Ульяна Громова

Р.М. Аптекарь

Природа не поскупилась, дав этой девушке все: красоту, ум, доброту и щедрость. О внешности судим по снимку: красивые черты лица, пышные темно-русые волосы, свободно заплетенные в косы, карие лучистые глаза, мягкий взгляд, во всем облике женственность и достоинство.

Внешнее обаяние чудесно сочеталось с богатым внутренним миром, широким кругом интересов. "Она любит все красивое, изящное цветы, песни, музыку, картины. У нее уже сложились твердые понятия о долге, чести, нравственности. Это волевая натура. Она никому не разрешит помыкать собой (из воспоминаний директора школы И.А. Шкребы).

Уля считалась лучшей ученицей школы. В музее хранятся ее похвальные грамоты за 6-й  и 7-й классы, книга И.Д. Папанина "Жизнь на льдине" с дарственной надписью педагогического коллектива: "За отличные успехи в учении и примерное поведение", аттестат, выписанный 3 июня 1942 года, в котором почти все оценки "отлично".

Она учится с душой, с интересом, поэтому знания у нее шире, понимание явлений глубже, нежели у многих ее сверстников. Ульяна прекрасно выполнила самостоятельную работу по основам дарвинизма, четко изложила материал в контрольной по химии, а сочинения по русской и украинской литературе достойны особой похвалы. Десятилетия спустя этим сочинениям дали высокую опенку украинские писатели Юрий Збанацкий и Дмитрий Косарик после того, как ознакомились с работами Ульяны о поэзии Павла Тычины, "Гайдамаках" Т.Г. Шевченко, произведениях Г. Сковороды, И. Карпенко-Карого, о "Слове о полку Игореве".

"3 кожної книги, з кожного афоризму вона вбирала в себе цілющу силу, уміючи дошукатись до глибинних джерел слова, беручи це з собою в політ до безсмертя" (Дм. Косарик). 

Очень интересны ее подборки с собственным комментарием о народных праздниках (Ивана Купалы, коляды, весны) и связанных с ними народных песнях - колядках, веснянках, "купальских" песнях языческого происхождения.

"Красу пісень вона любила.
I піснею сама була".
(В. Сосюра).

Уля прекрасно владела поэтическим слогом. В Первомайской школе, где она училась, выходил рукописный журнал "Юный литератор", в котором талантливая девочка помещала свои рассказы, короткие заметки-размышления. Она была постоянным членом литературного кружка, участвовала в читательских конференциях, диспутах, переходящих нередко в дебаты и споры, вечерах художественного чтения. У нее хорошая дикция, тихий, ровный, выразительный голос. Ею заслушивались.

На заседаниях литкружка, возможно, даже больше, нежели на уроках литературы, она научилась вдумчивому чтению, видению общечеловеческих проблем, поднятых автором, извлекала нравственные уроки из прочитанного.

Сохранилось несколько страниц дневниковых записей Ульяны. Об их слоге может судить читатель. Первые относятся к 1940 году. Ульяну приняли в комсомол, вручили комсомольский билет за №8928004 и дали первое поручение, Уля принялась его выполнять. А о своих первых впечатлениях написала:

"24 марта. Подобрав несколько журналов с рассказами и стишками, в 9 часов 30 минут пошла в школу к октябрятам. К удивлению моему, пришло 6 человек. Подождала до половины 12, но никто больше не пришел. Это меня рассердило, и я их отпустила домой...

Вредные мальчишки, наверное, им байдуже, что я трачу столько времени...

5 апреля. Сегодня мой день с октябрятами, а в остальные дни Вера Харитоновна Зимина занимается с ними дополнительно. Но опять неудача. Сегодня проходит по всей школе линейка. Но все-таки ребятки молодцы: красное знамя сегодня получают. Вот за это они молодцы. Теперь они краснознаменцы. Приходится завидовать им".

"9 апреля. Читала "Лягушку-путешественницу", причем слушают не все одинаково и невнимательно. За все время моего прихода наблюдаю такую картину: ребята в шапках и одетые. Не знаю, чем объяснить невнимательность слушателей. Наверное, не умею я, да это и так, заинтересовать всех ребят, еще мало знакома с ними, да и опыта нет, чтобы завлечь".

Записная книжка У. Громовой

Записную книжку Уля завела летом 1939 года, решив вносить в нее названия всех прочитанных художественных произведений. А читала она очень много, увлеченно, запоем, буквально проглатывая одно за другим. М.Ю. Лермонтов, Т.Г. Шевченко, А. Блок, М.Горький, Джек Лондон, Гете - всего, что вобрала за всю свою короткую жизнь, не перечесть. Книги обогащали ее знаниями, давали пищу для размышлений, формировали духовный облик будущей героини.

Записи начинаются с июня. Ульяна только что закончила седьмой класс, но уже успела прочесть романы украинских писателей А.Головко "Мати" и П. Мирного "Повія", "Избранные произведения" М. Вовчок, "Отелло" Шекспира и другие.

Далее характер записей резко меняется. Перечисления встречаются все реже и по объему становятся короче. Теперь Ульяна увлеклась выписками из прочитанных произведений. Выбирала то, что больше всего ее волновало, что созвучно ее мыслям, принципам, что считала мудростью жизни.

Определенной системы в записях нет. К некоторым мыслям она возвращается неоднократно, но это не повторение уже сказанного, а скорее углубление, развитие, оттачивание темы.

Установить некоторых авторов оказалось невозможным. Из прочитанного или услышанного Уля создавала свой образ, вкладывая свое понимание явления или события.

Записи обрываются июнем 1942 года, но изредка появляются и потом, в период оккупации. И, как никогда раньше, они очень четко определяют нравственную позицию девушки, теперь уже подпольщицы, одного из руководителей молодежи.

Вот несколько выдержек из записной книжки: 

"Прочла книги:
(Июль 1939г.) 
"Каинова печать", Ланкина
"Три Мушкетера", кн. II, А. Дюма
"Горе от ума", Грибоедова
"Домби и сын", Диккенс
"Цемент", Гладков
"Прокаженный король", П. Бенуа
"Дом", М. Биван
"У фонаря", Никифоров
"Десятиклассники", Копиленко
"Очерки бурсы", Помяловский".

"Любите книгу: она поможет разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека".
Максим Горький

"Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величине Толстой Л. И., т. VIII, "Война и мир"

"Не торопись при чтении книги.
Внимательно читай текст, выписывай непонятные для тебя слова и выражения, справляясь об их значении в словаре или у преподавателя. Учись выделять в содержании текста самое главное. Выписывай то, что особенно понравилось, в особые тетради".

"Гораздо легче видеть, как умирают герои, чем слушать вопли о пощаде какого-нибудь жалкого труса".
Джек Лондон 9. XI. 1942г.

"В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежд а, и душа, и мысли!"
Чехов.

"Что может противостоять твердой воле человека? Воля заключает в себе всю душу, хотеть значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, жить; одним словом, воля есть нравственная сила каждого существа, свободное стремление к созиданию или разрушению чего- нибудь, творческая власть, которая из ничего создает чудеса!"
М. Лермонтов

"Я должен быть жесток,
Чтоб добрым быть".
Гамлет

"Что человек, когда еду и сон считает
Он ценнейшим и жизни благом?
Животное, не боле.
Велик не тот, кого волнует важный
Повод, но кто из-за соломинки дерется,
Когда стоит, как ставка, честь".
Гете

"Поделом тому, кто сдался! Сильным побеждать дано!"
Джек Лондон.
21 октября 1942 года.

"Смелость города берет! Дерзайте и не сторонитесь препятствий. Смелый человек чудеса творить может и никакие пропасти ему не страшны!"
В. Розов.
"К незримому солнцу". 28.Х. 1942 года.

Ульяна и брат Елисей

С Елисеем они были дружны с самого детства, хотя разница в возрасте составляла четыре года. Он играл с ней, маленькой, потом вместе ходили в школу, дома за одним столом делали уроки. Увлеченно читали книги, которые часто доставали у знакомых 'на одну ночь". Ульяна закончила пятый класс, когда Елисей по особому комсомольскому набору стал курсантом Вольского высшего авиационного училища.

Через два года, успешно закончив учебу, Елисей получил назначение в Ленинград. Обещал забрать с собой и Улю, чтобы погостить у него, а если захочет - поступит учиться.

В Краснодон приехал 21 июня 1941 года. Вечером собралась вся семья, друзья, а наутро с сестрой решил пойти в город: зайти и школу имени Горького, где учился в старших классах, побродить по парку, встретиться со знакомыми.

Уля одела свою любимую светлую кофточку в полоску - подарок брата, серую шевиотовую юбку со встречной складкой на боку и темные туфли на венском каблучке, накинула черный пиджак. На всякий случай прихватила книгу: это уже входило в привычку - а вдруг выпадет свободная минутка. Настроение было радостное, приподнятое. Разговаривали, смеялись, вспоминали, строили планы. Когда поравнялись с "Фотографией", решили зайти, сняться на память. Этот снимок оказался последним для них обоих. Через несколько минут они узнали, что началась война. Елисей в тот же день уехал в часть.

О гибели своей сестренки он узнал на фронте. С горечью писал родителям: "Мои бедные старички, чем я могу Вас утешить в нашем общем горе... нет мыслей, только печаль и злоба в моем сердце. Как же это случилось, что ее смогли забрать... Разве нельзя было спрятать ее. Ведь Вы же знали, что это звери. Я чувствовал, что будет что-то ужасное. О, как я ругал себя, что не смог ее вызвать к себе. Может, со мной она и осталась бы жива. Ох, Уля, Уля, нет тебя, нет, не увижу больше".

Духовная связь, родство душ оказались настолько тесными и близкими, что в последние часы жизни почти с теми же словами Уля обратилась к Елисею, нацарапав на тюремной стене: 

"Прощай, мой брат любимый Еля, больше не увидишь ты меня...

"Предсмертное письмо" Ульяны

Так значится этот документ в архивах музея "Молодая гвардия". Почти полстолетия он привлекает к себе внимание своей необычностью, исключительностью. Трудно совместить в нашем представлении такие понятия, как тюремная камера - и поэтический слог, рожденный в смятенной душе девушки-узницы, истерзанное пытками тело и спокойный тон, которым написаны ею прощальные слова.

Уля была человеком возвышенным, романтичным, но и сильным, волевым и, как дитя своей эпохи, - не лишенным некоторого фанатизма в действиях и убеждениях. Она держалась мужественно, всячески пыталась приободрить и боевых подруг, с которыми оказалась в заключении. "Надо в любых условиях, в любой обстановке не сгибаться, а находить выход и бороться, - говорила она. - Мы можем устроить побег и на свободе продолжать свое дело". Она читала отрывки из "Демона" М.Ю. Лермонтова, потому что была убеждена (а это убеждение в ней воспитывалось в течение всей жизни - школой, комсомолом, обществом), что человек способен преодолеть любые трудности, если только пожелает приложить усилия, проявить волю. Восторженность, граничащая с наивностью! Это мы чувствуем и в предсмертной записи. Ульяна не могла даже предположить, насколько все страшнее.

"Предсмертное письмо" имеет одну особенность, на которую всегда обращают внимание экскурсанты: оно написано чужим почерком и в тексте допущено несколько грамматических ошибок, что противоречит нашим представлениям об Ульяне - умной, образованной девушке.

Да, это не рука Ули и не фотокопия записи. Надпись была обнаружена после освобождения Краснодона и переписана Верой Кротовой - подругой и дальней родственницей Ульяны. Впоследствии Вера рассказала, как она обошла все камеры в поисках каких-либо свидетельств, просмотрела все, что валялось на грязном полу, обследовала стены. Лишь в третьей камере на стене по левую сторону от двери, поближе к углу увидела что-то нацарапанное и подпись "Уля Громова". "Увидев эти слова, я позабыла обо всем, бросилась бежать, чтобы сообщить родным. Потом взяла карандаш и бумагу, быстро вернулась в камеру и переписала текст".

Этот листочек она сразу же передала родителям У.Громовой, а те в 1944 году отдали в музей на вечное хранение.

Новелла об Ульяне Громовой

Анна Басараб, ученица 11-А класса СШ № 1,
г. Ровеньки Луганской области

Лишь тот достоин жизни и свободы, 
Кто каждый день идет за них на бой...

Рассвет... Мороз сковал землю, луга, поля; увяли цветы, осыпались их нежные лепестки, сковала весь мир траурная вечность...

Пронеслась черная смерть над всем живым, только голые деревья все еще протягивают свои ветки, как к святой молитве, ждут спасения, надеются... Но только слезы, кровь, стоны разливаются бурной рекой...

Она стояла бледная, измученная, но с гордо поднятой головой. Уже некуда было бежать, смерть уже выбрала ее, Ульяну Громову. В душе сплелись любовь к жизни, страх, месть, но она не боялась смерти, она вспоминала свое детство, свою маму, такую нежную, улыбающуюся. Ту, которая столько дней и ночей дарила ей свою материнскую ласку и любовь. Вспоминала парк с зелеными кронами, его таинственные уголки, где она так любила бывать одна, любуясь и наслаждаясь его великолепием и прохладой.

Потом был первый класс... и вот уже в ее руках аттестат. А с ним открывалось столько возможностей и дорог, мечты так и кружились в ее юной головке... Все это прошло. Черная чума заполнила весь мир, души, мысли людей...

Она должна бросить, мать, отца - врагу на поругание и одна ринуться в этот неизвестный и страшный мир, мир лишений, скитаний и борьбы. Она попала в круговорот... Все быстро меняется... Вокруг сыро и темно, она в холодной грязной камере... И вот расстрел... "Нет, не увидите вы моих слез, не услышите стонов, - кричала душа Громовой, - ни одна святая слеза русского человека не стоит вас, тех, кто не достоин ходить по этой земле, кому не суждено познать любовь и вечность..."

А потом раздалась очередь из автомата... в глазах туман, сердце... оборвалось, стало темно... но в последний миг жизни в душе ее звучала песня любимого поэта, песня ее жизни:

Что люди? - что их жизнь и труд? 
Они пришли, они пройдут... 
Надежда есть – ждет правый суд: 
Простить он может, хоть осудит! 
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне не будет...

Источник: газета "Слава Краснодона" за 13 июня 2002 года.

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj