16

18 января 1944 года - 941 день войны

18 Войска 2-й Ударной и 42-й армий Ленинградского фронта вели ожесточенные бои с противником в направлении Ропша. [3; 500]

 Указом Президиума Верховного Совета СССР 136 партизан Витебской области награждены медалью "Партизану Отечественной войны" I степени и 184 человека - медалью II степени. [1; 287]

 ГКО принял постановление "о неотложных мерах помощи черной металлургии". [1; 287]

Закончилось строительство третьей очереди Московского метрополитена протяжением 7,2 км. [3; 500]

Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении орденами и медалями работников местной промышленности и промысловой кооперации РСФСР за обеспечение поставок Советской Армии военного обоза и медико-санитарного имущества в 1942—1943 гг. [3; 500]


Хроника блокадного Ленинграда

Начались бои за Красное Село. Шоссе Стрельна — Красное Село — Гатчина перерезано, и судьба гитлеровцев, все еще находящихся в ближайших пригородах Ленинграда, в том числе их беззаботнинской артиллерийской группировки, предрешена. И все же с упрямством обреченных фашисты продолжают стрелять по Ленинграду. Снаряды рвались сегодня в городе с 12 часов 55 минут до 15 часов 10 минут. От обстрела пострадало около 30 человек. [5; 454-455]


Из донесения политотдела 2-й Новороссийской бригады торпедных катеров Политуправлению Черноморского флота о мужестве военных моряков в проведении Керченской десантной операции

18 января 1944 г.

Торпедные катера 2-й Новороссийской бригады торпедных катеров за весь период [имеется в виду время проведения операции] находились в распоряжении штаба высадки Керченской военно-морской базы, Азовской военной флотилии Черноморского флота. Торпедным катерам ставились следующие задачи:

1. Прикрывать десант на переходе и в местах высадки от воздействия со стороны надводных судов и плавсредств противника.

2. Активными действиями уничтожать быстроходные десантные баржи и торпедные катера противника.

3. Несение подвижного дозора и действие на коммуникациях противника в районах Камыш-Бурун, Коп-Такыл.

4. Перевозка начальствующих лиц, спасение людей, терпящих бедствие.

Всего в этот период в боевых действиях участвовало 18 катеров, из них торпедный катер № 105 дважды имел боевые повреждения, ремонтировался и вновь возвращался в Тамань для выполнения боевых заданий. Торпедные катера №№ 94, 104, 114, 35, 65, 75, 76, 96 имели боевые повреждения, были отремонтированы и вновь отправлены в Тамань для выполнения боевых операций. Таким образом, всего в этот период в боевых действиях принимали участие, с повторением, 28 катеров.

В результате проведенной партийно-политической работы политико-моральное состояние личного состава высокое, каждый из бойцов, старшин и офицеров бригады горит постоянным желанием идти в бой уничтожать врага.

Каждую ночь, если позволяла погода, торпедные катера шли в боевой поход. Личный состав работал с большим напряжением, преодолевая все трудности, с любовью и неугасимым желанием выполнял все приказы и боевые задачи, помня клятву, данную командиром отряда т. Константиновым на кладбище погибших товарищей. Офицеры, старшины и рядовой состав, пришедшие из замечательной семьи тихоокеанцев, в первых боях не уронили славные традиции катерников-черноморцев. Они нанесли фашистам серьезные удары. На боевом счету этого отряда 3 потопленные быстроходные десантные баржи.

Выдержку и стойкость в бою, умение использовать свое оружие, высокий класс советского воина показал личный состав катеров №№ 14, 44, 54, 64, 85, 94, 96, 114. Торпедный катер № 64 ходил несколько раз на коммуникации противника, затем был переброшен на Чушку для перевозки должностных лиц в Крым и обратно. Днем и ночью эти задачи выполнялись с большим умением и энтузиазмом. За образцовое выполнение боевых и вспомогательных задач экипаж получил благодарность от т. Ворошилова.

27 декабря днем этот катер был послан спасать людей с терпящего бедствие торпедного катера № 121. В этом походе экипаж действовал так же смело и отважно, проявляя мужество и умение. На катер налетело 2 Ме-109. С первой атаки вражеским стервятникам удалось вывести оба мотора, и катер остался без хода. На катере был убит радист т. Федотов, несколько человек ранено, в т. ч. и командир катера лейтенант Сорокопут Федор Игнатьевич, член ВКП(б). В машине возник пожар. Несмотря на тяжелое ранение, командир продолжал командовать. При втором заходе командир торпедного катера был убит, получил 3 раны главный старшина Коверцев Василий Николаевич, старшина группы мотористов. На торпедном катере осталось здоровых 3 человека. Катер получил более 300 пробоин.

В этой обстановке люди мужественно боролись и с огнем, и с водой и отбивали атаки самолетов противника. Один самолет был подбит пулеметным огнем, последующие атаки производил только один самолет противника, по которому катерники не прекращали своего огня.

Катерный боцман главный старшина Эстрин словно прирос к пулемету, смело и решительно отражал одну за другой атаки противника. Следуя примеру своего боцмана, пулеметчик Бобылев, несмотря на ранения, был на боевом посту, его пулемет стрелял без задержек. Трижды раненный командир отделения мотористов т. Коверцев все время заделывал пробоины, стойко боролся и поддерживал катер на плаву, ему помогали мотористы Харитонов и Пеньков, они ликвидировали пожар, заделали свыше ста больших и малых пробоин и завели один мотор.

После смерти командира катера, катерный боцман т. Эстрин встал за штурвал, показывая высокие знания в морском деле, он исключительно умело использовал дым, выпущенный с Чушки, вошел в него, уклонился от атаки вражеского самолета и привел катер в свою базу, спас таким образом людей и катер.

Торпедные катера № 44 и 85 каждую ночь выходили на коммуникации противника в район Камыш-Буруна, Коп-Такыла. Долгое время противник в этом районе не появлялся, но в ночь с 29 на 30 декабря торпедные катера № 44 и 85 обнаружили караван противника в составе 4 быстроходных десантных барж. Командиры катеров приняли решение атаковать. Торпедный катер № 85 (командир ст. лейтенант Подымахин) атаковал первым, торпеда пошла прямо в цель, баржа противника взорвалась и затонула.

Торпедный катер № 44 подошел к баржам на такую близкую дистанцию, что уже стало нельзя стрелять торпедой с торпедного катера, не хватило бы дистанции для разворачивания вертушки. В результате чего ему пришлось сделать отход и атаковать, торпеда попала в цель, и на глазах личного состава торпедного катера баржа загорелась и затонула.

Командир артиллерийского катера № 96, кандидат в члены партии ст. лейтенант Пилипенко в дни боев за Крым совершил десятки смелых н дерзких боевых рейдов. За последние дни экипаж этого катера потопил вражескую быстроходную десантную баржу и сбил самолет противника. Коммунисты этого катера тт. Чернов, Дьяченко и другие во всех проводимых боевых операциях занимали авангардную роль. Вот один боевой выход.

Корабли с боезапасом шли к Крымскому берегу, их конвоировал катер ст. лейтенанта Пилипенко, сигнальщики внимательно просматривали море. На полпути к месту выгрузки боезапаса катер обогнал суда и вышел вперед. Вскоре катерники заметили силуэты 4 быстроходных барж. Вражеские баржи, укрывшись в тени берега, ждали в засаде подхода наших кораблей.

Старший лейтенант Пилипенко смело пошел на сближение и с короткой дистанции первым открыл огонь по врагу. Снаряды «РС» и пули стрелявших Генералова, Дьяченко, Кузьмина и Николаева ложились точно в цель. Отстреливаясь, вражеские баржи отошли под защиту своих батарей. Путь для десантных кораблей был расчищен. Вскоре началась выгрузка.

В разгар выгрузки немецкий прожектор нащупал и осветил наши корабли. Береговая артиллерия противника открыла интенсивный огонь, взаимодействуя с береговой обороной, появились быстроходные баржи.

Владимир Пилипенко пошел на сближение. С короткой дистанции катерники открыли по врагу мощный огонь из всех видов оружия, в т. ч. снарядами «РС». После разрывов снарядов на одной из барж вспыхнул пожар, спустя некоторое время последовали сильные взрывы, баржа медленно погружалась в воду. Оставшиеся 3 баржи противника подошли к тонувшей барже и начали подбирать плавающих около нее людей.

Катер Пилипенко снова пошел в атаку, вражеские баржи, отстреливаясь, отошли на запад.

В декабре торпедные катера члена ВКП(б) лейтенанта Прокопова и члена ВКП(б) лейтенанта Латошинского одержали крупную победу — метким ударом торпед они потопили в Керченском проливе 2 быстроходных десантных баржи противника.

Катерники вышли в пролив с наступлением темноты для несения боевого дозора. Подойдя к району, откуда больше всего можно было ожидать появления вражеских барж, катера заглушили моторы и легли в дрейф. Прошло не так много времени, и вражеский прожектор с берега на мгновение осветил поверхность моря. Катерники заметили силуэты кораблей. Командиры приняли решение атаковать их. Экипаж катера лейтенанта Прокопова первым нанес удар по врагу. Вслед за метким выстрелом торпеды воздух потряс огромной силы взрыв. Одна фашистская баржа была отправлена на дно.

Вскоре торпедным ударом с катера лейтенанта Латошинского была потоплена вторая быстроходная баржа.

В ходе торпедной атаки наши катера были обстреляны сильным артиллерийским огнем с вражеских барж и береговой обороны. Умело маневрируя, командиры-коммунисты благополучно вывели свои катера из-под обстрела. Все катерники действовали в бою четко и слаженно. Особо высокое боевое умение и мужество показали боцманы — старшина 1-й статьи, кандидат в члены ВКП(б), Медведев и главный старшина, член ВКП(б), Степанов, мотористы — старшина группы, кандидат в члены ВКП(б), Богданенко, комсомолец Смирнов и другие. Общее руководство боевыми действиями катеров осуществлял смелый и опытный моряк Герой Советского Союза капитан-лейтенант Африканов.

Образцы мужества и храбрости в боях с врагом показывают коммунисты катера капитан-лейтенанта, кандидата в члены ВКП(б), Постникова. В одну из ночей 8 быстроходных барж противника пытались парализовать наши коммуникации и не подпустить десантные суда к месту выгрузки. Катер Постникова смело вступил в бой с превосходящими силами противника.

Коммунисты Фальченко, Якимов первыми открыли огонь по врагу. Четыре баржи отвернули и скрылись, вторая четверка пошла в атаку на катер. Смелые катерники не дрогнули, умело маневрируя, они усилили огонь по врагу. В ходе боя катер получил несколько пробоин и повреждений. Коммунисты Павловский, Жигалкин и Волобуев быстро заделали пробоины и исправили повреждения, катерники принудили вражеские баржи к повторному бегству. Путь для наших десантных судов был свободен. Так коммунисты и весь личный состав бригады самоотверженно сражаются за нашу Родину, боевыми делами отвечают на приказ и доклад Верховного Главнокомандующего о 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Начальник политического отдела 2-й Новороссийской бригады
торпедных катеров Черноморского флота
капитан 3-го ранга Д. Конюшков

ЦВМА, ф. 2092, оп. 1, д. 283, л. 1—16. Подлинник.

[12; 296-299]