Она была и останется молодой...

Н. Зайцев

В памяти автора, встретившего войну ребенком и навсегда запомнившего ее героев, остаются нетленными и любимыми молодогвардейцы Краснодона. Однако нынешнее поколение живет в эпоху, когда отсутствие героических идеалов считается едва ли не нормой, а незнание литературы вполне простительным... Что же происходит вокруг романа А.Фадеева "Молодая гвардия", исчезнувшего из многих программ школьного обучения?.. Почему прекратились некогда регулярные Фадеевские научные конференции?.. Об этих и других вопросах рассуждает в статье писатель Николай Иванович Зайцев, автор книг о "Молодой гвардии", один из организаторов Всесоюзных Фадеевских чтений 70-80-х годов…

Нынешнее время как будто специально послано нам для испытаний: пройти через мучительные самооценки пути, чувствуя гордость и позор, отбрасывая чуждое фальшивое, но при этом отбирая истинно ценное в духовном багаже народа, поскольку сейчас все движется и измеряется, в основном, расчетом и выгодой. Перепад, выпавший на конец века, привел наряду с демократизацией общества к необязательности личного выбора перед памятью и культурой, к подмене гражданственной морали бравадой вседозволенности и правом богатого диктовать свои законы обществу. Все это хорошо известно и не требует новых примеров... Но особенно большую тревогу вызывает понижение духовного статуса наших людей, разрыв между образованием и культурой, в вакууме которого сформировался, по сути, вполне определенный вид молодого поколения, не знающего, откуда он родом, когда и что происходило с его народом, за что боролись и отдали свои жизни лучшие сыны и дочери страны.

Недавно ко мне зашла бывшая аспирантка, ныне доцент пединститута. С волнением поделилась бедой: "Начинаю давать на первом курсе Великую Отечественную войну. Интересно все-таки узнать, что они вынесли из школы: спрашиваю, что знают о Краснодоне, - а в ответ молчание. Тогда пишу на доске фамилии молодогвардейцев - и тоже молчание... Растерянная, беру себя в руки и тут же даю задание: повторить в точности эти вопросы дома, задав их родителям, бабушкам и дедушкам, а потом написать ответы на отдельных листочках... И вот на следующее занятие приносят - кто двадцать строк, кто страницу, а кто сочинение: оказалось, родители и те, кто постарше их, помнят "Молодую гвардию", организацию патриотов и роман об их борьбе против иноземных поработителей".

Историю и книгу тогда изучали все, чтобы знать себя патриотами, понимать ход жизни и передавать знания и опыт детям, внукам... Кажется, что же здесь непонятного? А вот видите, во что обернулось!..

Есть над чем поразмышлять, ибо тут многое сходится в одночасье и в одной точке на карте мира: на Краснодоне, на романе А.Фадеева и на том беспримерном научно-патриотическом движении, которое зародилось в Луганском пединституте в 1965 году под названием Фадеевских чтений и вскоре приобрело международный размах. Только за последовавшие 15 лет активной работы литературоведов, писателей, историков, учителей, музейных работников было проведено 7 крупных конференций Фадеевских чтений, в которых приняли участие сотни и тысячи людей из разных городов страны и дальнего, как принято теперь говорить, зарубежья. Конференции проходили во Владивостоке, Челябинске, Воронеже, Краснодаре, Чите, Курске, Донецке, но центром их притяжения всегда оставались Краснодон и Луганск.

Так было до середины 80-х годов, пока на волнах перестроечной политики не послышались призывы отказаться от прошлого, а потом начались прямые действия по ниспровержению героической истории Великой Отечественной войны и компрометации ее подлинных героев... Если вы спросите, зачем это надо, то я отвечу одним фактом. Несколько лет назад у меня были в гостях американские студенты: раскованные в общении, информированные обо всем на свете, - так что говорили мы не только о прелестях Интернета, но и о литературе, и о войне... И оказалось, что американская молодежь знает лишь название: Вторая мировая война и то, что Соединенные Штаты победили в ней Германию... О Краснодоне же и писателе Фадееве никогда не слышали... Но это нисколько не смущало их, не заставляло переживать... А я думаю сейчас: не этого ли добивались и продолжают добиваться те, кто очень хочет видеть наше молодое поколение беспамятным, податливым на легкое развлечение в той жизни, где утверждаются с помощью телевидения три главных ценности: пробки от пива, прокладки и средства от потения ног!..

Правда не дается сама собой: путь к ней подчас тяжел, надо идти к ней и пробиваться долго, приходится бороться за нее, иначе правду переименуют каким-нибудь псевдонимом, приклеят этикетку на фальшивую упаковку и всучат этот товар неопытному покупателю, - иди тогда доказывай, что тебя обманули!.. Тебе же скажут: "Бачили очі, що купували! Ось і їжте на здоров'ячко!.."... Не так давно, утром, перед уходом на работу, услышал по радио передачу о "Молодой гвардии"... Радио украинское, из Киева, шла авторская программа историка Юрия Шаповала "Відроджені імена". В студии - историк из Луганского педуниверситета Владимир Семистяга, начавший в годы перестройки кампанию по пересмотру и развенчанию деятельности Краснодонской "Молодой гвардии", затем - один из лидеров украинских националистов за рубежом, в прошлом бендеровский [так в статье – А.Д.] разведчик в Краснодоне и в других городах Украины, а ныне восьмидесятилетний Евгений Стахив, и, наконец, сам ведущий Шаповал.

Передача приурочена к памятной дате: 55 лет назад, в начале ноября 1943 года, пяти руководителям "Молодой гвардии" были посмертно присвоены звания Героев Советского Союза... Таким образом, у авторов передачи нашелся повод вернуться к тому времени, чтобы заявить: деятельность "Молодой гвардии" - это белое пятно в истории войны; роль Олега Кошевого сильно преувеличена, он не был комиссаром всей организации "Молодой гвардии", а работал в небольшом отряде, который хотел перейти к партизанам, роль матери Кошевого также сильно преувеличена...

Чтобы совсем не томить слушателей, Стахив и Семистяга сразу называют причину: дескать, мать стала возлюбленной Фадеева, повлияла на создание романа в соответствующем духе... Очевидно, в этом месте передачи догадливые слушатели должны бы представить себе такую картину: сведенные волей случая и в одной комнате, Елена Николаевна и автор романа предаются утехам, не видя того, что под кроватью, или за ширмой, находится оуновский разведчик со свечой в одной руке и с диктофоном - в другой,.. Вот теперь-то, наконец, он расскажет всю правду о "Молодой гвардии"... А к старости, говорят, память сильно обостряется, потому как нельзя же обойти молчанием и бабушку Олега!..

Она, говорит Стахив, все время, пока внук вел подпольную работу, бдительно стояла на страже, - за что потом и орден получила!.. Ах, ты, господи, да что же это вырвалось у старого разведчика: бросая камень в бабушку, он невольно признался, что Олег Кошевой все-таки вел подпольную работу!.. Оговорился Стахив - но тут же пробует исправить промашку, заявляя, что Виктор Третьякевич был записан в документах поляком по национальности, а Кошевой украинцем, - из этого, якобы, вытекло директивное предпочтение высших органов "канонизировать украинца"!.. Ну и многое подобное остальное на таком же уровне осмысливания, называемого "объективным научным взглядом"!..

Отвлекусь на некоторое время от передачи, чтобы подойти к предмету разговора без излишних эмоций и упреков. Все же, если взглянуть несколько отстраненно и спокойно, то новое в попытках как можно шире посмотреть на недавнее прошлое, безусловно, есть. И даже тот же Стахив "має рацію" говорить о кратковременном и частном совпадении в борьбе против немецких оккупантов со стороны как большевиков и комсомольцев, так и некоторых националистов - оуновцев... Так было, так порой складывались обстоятельства, что для их наглядного примера я напомню случай, с которого начинался фильм "Адъютант его превосходительства". Там попадают в плен к анархистскому атаману белые и красные офицеры, которых банда захватила в поезде. Чтобы вырваться из плена, белые и красные заключают временный союз и устраивают удачный побег. Отъехав в безопасное место, к развилке дороги, бывшие пленники мирно расстаются, впрочем, не отказываясь от своих принципиальных взглядов.

Вот что из подобных фактов следует: борьбу против фашистских захватчиков вели на оккупированной территории Донбасса не одни лишь коммунисты, специально оставленные в подполье, - они, к большому сожалению, почти все погибли в первые дни оккупации; а вели ее все патриотически настроенные люди: молодежь, комсомольцы, даже пионеры создавали свои отряды сопротивления врагу - и вместе приближали победу. Так было не только в Краснодоне, но и в других городах... Молодогвардейцы же ярко и полно воплотили собой характерные для всего строя и времени явления: глубокую и сильную любовь к Родине, бесстрашие и мужество, святую ненависть к варварским поработителям...

А что же воплотил Стахив? По-своему понимаемую любовь к независимой Украине - да, это достойный факт, тем более, что приходилось рисковать жизнью, притом через тюрьмы и преграды... Но не будем забывать, что главным врагом для себя и Украины такие патриоты, как Стахив, всегда считали советскую власть и коммунистическую партию. Борясь против нее, они не считали позорным для себя идти на союз с гитлеровцами... Теперь я хочу спросить: да много ли общего у Стахива с молодогвардейцами? Не потому ли он чернит их борьбу, чтобы самому выглядеть на этом фоне героем и борцом с насилием? Так взял бы и рассказал в радиопередаче, чем занимался в Краснодоне с лета 42- го по осень 43-го года: сколько пустил под откос поездов с немецкой техникой, спасал ли раненых и пленных красноармейцев, молодежь от угона в Германию?.. Нет, эту работу, вели молодые советские патриоты, юноши и девушки "Молодой гвардии". Кто считает, что это не так, тот пусть бросит в меня камень!

После этого, однако, я хочу задать вопрос себе и читателю: разве те новые факты и переоценки, которые коснулись "Молодой гвардии", отменяют прежнее, хорошо известное и подтвержденное в народе отношение к молодогвардейцам? Думаю, нет: герои остаются героями, несмотря ни на что. Они бессмертны в нашей памяти, потому что были чисты, честны и благородны... Чего, скажу, явно не хватает их хулителям и ниспровергателям!.. Стахив заодно с Семистягой всячески порицают Кима Иванцова, который дает им отпор в своей книге "Мифы о Молодой гвардии"... Ким Михайлович Иванцов - родной брат молодогвардейки Нины Иванцовой, дружившей до войны с Сергеем Тюлениным и другими будущими молодогвардейцами. Вернувшись после фронта в Краснодон и узнав о гибели друзей, Иванцов дал себе клятву сберечь их имена, жить так, чтобы утверждалась достойная слава героев. Но вскоре оказалось, что этого мало: понадобилось еще и оберегать эту славу, не дать запятнать честь молодогвардейцев на организованных их недругами судилищах, защищать подлинных героев от самозваных претендентов на их славу...

И тут Киму Иванцову пришлось, как на войне, принимать огонь на себя, подчас оставался один без поддержки тех, кто должен был понять и помочь, но не помогал, растерявшись в перестроечных коридорах власти. И получилось так, как и во сне не увидишь: борьба за правду пошла не на равных, временный информационный перевес оказался за такими как Стахив и Семистяга: но ведь правда - не за ними! Правду тогда почетней защищать, когда она в намеренном унижении находится, а в фаворе идут другие, уловившие конъюнктуру политического рынка и заказы неафишируемых спонсоров... Новые, так званные "непревзойденные", патриоты из прежних и нынешних борцов за Украину, получившие право утверждать свои идеи в открытом обществе, на самом деле, если говорить по истине и справедливости, не стоят и мизинца чистых и благородных юношей "Молодой гвардии" Краснодона, отдавших свои жизни за родную землю, борясь против ее поработителей... Высок подвиг молодогвардейцев. Тот же, кто принижает его, все равно не возвысится. Вороне орлом не стать.

Не пристало накануне юбилея останавливаться со всеми подробностями на одном лишь вопросе. Но нельзя обходить молчанием и то новое, что углубило и расширило прежние представления о "Молодой гвардии", об авторе романа, о понятии героического характера. Правда - категория не количественная, и потому она стала для народа еще более убедительной, более выстраданной и более всего своей личной правдой, когда была восстановлена подлинная справедливость в отношении к именам Виктора Третьякевича, Ивана Туркенича, к их родителям и близким, когда было снято пятно позора с Ольги Лядской... Такова была наша история, нам нечего прятать ее от правды, ибо тогда мы не поймем и не оценим одновременно героического и трагического в судьбе молодогвардейцев, в судьбе романа, в судьбе Фадеева... Чем глубже мы поймем трагедию, тем сильнее и чище станут те, кто соприкоснулся с ней в наши дни.

Переоценить некоторые прежние оценки и поступки, руководствуясь только лишь правдой и объективностью, гораздо труднее, чем бросать камни или разрушать постаменты и фундаменты, созданные честным трудом предыдущих поколений... К счастью, у нас есть достойные примеры высокого духа. Постановщик фильма "Молодая гвардия" Сергей Герасимов нашел в себе мужество переснять часть кадров во второй серии, клеймивших предательством человека честного, но умышленно запятнанного врагами... Герасимов убрал из фильма не только неправду - он расчистил дорогу к доверию в обществе, освободив ее от подозрительности и мелкой мстительности.

Трагедия Александра Фадеева - яркая, как и вся его жизнь, - оказалась сродни трагедии молодогвардейцев. Только к ней привели Фадеева и его собственные ошибки, и оттого причины лежат в глубоком створе истории и характера писателя. Он был человеком с большими задатками, соединившими время и личность так плотно, что их ничто не смогло разделить, но смогло возвысить над разными уровнями Жизни. Поздний совет: не надо было возвышаться, а надо было скромно нести свою схиму, - не пришелся бы и тогда, в 1956-м году, когда Фадеев свел счеты с жизнью... Между тем, подлинная литература не раз посылала сигналы обществу и, подобно природе-матери, всегда готова была простить, как Василию Буслаеву, за содеянные грехи, но только при условии нравственного очищения...

Предсмертное письмо Фадеева - одно из таких очистительных шагов, говоривших как бы вослед М. Горькому: не послушались в свое время мудрых слов о последствиях диктата над культурой, вот и пришли к печальному результату - "…Искусство, которому я отдал жизнь свою, - писал А.Фадеев 13 мая 1956 года, - загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет. Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, из самых "высоких" трибун - таких, как Московская конференция или XX партсъезд. - раздался новый лозунг "Ату ее!"...". Это письмо смертельно напугало тех, о ком оно было написано, и от кого зависело предавать его гласности или спрятать так, чтобы "и двести лет его не могли прочитать", как выразился тогдашний идеолог партии Суслов... У автора "Разгрома" и "Молодой гвардии" хватило честности и мужества сказать о том, что получилось, когда литература - "эта святая святых" - была "отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных", когда она "унижена, затравлена, загублена...". Оценивая свою творческую жизнь, Фадеев не мог не написать слов, заставляющих задуматься о широком понимании явления, названного советской литературой: "С каким чувством свободы и открытости миру входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе, и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!".

И хотя, как замечал Фадеев, в описанных условиях жизнь писателя "теряет всякий смысл", жизнь народа, а значит и литературы, не может исчезнуть вовсе, ибо есть в ней то, что способно спасти людей: здоровые корни, русская культура, духовность,. Русская культура стала формой историко-философских воззрений, земных и планетарных одновременно, связывающих эпохи, пусть и неравноценные в эстетическом отношении, такими прочными мостами, с которых хорошо видны и даль "серебряного века" и та неискушенная лабораторными опытами даль, о которой сказал поэт: "За далью - даль!".

Это он, Александр Твардовский, написал в день перекрытия Ангары "о фадеевской любви к новой жизни:

Как мне тебя не доставало,
Мой друг, ушедший навсегда...
Кто так, как ты, еще на свете 
До слез порадоваться мог 
Речам, глазам и людям этим!..

Историческая правда, выраженная художественным словом, знает меру наказания и меру просветления, способную делать человека лучше, возвышать его и очаровывать воспитывающей гуманностью... Есть книги, имеющие завидную судьбу. Они входят в нас вместе с историей своей страны, открывают людям красоту негасимых сердец и подвигов во имя родного народа... В мое поколение, взрослевшее после войны, "Молодая гвардия" входила второй раз в летние дни 1947 года, когда кинорежиссер С. Герасимов снимал на Донце под Николаевкой фильм о молодогвардейцах. Как участник массовых съемок в начале первой серии, где идут сцены эвакуации мирных жителей и отступления бойцов Красной Армии, могу сказать: люди постарше и мои сверстники не играли, в принятом понимании, ни одного эпизода. Каждый дубль, а их были десятки, требовал от нас искреннейшего неподдельного переживания, воспоминаний и слез, он превращал нас снова в непосредственных соучастников "Молодой гвардии" - и все это было настоящей правдой жизни.

Вот почему роман Фадеева и фильм "Молодая гвардия" - это не просто учебники жизни, незаменимые в воспитательном процессе. Это особая духовная сущность нашего народа, важнейшая координата его национального мировосприятия и мироотношения, помогающая в нынешние дни стоять в полный рост своей чести и достоинства.

Источник: газета "Слава Краснодона" за 22 декабря 2001 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj