, если они вносят в ее освещение объективные поправки, какими бы горькими они ни были. Но переписывать эту историю заново, подтасовывать или откровенно фальсифицировать ее, исходя из сиюминутных конъюнктурных соображений, не позволено никому.

Но ведь позволяют же. Я бы никогда не согласился подписаться под этими словами, если бы не очевидная ложь о молодогвардейцах, которая с начала девяностых годов буквально заполонила средства массовой информации. Причем писали о них, как это выяснялось потом, не только профессиональные честные историки, для которых историческая правда вообще и правда о героях Краснодона, в частности, были болью их сердца, но и случайные люди, зачастую профессиональные журналисты, вероятно стремившиеся на этой популярности сделать свое имя.

Однако речь сегодня не о них, тем более, что абсолютное большинство авторов этих публикаций были не "злодеями", а людьми, которые обычные сплетни воспринимали, как истину в последней инстанции и немедленно стремились поведать миру о своем "открытии", то есть весьма далекими от серьезной исследовательской работы. Цель этой публикации - стремление ее автора выяснить: не пришло ли время "собирать камни" - возвращать на места бюсты наших национальных (и интернациональных) героев, сброшенные с пьедесталов не только узколобыми вандалами, но и циничными инквизиторами от истории. И надо ли это делать, или, плюнув на все, плыть по течению "реки забвения", не особо задумываясь, куда же она приведет?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, еще раз вспомню о романе "Молодая гвардия". Не так давно он был одним из наших самых любимых литературных произведении. И знакомы были мы с ним все, без исключения, не только потому, что роман изучался в школе (не все из литературы, что мы изучали, было любимым), но, прежде всего, потому, что он был тогда одним из немногих произведений этого, почти приключенческого жанра, который всегда пользовался популярностью среди молодежи. Мало того, герои романа были представителями не далекого прошлого (даже не поколения Николая Островского и его Павки Корчагина), а вчерашнего дня, настолько близкого нам, что если бы молодогвардейцы перешагнули свой смертельный рубеж и остались бы живы, то были бы ровесниками наших отцов и матерей. А ведь мы хорошо знали своих родителей и не раз, втайне, пытались рассмотреть в них, в общем-то, обыкновенных людях, черты, присущие тому неповторимому поколению, из числа которого вышли молодогвардейцы. Может быть, я довольно смел в своих предположениях, но когда писал эти строки, то вспомнил себя, свои школьные годы, юность и отца своего, который всего лишь на пару лет был старше героев романа Фадеева.

Недавно "Комсомолка" опубликовала материал И. Жукова об Александре Фадееве, который меня глубоко порадовал. Наконец-то нашелся человек, который первым за последние годы рассказал читателям не о запойном алкоголике (ах, какие же мы все святые), а о личности - противоречивой, мятущейся, глубоко анализирующей и свое окружение, и самого себя, - но личности с большой буквы. Признаюсь, мне Александр Фадеев глубоко симпатичен. Видимо, потому, что писатель в числе первых воспел Краснодон и "Молодую гвардию".

Другой вопрос, как он это сделал с литературной точки зрения? Но я не литературный критик, и потому эта сторона для меня не играет главенствующей роли: важно то, что он это сделал! И что, в основном, благодаря Фадееву, о молодогвардейцах узнал весь мир. Ведь не появись писатель в Краснодоне в то, еще вздрагивающее от недалекой артиллерийской канонады время, и, возможно, "Молодая гвардия" так и осталась бы одной из памятных страниц в истории и биографии только нашего города, но не всей страны, как десятки подобных ей молодежных подпольных организаций, действовавших в тылу врага в годы Великой отечественной войны. Они тоже заслуживают и всеобщую любовь, и право на память.

Так давайте же не будем тешить себя надеждой, что молодогвардейцы были самыми боеспособными среди них и потому стали самыми известными. Несомненно, эта организация была по-своему уникальна: назовите мне город с двадцатидвухтысячным довоенным населением, в котором бы родилось молодежное подполье численностью почти в сто человек, из которых после освобождения Краснодона в живых останется только восемь. И казнены-то они были фашистами и полицейскими не за хищение подарков с немецкой автомашины, как об этом писала газета "Совершенно секретно" в материале Э.Шура "Подлинная история, или уголовное дело № 20056" (№ 3, 1999 г.), а за подрывную деятельность против немецкого режима. (Для справки: в хищении подарков принимали участие трое молодогвардейцев. За что же тогда казнены остальные? Да и сам этот факт мы рассматриваем как боевую операцию, а не как уголовно наказуемый грабеж). Они были равными среди равных, и наше счастье, что волею случая именно Краснодон попал тогда в поле зрения Александра Фадеева. И что бы не писали о нем всеядная пресса или литературные критики, автор романа "Молодая гвардия" навсегда останется для Краснодона человеком - памятником.

И еще несколько слов о романе, ибо именно он был тем самым фундаментом, на котором в последующие годы строилось здание известности и невероятной популярности краснодонских подпольщиков.

Нас нередко упрекали в том, что подлинная история "Молодой гвардии" не совпадает с содержанием одноименного романа и что в жизни, если судить по документам, молодогвардейцы были несколько иными, более приземленными что ли. И были правы, потому что на самом деле так оно и было.

Но ведь мы этого никогда и не скрывали, мало того, постоянно подчеркивали, что нельзя проводить параллели между романом и подлинной историей. Ведь роман - это художественное произведение, которое имеет право на вымысел. Об этом же не раз говорил и сам Фадеев. И что же здесь предосудительного? Так нет же, это несоответствие, как правило, выступали в роли козырной карты наши оппоненты, которые стремились если не развенчать, то хотя бы принизить подвиг молодогвардейцев. Но ведь напиши Фадеев не художественное произведение, а документальную повесть, основанную только на фактах, и она бы потрясла читателя своим героизмом и трагизмом. Может быть, читалась не так увлекательно, лишенная лирических отступлений, романтизма, возвышенных монологов ее героев, - но потрясала бы! Потому что в пику скептикам, циникам, а то и откровенным противникам, не сумевшим начисто вымарать из памяти людей подвиг молодогвардейцев и потому рядящих их в оуновские одежды. Все это было на самом деле! И положил начало всему роман "Молодая гвардия". Вот почему я до сих пор не могу понять, чем стали так неугодны составителям школьных программ краснодонские подпольщики, для которых любовь к Родине была превыше всего. Но ведь это святое чувство просто обязан воспитывать любой режим, любой общественный строй, какие бы идеалы он не проповедовал: коммунистические, капиталистические, демократические иди какие- либо иные? Да и что же здесь предосудительного, если "Молодая гвардия" была обязательной при изучении в школе (акцентирую Ваше внимание на слове "обязательной")? Ведь если эта "обязательность" воспитывает в молодом человеке любовь к своему Отечеству, то я всей душой за нее. Впрочем, это уже из области идеологии и политики, а не литературы, хотя аполитичной литература такого жанра не может быть.

И коль я вспомнил о политике, то здесь уместно будет еще раз вернуться к предсмертному письму Александра Фадеева. Впервые я услышал о нем еще в 1969 году, когда по заданию журнала "Юность" в краснодонский музей приезжал заместитель редактора этого журнала, известный в бывшем Советском Союзе фадеевед Сергей Николаевич Преображенский. Он-то и рассказал о том, что на журнальном столике в комнате на своей даче в Переделкино, где 13 мая 1956 года застрелился писатель, лежало его предсмертное письмо, адресованное ЦК КПСС.

Тридцать четыре года после трагической гибели Фадеева содержание письма, хранившегося в спецхранах ЦК, не обнародовалось. И потому вокруг него, как всегда это бывает, ходили досужие предположения, одним из которых было то, что причиной самоубийства писателя был роман "Молодая гвардия", а точнее, его резкая критика Сталиным за отсутствие в романе партийного руководства комсомольской организацией. Будь это письмо и сегодня неопубликованным, оно могло бы быть козырной картой в руках тех, кто упорно продолжает твердить, что Молодая гвардия" - это миф коммунистической идеологии. Однако его обнародование начисто выбило почву из-под ног тех, кто навешивал на "Молодую гвардию" ярлык большевистской легенды. Мало того, в этом письме Фадеев с такой яростью обрушивается на руководство партии.

Впрочем, не исключено, что и роман "Молодая гвардия" стал отдельной строчкой в той трагической книге событий, которые в совокупности своей вложили в руку Александра Фадеева пистолет. Требования далеких от литературы людей что-либо добавить или изменить в романе глубоко оскорбили писателя, нанесли ему рану, которая напоминала о себе до последнего дня жизни. И, наконец, нужна ли нам сегодня "Молодая гвардия"? Вопрос риторический. А что мы можем предложить нашей молодежи взамен: сейчас, сегодня, завтра? По крайней мере, до тех пор, пока на смену молодогвардейцам (здесь под молодогвардейцами я подразумеваю и Николая Гастелло, и Лизу Чайкину, и панфиловцев, и просто неизвестного солдата) не придут новые герои, не фантастические супермены из боевиков, а реальные живые люди, на которых наша молодежь будет равняться так же, как наше поколение равнялось на молодогвардейцев. Они должны, нет, просто обязаны вновь встать в строй воспитателей новых патриотов. Так не пришло ли время "собирать камни?

Источник: газета "Слава Краснодона" за 14 июля 2001 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj