Документы об Иване Туркениче

Гапонов В., Пережогин В.

Мы изучали документы одного из фронтов, войска которого форсировали Северный Донец, штурмовали Тернополь, Житомир и Львов, освобождали Польшу. Заглянули в массивное «дело», казалось бы, с несколько прозаическим названием «Разная переписка по комсомолу» - и невольно остановились.

Читаем: «Политдонесение Политотдела 99 стрелковой Житомирской Краснознаменной дивизии. Последний путь И. В. Туркенича». Ведь это же об Иване Туркениче, одном из руководителей «Молодой гвардии»! Мы слышали, что в декабре 1942 года Туркенич, перейдя линию фронта, возвратился в армию. Но в каких частях служил, где воевал, не знали.

Просматривая материалы 33 стрелковой дивизии и входящего в ее состав 473 артполка, установили, что в полк старший лейтенант И. В. Туркенич прибыл в мае 1943 года из 163 гвардейского стрелкового полка 54 гвардейской стрелковой дивизии. Среди документов было обнаружено и его личное дело.

И вот перед нами написанные самим Туркеничем заявление о приеме в ряды ВКП(б) и краткая автобиография.

Вместе с партийными рекомендациями и боевыми характеристиками они воссоздают образ человека, отдавшего за счастье и свободу народа самое дорогое - свою жизнь.

Научные сотрудники архива Министерства обороны
В. Гапонов,
В. Пережогин
 
ПАРТИЙНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ИНСТРУКТОРА ПОЛИТОТДЕЛА 99 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ
СТАРШЕГО  ЛЕЙТЕНАНТА П. В. СОБОЛЕВА

Я, Соболев Павел Васильевич, член ВКП(б) с октября месяца 1942 года, партбилет № 5030631, знаю товарища Туркенича Ивана Васильевича с февраля месяца 1944 года.

Товарищ Туркенич за время пребывания при Политотделе 99 стрелковой Краснознаменной Житомирской дивизии показал себя честным, преданным, исполнительным, свято хранящим боевые традиции славных героев краснодонского комсомола. Принимая непосредственное участие в боевых операциях на Проскуровском направлении у селений Маломолицы, Меджибож в сложных условиях боевой обстановки (сильные танковые контратаки противника), он показал себя твердым и решительным человеком, готовым в любую минуту отдать жизнь за дело спасения матери Родины. Товарищ Туркенич много работал с бойцами нового пополнения, сопровождая их на марше, на привалах, а также и в частях дивизии.

Исключительно большую работу провел товарищ Туркенич среди комсомольцев и всего личного состава дивизии, рассказывая об истории и деятельности лучших людей Ленинского комсомола - героях-краснодонцах.

Боевой соратник Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любы Шевцовой и других, Туркенич с исключительной теплотой и правдивостью увлекательно говорил о тяжелом жизненном пути краснодонских героев, поднимая у бойцов наступательный порыв и разжигая в их сердцах великую, неутолимую ненависть к фашистским оккупантам.

Товарищ Туркенич безгранично предан Коммунистической партии и матери Родине.

За исключительные заслуги перед Родиной по борьбе с немецкими оккупантами товарищ Туркенич награжден орденом Красного Знамени и Партизанской медалью  1-й степени.

Товарищ Туркенич вполне достоин быть принятым в члены ВКП(б).

22 мая, 1944 год.

Член ВКП(б) СОБОЛЕВ

(Архив, М. О. Ф. 99, сд, оп. 284965, д. 15, л. 4  подлинник).


В первичную парторганизацию управления 99 стрелковой
Житомирской  Краснознаменной  дивизии   от  кандидата
ВКП(б) Туркенича Ивана Васильевича

ЗАЯВЛЕНИЕ

Питая беспредельную ненависть к немецким поработителям и желая быстрейшего разгрома ненавистного врага всем прогрессивным человечеством, прошу первичную парторганизацию принять меня в члены ВКП(б). Свою судьбу я хочу связать с жизнью нашей большевистской партии. Не считаясь ни с чем, я готов на любые лишения и, если потребуется, готов отдать свою жизнь для полной победы над врагом.

27.5.44 года.

И. ТУРКЕНИЧ

(Архив, М. О. Ф. 99, сд, оп. 284965, д. 15, л. 1)


 

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Туркенич Иван Васильевич, уроженец Воронежской области Петропавловского района села Ново-Лиман. Родился в 1920 году. Отец мой - Туркенич Василий Игнатьевич до революции был батрак, после революции - бедняк, с 1940 года - инвалид.

С конца 1920 года жил в городе Краснодон.

С 1929 по 1935 учился в Краснодонской неполной средней и средней школе им. Горького - город Краснодон.

С 1935 по 1936 год учился в Краснодонском педагогическом рабфаке Ворошиловградского пединститута.

С 1937 по 1938 год работал в типографии районной газеты «Социалистическая родина» в качестве наборщика-метранпажа - город Краснодон.

С 1938 по 1940 год учился в Севастопольском железнодорожном техникуме - город Севастополь.

С 1940 по 1941 год - курсант Севастопольского училища зенитной артиллерии, где был выпущен и вступил в бой с немецкими захватчиками - город Севастополь.

С августа 1941 по март 1942 года был в 82 запасном зенитно-артиллерийском полку в качестве командира радиовзвода.

С марта 1942 по май 1942 года учился на курсах командиров мин. батарей при арт. академии имени Дзержинского - город Самарканд.

С июня 1942 по август 1942 года был в 614 истребительном противотанковом арт. полку в качестве пом. нач. штаба полка, где и попал в окружение.

С конца августа 1942 года по январь 1943 года работал в тылу у врага, руководил подпольной комсомольской организацией «Молодая гвардия», за что награжден орденом «Красное Знамя» и медалью «Партизан Отечественной войны 1-й степени».

С февраля 1943 по май 1943 года служил в 163 гвардейском стрелковом полку в качестве командира мин. батареи - Юго-Западный фронт.
С мая 1943 года по февраль 1944 года служил в 473 полку в качестве пом. нач. штаба полка.

С февраля 1944 года нахожусь в распоряжении Политотдела 99 стрелковой Житомирской Краснознаменной дивизии.

27.5.44 года.

Гв. ст. л-т ТУРКЕНИЧ

(Архив, М. О. Ф. 99, сд. оп.. 284965, д. 12, л. 3подлинник).


 

ИЗ  ПОЛИТДОНЕСЕНИЯ ПОЛИТОТДЕЛА 99 СТРЕЛКОВОЙ ЖИТОМИРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ДИВИЗИИ

19 августа 1944 г.

15 августа с. г. мы хоронили Ивана Туркенича. Политотдел, комсомол, партийная организация, весь личный состав соединения в этот день расставались с любимым своим сыном.

Железный краснодонец, энергичный, исполнительный, исключительно скромный, обаятельный человек и прекрасный товарищ. Тот, кто знал Туркенича хотя бы самое короткое время, сразу проникался любовью и уважением к нему. Жизнерадостность, легкий юмор всегда были присущи Туркеничу, его никогда, даже в самый трудный момент боевой обстановки, никто не видел мрачным или озабоченным.

Туркенич - это жизнь, молодость, это все лучшее, что впитала в себя наша молодежь за годы Великой Отечественной войны.

К 8 часам утра в Политотдел начали прибывать делегаты для участия в похоронах товарища Туркенича. Первыми прибыли делегаты 1 полка. Делегацию возглавляет комсорг 1 стрелкового полка старший лейтенант Жарданов - бессменный комсорг полка с момента его организации. С ним пришел комсорг 3 батальона Литвиненко, также прошедший путь со своим полком от далекого Ворошиловграда до берегов Вислы. Пришли представители 197, 206 полков, подходят делегаты 473 артполка. Обстановка на участке напряженная, противник пытается переходить в контратаки, поэтому многим уйти из подразделения нельзя.

Ровно  в 10.00 делегаты вместе с работниками Политотдела отправляются к месту расположения медсанбата в селении Майдан.

Августовский летний день тих и ясен. Дорога ведет хвойными перелесками, по краям кусты ежевики. Ноги вязнут в песке, и кажется странным идти этой дорогой на похороны Туркенича, с которым два дня тому назад было так приятно вместе шагать этим же путем. По дороге комсомольцы вспоминают отдельные моменты из жизни Туркенича. Все говорят об исключительной скромности его, умении обойтись с каждым человеком, умении ободрить, поднять настроение.

Один комсомолец вспоминает: «В Золотниках это было. Помню, заедает у меня ручной пулемет: одиночными бьет, а очередью никак не хочет. Только меня за это взводный отругал, гляжу - идет еще какой-то старший лейтенант, идет траншеей и пригибается (днем там у нас было так - не высовывайся). Ну, думаю, сейчас и этот ко мне привяжется. И верно, смотрю - остановился, присел около меня и спрашивает, в чем дело, а потом взялся сам, нашел грязь, постыдил. Наладил пулемет, попробовали - работает хорошо. «Эх ты, - говорит, - горе-воин, а, наверное, комсомолец». Совестно мне стало - гляжу и землю. «Ну ничего, смотри в другой раз мне не попадайся с грязным оружием». И мне как-то сразу легко стало, и обиды нет, а сам себе думаю, что теперь такого у меня не будет -  прослежу за оружием. Хороший был человек».

Вот и Майдан, вот флаг медсанбата, куда привезли тяжело раненного Туркенича, здесь его могучий организм целые сутки боролся со смертью. Невольно думаешь, как нелепо обрывается кипучая, пламенная жизнь наших лучших людей...

Трое часовых застыли неподвижно у гроба Туркенича. На алой подушечке лежат боевые ордена героя-краснодонца: орден Красного Знамени и медаль «Партизан Отечественной войны 1-й степени», чуть выше орденов покоится гвардейский знак. В изголовье гроба - портрет Туркенича, который нарисовала любящая рука художника-самоучки товарища Сметанина.

Открытое делегатское комсомольское собрание будет проводиться на лесной поляне. По мере движения процессия все увеличивается. К ней присоединяются местные жители - поляки с цветами в руках. На лесной поляне гроб устанавливается на приготовленный постамент, задрапированный красной и черной материей. Стол окружают представители комсомольских организаций, боевые соратники и друзья Ивана Туркенича.

Краткую речь о покойном с большим чувством произносит гвардии капитан Григорьев. Отмечая горечь утраты, капитан Григорьев заканчивает призывом к мести: «Мстить проклятым извергам, мстить убийцам наших лучших людей».

Выступает старый комсорг 3 стрелкового батальона I стрелкового полка старший сержант Литвиненко. Он вспоминает о том, как год тому назад комсомол героически освободил родной Донбасс, и также призывает мстить за смерть лучшего комсомольца - краснодонца Туркенича.

Выступающих много, их речи коротки, но трогательны. Присутствующие на собрании польские граждане тронуты искренним горем наших бойцов, сержантов и офицеров.

В своем выступлении старший лейтенант Соболев рассказывает, что любимой книгой Ивана Туркенича, с которой он никогда не расставался, была книга в скромном коричневом переплете - сборник «Комсомол в боях за Родину». В этой книге Туркенич черпал опыт лучших питомцев комсомола, отличившихся в борьбе с немецкими оккупантами. К этой книге Туркенич прибегал в самые трудные моменты своей жизни... На образах бесстрашных комсомольцев - Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Александра Чекалина и других - он учился, как надо жить и бороться в это сложное и тяжелое время.

Врач медсанбата старший лейтенант Дриккер говорил по-польски. Его горячая речь была посвящена героической борьбе комсомола за освобождение польского народа из неволи. Во время его выступления не одна слеза скатилась из глаз польских жителей.

Открытое делегатское комсомольское собрание, посвященное памяти Ивана Туркенича, закончилось.

...Нам очень хотелось похоронить Туркенича на своей родной земле, по ту сторону реки Сан, но, получив приказание произвести похороны в местечке Глогув (12 км севернее Жешува), траурная процессия на автомашинах последовала туда.

Бургомистр местечка передал букет цветов, который  принесли польские девушки и дети. Могила вырыта рядом с могилой командира 336 дивизии полковника Игнатовича.

..Тихо двигается траурная процессия, встречные военные отдают честь боевым орденам Туркенича. В вечернем воздухе августовского дня витают звуки шопеновского марша. Вот и площадь. Машина подходит к могиле. Гроб снимают и ставят на повозку.

Открывают траурный митинг.

Кратко рассказываю, какую огромную утрату понес комсомол всей нашей страны, ибо жизнь Ивана Туркенича, короткая и яркая, -  сплошной подвиг.

От имени близких друзей и товарищей Туркенича выступил старший лейтенант Соболев. Он отметил ту огромную роль, которую Иван Туркенич сыграл в подпольной организации «Молодая гвардия». Он поклялся  стоять насмерть за дело партии: «Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за  страдания людей, за мученическую смерть 30 шахтеров-героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я  отдам  ее без  минуты  колебания...   Кровь   за   кровь! Смерть за смерть!»

Свою речь старший лейтенант Соболев закончил следующими словами: «Туркенич, ты слышишь, как танки идут на запад, - это наши танки, ты слышишь, как пушки идут,  это наши пушки идут на запад, слышишь ли ты, как наша пехота чеканным шагом идет на запад! Дело, начатое тобою, близится к концу. Смерть немецким захватчикам!»

Митинг закончен, гроб спускается с пьедестала к могиле. Последняя минута прощания...

Под траурные звуки марша комсомольцы и близкие друзья опускают гроб в могилу, гремит троекратный салют. Друзья и товарищи бросают первые горсти земли на гроб товарища, звуки траурного марша переходят в торжественную мелодию Гимна Советского Союза.

На свежий могильный холм ставится временный деревянный памятник с надписью: «Здесь похоронен герой-краснодонец, член подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» старший лейтенант ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ТУРКЕНИЧ».

Вечная память лучшему из лучших, настоящему сыну Ленинского комсомола, отдавшему свою короткую, но яркую жизнь на благо нашего народа, на защиту его святой свободы и независимости, отдавшему свою жизнь за жизнь и свободу нашей Родины. Твой путь - путь истинного большевика, который ты честно прошел от Сталинграда до Вислы. Этот путь будет вдохновлять наших лучших людей на новые боевые подвиги...

Начальник Политотдела 99 стрелковой
Житомирской Краснознаменной дивизии
Гвардии подполковник И. К. ЕЛИСЕЕВ.

(Архив М. О. Ф. 236. оп. 41789с, д. 3, л   153  155).

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj