Краснодонский факел

Николай Зайцев,
член международного союза писателей,

профессор, г. Донецк.

В конце декабря минувшего года, после многолетнего перерыва, в г. Краснодоне состоялись Фадеевские чтения, посвященные 100-летию со дня рождения автора "Молодой гвардии". Накануне конференции была опубликована статья писателя Николая Зайцева "Она была и останется вечно молодой - эта "Молодая гвардия"!", вызвавшая отклик читателей. В статье "Краснодонский факел" автор делится послеюбилейными раздумьями об итогах Фадеевских чтений.

Я приехал в Краснодон в двадцатых числах декабря, когда жуткие морозы сковали разошедшуюся землю ледяными пластами от лопнувших труб, и даже шахтные дымы не клубились, как обычно, а стояли ровными вертикальными полосками, будто отмеренные линейкой... В стылой гостинице было еще холоднее, чем на улице, - только два электрических обогревателя и несколько одеял в номерах спасали редких жильцов, прибывших на юбилейные Фадеевские чтения, посвященные столетию со дня рождения автора "Молодой гвардии". Не желая поддаваться обстоятельствам, я вышел из гостиницы прямо на Садовую, где старый памятный ряд домов сохранился в приземленном своем виде, а другой ряд, хотя и был из высотных блоков и навесных конструкций, не выглядел легендарным, несмотря на обычную городскую привлекательность стандартной рекламой. Две эпохи встретились тут в одном месте, не предлагая сиюминутный выбор, а, соседствуя на какое-то время, ибо увиделась в снежной замети зимнего вечера картина нерядовая, может даже вообще единственная на белом свете, в чем я убеждался не раз в своей жизни, потому как ноги сами повели меня на аллею молодогвардейцев, к стоявшим в длинном ряду бюстам героев, которые выглядели сейчас гораздо выше, чем обычно, и взирали, припорошенные снегом и в белых шапках, хотя строго, но с особой теплотой своих чистых снежных одежд, отчего и мне стало теплее на душе... Аллею открывал большой бюст Фадеева - молодого, с головой той самой крутой посадки, воспетой Твардовским в поэме "За далью - даль", которую не спутаешь с другой и не подменишь модным ныне словом, ставшим знаковым для обозначения людей хватких, неразборчивых в средствах достижения целей... За Фадеевым шли оба Ивана: Туркенич и Земнухов, потом Олег Кошевой, Ульяна Громова. Люба Шевцова и Тюленин Сергей.... От их открытых и одухотворенных в снежном мерцании лиц исходил свет негромкий, спокойный и постоянный, без прорисей, будто и впрямь на соборных ликах, отчего показалось, что он был здесь всегда, во всяком случае, последние полвека точно... Подумалось не о седой вечности, какую чувствуешь у развалин Херсонеса или Акрополя, а о высшей самоценности прекрасной и героической молодости этих лучших в своем поколении юношей, которые были умны, талантливы, честны и не побоялись угнетающей наглой силы иноземного врага... Это факт, что они были именно такими: другие герои, достойные чести и уважения, тоже стоят в памятном ряду нашего национального бессмертия,  и надо помнить их поименно: погибших в Афганистане и в Чечне, сгоревших в самолетах и легших на граниты Баренцева моря в своей подводной лодке... В них видны молодогвардейское начало и молодогвардейская поступь, но вся полнота идеала и цели, ради которых стоит жить по-настоящему в этом мире, была воплощена и выражена в молодогвардейцах Краснодона, и вряд ли будет достигнута снова такая же высота в текущем веке, в ближайшие годы... Сейчас условия жизни другие, общественные силы и поколения другие, не говоря уже о реальных повседневных делах, диктуемых прагматичным расчетом.

С молчаливым трепетом прошел я несколько шагов от аллеи героев к дому Кошевых на Садовой, где в 1942 году был штаб "Молодой гвардии", где спустя год Фадеев начал писать роман о молодогвардейцах и где потом, сколько помню, была музейная экспозиция... Пока жива была Елена Николаевна Кошевая, дом был святым местом для школьников и молодежи многих поколений: сейчас не то: в нем разместились службы исполкома, тоже полезные, кто спорит, ведающие семейными делами, в том числе и несовершеннолетних, но разве соединимы в духовной памяти свет подвига и конторская, по сути, работа, называемая ныне административным ресурсом?.. Обязанность власти, уж если она поселилась в таком единственном и уникальном месте, блюсти святость этого места, - во всяком случае, сохранить в достойной неприкосновенности памятную мемориальную доску, сделанную еще в 1947 году комсомольцами Конаковского района Калининской области в подарок Краснодонскому музею "Молодая гвардия"... Это прекрасное панно с барельефами пяти Героев Советского Союза взирало на меня с уличной стены дома, как будто с прямым укором надломленной таблички с надписью, и с еще большим укором смотрело гипсовое лицо Шевцовой, по которому наискось прошла трещина от чьего-то варварского удара… Будто снова пытали Любку, испытывая тем самым всех нас на прочность: а выдержим ли удары судьбы и злого навала? Не разбежимся ли в страхе и панике?.. По правде говоря, не все выдержали, многие разбежались в радостном злорадстве и продолжают сокрушать народный подвиг, цедить грязь на молодогвардейцев. Чего стоят выступления тех самозванцев и оборотней, которые раньше делали карьеру, озвучивая и афишируя патриотические идеи, а в последние десять лет поменяли их на противоположные,- и вот звучат в печати, по радио и с экранов телевидения утверждения, будто "Молодая гвардия" представляла собой группу неуправляемых подростков, воровавших у немцев вино и патроны: что не было никакого партийного руководства патриотическим сопротивлением врагу; что Фадеев написал роман по указанию высших чиновников и т.д. и т.п.!.. Титанические горы пропагандистского мусора и водопады сливной лжи обрушились на "Молодую гвардию" в одночасье, да и подкрепление пришло солидное от органов образования и культуры, убравших из многих школьных и вузовских программ русскую литературу и произведения, отражавшие подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны!.. "Не было такой войны! " - утверждается в популярных нынешних учебниках по истории Украины, - а была война Вторая мировая, в которой Америка победила Германию!.. ". Вот, оказывается, ради чего шумят продажные витии, отрабатывая свои тридцать Серебреников, переведенных по долларовому курсу!.. Мы же не настолько слепы, чтобы не видеть, зачем все это делается: хотят выбить из памяти, из сознания молодежи духовные опоры народного характера, героические подвиги и традиции, дружбу народов - национальную нашу гордость... Уже в некоторых пособиях по истории поменяли краеугольные понятия: вместо народ говорят и пишут население, вместо родина - территория, вместо героя - жертва... Настоящих же палачей и преступников возводят, где можно, на пьедестал, ставят в пример для подражания. Разве ж не отсюда идут культ супермена и убийцы, многосерийные боевики и навязывание секса в качестве главной ценности в жизни человека? Так сатана правит бал в информационном пространстве!

Не знаю, что повело меня к площади перед музеем "Молодая гвардия", где в огромном просторе, светлом и белом от снега стояли в центре на круглом гранитном пьедестале эти пятеро бессмертных, сгрудившихся под своим алым знаменем. Памятник назывался "Клятва", - я не знаю, возможно ли вообще создать более совершенное монументальное произведение скульптуры, в котором гармоничная форма так сильно возвышала бы и просветляла облик, как эта строгая композиция, входящая в душу сразу вся полностью и целиком. Соразмерность пропорций этих фигур, непохожих одна на другую, сформировали краснодонское пространство единым комплексом, передавая идею общего высокого смысла, называемую народным подвигом, и было это столь явно и глубоко, что не замечать можно только намеренно, либо по беспамятству... Это тоже пришло в голову не вдруг, а готовилось извне чьей-то недоброй работой, потому что не могу же я делать вид, что у нас все в относительном порядке, как говорили раньше, по части патриотического воспитания молодежи, - ибо это же факт, что студенты и школьники в подавляющем большинстве своем сегодня не знают о "Молодой гвардии" и о Краснодоне... Донецкая учительница проводила анкетирование среди старшеклассников: не смогли назвать ни одного имени молодогвардейцев, а на вопрос "делать жизнь с кого?'' ответили шуткой: "Можно с битлов, а можно с ментов!..". И это не худшие ответы, потому как часть опрошенных ничего не написала, так как не читает вообще никакой литературы!.. Отсутствие культуры, выпадение из истории – да, но сегодня это хорошо видимый срез общества, а разрушительная работа внутри велась давно, и господствовавшая идеология своей прямолинейностью и формализмом немало поспособствовали ей. Ясно, что неплодотворно навязывать молодежи, причем с грубым нажимом, какой-то один тип поведения и один образ героя! - результат часто будет обратный; но я веду сейчас речь не об этом очевидном, а о другой стороне явления, требующей сказать прямо и откровенно: мы еще в годы семидесятые начали проигрывать на мировом идеологическом поле, центром которого всегда была и есть душа человеческая. Наша методология, объективная научно и прочная как инструмент познания, оказалась в своем социальном измерении стиснутой догматизмом и зажатой партийным бюрократическим прессом. Смелые и честные люди, говорившие правду, были оттеснены на обочину, их правдоискательство и патриотизм встречали в лучшем случае ироническую усмешку; зато, в полном соответствии с крикливой свободой делать все. что захочешь, стало безнаказанно распространяться и расползаться совокупное зло, - его коллективный портрет был и тогда полной противоположностью скульптурной гармонии памятника молодогвардейцам, ибо, когда еще и в такой мере общество могло увидеть, чтобы леность и праздность питались полным довольством и вседозволенностью аморальных деяний, а циничное оплевывание героев и жертв становилось привычной нормой?... Все это утвердилось за несколько лет гак широко, что и 91-й год прозвучал лишь заключительным аккордом механического пианино нашей истории. Кто пострадал и что пострадало? - тут ответы конкретные и очевидные, с болью проходящие через сознание и душу, чтобы дать силы преодолеть невзгоду, и тут мы, я думаю, справимся, выберемся с обочины на дорогу... Но почему я не могу до сих нор забыть один случай, когда университетский доцент, преподававший литературу студентам, сказал в лекции: "Я не стану давать своему сыну читать "Молодую гвардию"!..". Но он ведь не своему сыну это сказал, а чужим для него детям, и. представьте, так уверенно продолжал читать лекции, как будто ничего не случилось... Как же, торжество демократии, свободы слова!.. Как сел когда-то на конька разоблачения культа и репрессий, так и по сей день едет, топчет копытами неоперившиеся души, свое законное право реализует... А право моральное есть на это?.. А честность перед историей, перед именами тех, кто жизнь свою отдал за народ?.. Здесь не классовыми параметрами проверяется истина, не узкими программами политических партий, которых сегодня только в Украине более ста пятидесяти!.. Просто по наитию, не думая заранее, спросил у школьницы, идущей после уроков домой; кому этот памятник стоит и кто изображен?.. Она посмотрела на меня с удивлением, будто был тут инопланетянин, разъяснила и рассказала, пичуга родная!.. У меня глаза повлажнели от гордости за этого ребенка, а, может, это искристый снег ударил новым зарядом в лицо, призывая идти в музей, где уже готовилось открытие Девятых Фадеевских Чтений - сердечных по душевной потребности и международных по статусу...

Директор музея поэт Анатолий Никитенко признался, что все последние годы чувствует себя, как в окопе на переднем крае, бессменно неся вахту вместе со своими сотрудниками, опытными ветеранами и молодыми, достойными и подобранными один к одному, как на том памятнике... Планида у них такая: всегда быть готовыми к любым поворотам, но дело свое молодогвардейское вести без сбоев, хорошо зная, зачем оно и кому оно необходимо, если не сегодня, то завтра... Надо было пережить внезапный перепад давления, обрушившийся на них десять лет назад, когда Государственный ордена Дружбы народов музей "Молодая гвардия" оказался вне официально сформированного культурного пространства Украины и перешел в разряд местного музея с маленькой буквы на балансе коммунального отдела городского исполкома... И тут нам надо поклониться Краснодонскому исполкому за то, что он в этот тяжелый момент оказался подлинным резервом главного командования общенародной памяти и совести, понял лучше других, какой груз и масштаб истории лег на его плечи. Трудно быть ответственным за все, но выборочной правды не бывает, поэтому не шумно и кропотливо, шаг за шагом, начали музей и город наращивать пласты культуры. Год назад провели восстановительные Фадеевские чтения, разослали приглашения в университеты и институты и не очень расстроились, не получив ответов, зато подключился к работе единственный в Краснодоне факультет инженерии и менеджмента Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля - великого земляка, родившегося в Луганске двести лет назад. Уже одним своим светлым именем Даль помог увидеть действительную даль начавшегося столетия, раздвинул скопившиеся тучи далеко за видимые горизонты: тут друг его, великий поэт, помог светлыми образами "предела желанного" и "звезды пленительного счастья" утвердиться в святом деле сохранения чистоты имен молодогвардейцев... Да разве случайны эти совпадения имен, сблизивших времена в одном пространстве Краснодона! - в комнатке Вани Земнухова до сих пор висит на стене простенький портрет Пушкина, - а как греет, как радует душу!.. Словом, тут крепкая структурная почва культуры еще хорошо сохранилась, несмотря на суховеи и вырванные злой рукой саженцы вблизи мемориала у шахты № 5, где были замучены фашистами герои "Молодой гвардии"... Мне и раньше казалось, а теперь я еще больше уверился в том, что не один лишь памятник и не другие памятники, и не только музей, равного которому нет нигде, а весь Краснодон целиком - это и есть единый памятник-город, такой же единственный, как Севастополь, Сергиев Посад и Брестская крепость... И надо, чтобы отношение государства к нему было освящено достойным уважением и почитанием, как говорили в старину, "потомству в пример"!..

До начала докладов на Фадеевских чтениях еще оставалось время, достаточное для ознакомления с Факультетом инженерии и менеджмента, надо признать, удивившим меня многими достоинствами. Мне и прежде приходилось бывать в подобных институтах, и я знаю, как нелегко в них организовать учебный процесс, создать кафедры и техническую базу, подобрать опытных преподавателей... Требуются не рядовые усилия и годы, чтобы молодой вуз встал на ноги, заявил о себе в научном мире. Краснодонскому факультету нет еще и десяти лет, однако выглядит он на редкость бодро и уверенно, как будто всегда тут был, ибо большинство инженеров и руководителей города являются выпускниками этого факультета и его предшественника - бывшего филиала Луганского машиностроительного института... В неброском на вид здании факультета происходят почти фантастические вещи: никто не курит, ходят в сменной обуви, будто в Эрмитаже, нет проблем с посещаемостью, о воспитательной работе много не говорят, потому что сама атмосфера воспитывает работой и примером. Тон задает, в первую очередь, декан - профессор химии Михаил Аптекарь, подвижный и легкий, как сухой порох, успевающий везде и во всем: утром возглавляет любительский кросс по городу, днем читает лекции и ведет заседания, а вечером играет в баскетбольной команде студентов... Все воспитатели и воспитуемые - одно целое, полное отражение которого видно на самодеятельных витринах и монтажах умело сделанных фотографий: все коридоры в их цветном вернисаже!.. В кабинетах - компьютеры и другая техника, на супердосках пишут фломастерами и стирают губкой, не пачкая рук и пиджаков... Такое не всегда увидишь в национальных университетах, а ведь здесь - самая настоящая глубинка, теперь украинско-русское пограничье, ибо за терриконами - Ростовская область... Не знаю, отмечают ли там юбилей Фадеева, а надо бы: в двадцатые годы писатель жил и работал в Ростове, писал "Разгром" и отсюда же уехал в Москву... Конечно, нельзя не видеть, что Фадеев был по характеру и воспитанию как бы "нашенский", шахтерской средой сформированный как художник и революцией - как гражданин и боец. Дальневосточные Сучанские рудники зеркально совпали с Краснодонскими Сорокинскими, и потому Фадеев не просто поехал сюда осенью 1943 года, а буквально рванулся в свою молодость, чтобы снова увидеть любимых героев Метелицу и Морозко, - правда, теперь с подлинными фамилиями Сергея Тюленина и Васи Пирожка... Писатель и сам был воплощением их идеалов: художник и гражданин не просто дополняли один другого, а создали духовный сплав высокой человеческой пробы, достойный того, чтобы знать его состав и учиться самим быть подобными в своем нынешнем времени, честно жить и "исполнять свои обязанности", как писал Фадеев в финале романа "Разгром". Не лишне вспомнить, что Фадеев входил в литературу с молодым задором, с обаянием восторженности открывшимся миром, он умел, по словам Сергея Герасимова, "всегда видеть человека в лицо" и дорожил этим бесценным даром... Если бы было иначе, то разве отдала бы жена Фадеева, народная артистка Ангелина Степанова, часть архива и вещей писателя кому-то другому - вместо музея "Молодая гвардия"?.. Эти бесценные экспонаты открывали выставку в музее и задавали тон Фадеевским чтениям, впечатлениям и раздумьям над услышанным и написанным...

Два дня звучали доклады и сообщения, была и официальная часть с оглашенным скромным приветствием от президента Украины Леонида Кучмы, выступлениями руководителей города и области - все на хорошем деловом уровне, без суеты и помпезности! - значит, последние годы кое-чему научили, и это был отрадный знак: Фадеевские чтения как международное научно-патриотическое движение с полувековым стажем начинает возрождаться после почти двадцатилетнего перерыва. Рано или поздно это должно было произойти - жаль только, что потеряны годы! - зато теперь придется наверстывать упущенное и работать, как Михаил Аптекарь... Судьба и уроки Фадеевских чтений требуют осмыслить уровень услышанных докладов, ибо здесь есть над чем задуматься, чтобы поставленные проблемы не оказались смыты направленным информационным потоком. Прежде всего, речь идет о государственной концепции подлинного историко-патриотического воспитания, о месте и роли искусства и литературы в общем процессе культуры. Эта проблема волновала в той или иной мере всех выступающих, особенно работников музея.

Правда, одними констатациями и обращениями за помощью к органам власти ее не решить. Тут давно уже возникли трудности другого порядка, связанные со стереотипами прежнего мышления, ставшими тормозом всего нашего развития. До тех пор, пока не преодолеем их и не создадим действительный концептуальный комплекс обучения и воспитания культуры, мы не продвинемся в своих целях и благих намерениях. В сущности нам нужно, чтобы вся технология и методика народного образования создавали открытую систему гуманитарной культуры с приоритетом нравственности над культом силы и чистогана. Чего греха таить, еще не все готовы к этому, но кому же, как ни воспитателям человеческих душ, брать на свои плечи этот молодогвардейский груз?.. Потому и упомянул о стереотипах прежнего мышления, что часто звучали в докладах пассажи этакой "коллективной ответственности" за все нынешние безобразия и преступления: дескать, в том, что произошло, тоже все виноваты "этого мы недосмотрели", "это мы разрушили" и т. п.!... А в это время настоящие виновники развала посмеиваются и продолжают разрушать и мародерствовать в душах людей... Нет уж, богу - богово. а кесарю - кесарево, иначе не выбраться на свежий воздух!... Не принимаю и стереотип всеобщего пессимизма: "все погибло, связь поколений прервана, наступил закат не только Европы!...". Да, потеряно многое, но не все: связь прервалась, но не у всех: она сохранится до тех пор, пока хоть один человек будет держать свой нравственно-исторический рубеж, пока будет жить в душе образ "Молодой гвардии"!.. Еще трудность из гороподъемных - судьба Фадеева: страсть как любят отдельные воители выносить писателю обвинительные заключения! Каких только ярлыков не приклеивают: и "апологет сталинской системы", и "партийный функционер в литературе", и тому подобные, чему вполне мог бы позавидовать в свое время идеолог партии Суслов, говоривший, что предсмертное письмо Фадеева можно будет опубликовать "лишь лет через двести!".. Фадеев - трагическая фигура, как и вся его эпоха. Он разделил ее бремя с такими же невосполнимыми утратами, как Маяковский и Есенин... Надо понять его судьбу, чтобы проникнуться бесценной истиной, искусство знает меру наказания и очищения, секрет мудрости и возвышающий зов просветления... Если же этого нет, если вся окружающая жизнь лишена смысла творчества, как писал Фадеев в предсмертном письме 13 мая 1956 года, то финал напрашивается сам собой, мы можем и должны понять его, а не судить приговорами, побивая камнями того, кто был лучше многих из нынешних судей и пророков. А то ведь может оказаться, что громче всех кричат с приговорами Фадееву воскреснувшие из небытия Мечик и Игнат Фомин...

Такие юбилейные даты, как столетие Фадеева, подкрепляют одну из вечных истин: время неумолимо в своем развитии, оно отбирает лишь истинные ценности и отсеивает наносную шелуху конъюнктурных наслоений самого разного толка. В большом зеркале истории фигура Фадеева видится крупно, во весь рост, и, может быть, еще ближе, роднее и человечнее, нежели тридцать лет назад, когда мне привелось услышать в музейном зале слова Елены Николаевны Кошевой: "Низко склоняю голову перед памятью Фадеева...". Он и сегодня помогает прочитать формулу судьбы и жизненных уроков своего творчества в единстве правдивого писательского слова, высокого и чистого подвига молодых его героев, открытой и противоречивой жизни, которая не боится суда истории. Без этого не осмыслить прорывов в двадцать первый век, который, хотя и начался хронологически, но еще не наступил нравственно и эпохально, ибо для этого надо извлечь уроки вчерашнего опыта, совместить незаурядную творческую личность Фадеева, человеческую его трагедию и нынешнее отношение к писательскому труду и литературе, в основном неграмотное и неуважительное, которое есть сегодня в нашем обществе, и продолжает распространяться, прикрываясь бахвальством и лицемерием. Здесь урок Фадеева в том, чтобы противопоставить неоптимистической обстановке жизни изначальный оптимизм века, светлую открытость миру с его увлекающей чистой романтикой. И уж какой укор сегодняшним политикам, объединившим власть, бизнес и наживу ради собственного благополучия!... Но не будем падать духом. Новый цикл развития вернется на круги своя. Разбросанные камни будут собраны. Проблемы, поставленные на последних Фадеевских чтениях, привлекут внимание молодых пытливых и честных умов, задачей которых будет продолжение большого научно-патриотического и общественно-литературного движения без повторения давно известного и доказанного, а с нацеленностью на усложнившиеся проблемы духовного и социального состояния нынешней жизни, на характер XXI века, сурового и жестокого, а потом уже прекрасного... Фадеев и его любимые герои были запевалами жизни, они не замыкались на узких вопросах вчерашнего дня и не боялись обжигающей правды. Чем глубже мы поймем этот романтический эпос, тем чище и сильнее станут те, кто соприкасается с ним в наши дни. Переоценить прежние оценки и поступки, руководствуясь лишь правдой и объективностью, гораздо труднее, чем бросать камни или разрушать постаменты и фундаменты, созданные честным трудом предыдущих поколений... Феномен "Молодой гвардии" в том, что, став многомерным художественным образом и понятием, он создал пример такого высокого духа, когда совесть художника корректирует одновременно историю и искусство, посылает обществу сигналы нравственного очищения... Сегодня это не просто сигналы, а живой Краснодонский факел, который разгорается все сильнее и заметнее: он снова созвал всех, кому дорога память, на 60-летне "Молодой гвардии", а затем созовет и на 60-летие Великой Победы... В народе ничего не забывается. Потери отзываются болью... Боль вызывает поступок. Подвиг прорастает гордостью... А гордость рождает песни и новых героев...

Источник: газета "Слава Краснодона" за 12 октября 2002 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj