16

20 октября 1943 года - 851 день войны

20 Создан 1-й Прибалтийский фронт (ранее действовал под названием Калининский). Вел наступление на витебско-полоцком направлении, участвовал в Городокской 1943 г., Полоцкой, Шяуляйской, Мемельской, Витебско-Оршанской, Рижской операциях 1944 г., Инстербургско-Кёнигсбергской операции 1945 г., ликвидации курляндской и земландской группировок протвника. Упразднен 24.2.1945 г. Командующие: генерал армии А.И. Еременко (октябрь-ноябрь 1943 г.), генерал армии И.Х. Баграмян (ноябрь 1943 г. - февраль 1945 г.). [1; 258]

 Создан 2-й Прибалтийский фронт (ранее действовал под названием Прибалтийский). Вел наступление на витебско-полоцком направлении, участвовал в Ленинградско-новгородской и Рижской операциях 1944 г., блокировании курляндской группировки войск противника. Упразднен 1.4.1945 г. Командующие: генерал армии М.М. Попов (октябрь 1943 г. - апрель 1944 г.), генерал армии А.И. Еременко (апрель 1944 г. - февраль 1945 г.), Маршал Советского Союза Л.А. Говоров (февраль - март 1945 г.). [1; 258]

 Создан Белорусский фронт (ранее действовал под названием Центральный) на гомельско-бобруйском направлении. Провел Гомельско-Речицкую 1943 г. и Калинковичско-Мозырскую 1944 г. операции. С 17.2. до 5.4.1944 г. и после 16.4.1944 г. назывался 1-м Белорусским, в промежутке - снова Белорусским. Командующий - генерал армии К.К. Рокоссовский. [1; 258]

 Создан 1-й Украинский фронт (ранее действовал под названием Воронежский). провел Киевские оборонительную и наступательную операции 1943 г., Житомирско-Бердическую операцию 1943-1944 гг., Проскуровско-Черновицкую и Львовско-Сандомирскую операции 1944 г., Сандомирско-Силезскую, Нижнесилезскую и Верхнесилезскую операции 1945 г., участвовал в Корсунь-шевченковской 1944-го, Висло-одерской, Берлинской и Одерской операциях 1945 г. Расформирован 10.6.1945 г. Командующие: генерал армии Н.Ф. Ватутин (октябрь 1943 г. - март 1944 г.), Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (март - май 1944 г.), Маршал Советского Союза И.С. Конев (май 1944 г. - май 1945 г.). [1; 258-259]

 Создан 2-й Украинский фронт (ранее действовал под названием Степной). Участвовал в битве за Днепр 1943 г. Провел Кировскую, Уманско-Ботошанскую, Дебреценскую операции 1944 г., участвовал в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях 1944 г., Будапештской операции 1944-1945 гг., Венской и Пражской операциях 1945 г. Упразднен 10.6.1945 г. Командующие: генерал армии (с февраля 1944 г. Маршал Советского Союза) И.С. Конев (октябрь 1943 г. - май 1944 г.), генерал армии (с сентября 1944 г. Маршал Советского Союза) Р.Я. Малиновский (май 1944 г. - июнь 1945 г.). [1; 259]

 Создан 3-й Украинский фронт (ранее действовал под названием Юго-Западный). провел Днепроавскую операцию 1943 г., Березнеговато-Снигиревскую, Одесскую 1 944 г., Балатонскую 1945 г. операции, участвовал в битве за Днепр 1943 г., в Никопольско-Криворожской, Ясско-Кишиневсской, Белградской 1944 г., Будапештской 1944 -1945 гг., Венской 1945 г. операциях, провел Моравско-Остравскую операцию 1945 г. Расформирован 15.6.1945 г. Командующие: генерал армии Р.Я. Малиновский (октябрь 1943 г. - май 1944 г.), генерал армии (с сентября 1944 г. Маршал Советского Союза) Ф.И. Толбухин (май 1944 г. - июнь 1945 г.). [1; 259]

Создан 4-й Украинский фронт (в результате переименования Южного фронта). Провел Мелитопольскую операцию 1943 г., Никопольско-Криворожскую и Крымскую операции 1944 г. 16.5.1944 г. фронт был упразднен. Вторично 4-й Украинский фронт образован 6.8.1944 г. Войска фронта освобождали Закарпатскую Украину, южные районы Польши, значительную часть Чехословакии. В июле 1945 г. фронт расформирован. Командующие: генерал армии Ф.И. Толбухин (октябрь 1943 г. - май 1944 г), генерал-полковник (с конца октября 1944 г. генерал армии) И.Е. Петров (август 1944 г. - март 1945 г.), генерал армии А.И. Еременко (март - июль 1945 г.). [1; 259]

Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении орденами и медалями работников угольной промышленности за образцовое выполнение заданий правительства по увеличению добычи угля и обеспечению топливом заводов военной промышленности, металлургии, электростанций и железнодорожного транспорта в условиях военного времени. [3; 456]


Хроника блокадного Ленинграда

Фашистская артиллерия продолжает обстреливать Ленинград. В городе разорвалось 75 снарядов.

Подсобные хозяйства Кировского, Красногвардейского и Кронштадтского районов полностью завершили уборку овощей. Близки к выполнению плана подсобные хозяйства остальных районов Ленинграда.

Сегодня закончили уборку картофеля колхозы Ленинградской области. Площадь, занятая под картофель, превышала прошлогоднюю, а уборка проведена в более сжатые сроки.

Деревни Гусино, Северск, Горушка, Хлуково и Максино входят в состав Ленинградской области. Но в них хозяйничают оккупанты. 20 октября они согнали 200 жителей этих селений в деревню Киверово под видом мобилизации на работу. А вечером гитлеровцы явились в Гусино и учинили там расправу над теми, кто по состоянию здоровья и возрасту не мог работать. 48 карателей ходили из дома в дом и беспощадно расстреливали ни в чем не повинных людей. Старик Федор Федоров попытался спасти своих внуков. Спящими он вынес из дома трехлетнего Леню, пятилетнего Колю и семилетнего Сашу. Но фашистские пули настигли и деда и внуков. Все они погибли.

В этот вечер в Гусине были расстреляны 73 человека, в том числе 19 детей до восьми лет.

Пролилась сегодня кровь и в Ленинграде. На улицах города разорвалось 75 вражеских снарядов. [5; 414]


Подборка красноармейской газеты «Советский патриот» о боевом содружестве народов СССР в боях за Советскую Украину

20 октября 1943 г.

Уперед полком єдиним бiльшновицька сила йде!

За родную Украину отважно сражаются сыны братских народов СССР

Русский

Сержант Катуков первым поднялся с земли, когда затих на миг неистовый вражеский огонь. «Отделение, за мной! Вперед!» — прозвучал над полем боя властный голос командира.

Катуков с разбегу вскочил в траншею и принял на штык целившегося в него гитлеровца. Вслед за сержантом ворвались в окопы бойцы. Стремительный натиск опрокинул и смешал ряды врагов. Немцы были выбиты из траншей и укрылись на окраине селения.

Во время короткой передышки Катуков заметил какую-то фигуру на крыше одной из хат. Он чуть приподнялся, и в тот же момент пуля со свистом вонзилась в бруствер окопа. «Снайпер!» — сказал Катуков,— «Что ж, потягаемся...» *

И, вскинув винтовку, сержант выстрелил. Обычная меткость не изменила ему и на этот раз — вражеский снайпер тяжелой тушей свалился наземь.

Вскоре его участь разделило еще двое снайперов, выслеженных и уничтоженных сержантом Катуковым в этот будничный боевой день.


Украинец

Иван Бондарь только что закончил рисовать звезду на станине орудия и отошел в сторону, любуясь своей работой.

На вид звезды совершенно одинаковы. Но ст. сержант Бондарь мог бы рассказать историю каждой из них: вот эта — за сбитый «мессер», а эта — за «колбасника», как принято называть у зенитчиков «хейнкели».

Но особенно дороги Ивану Бондарю две последних звезды. Ими отмечены два вражеских самолета, сбитых здесь, над Днепром.

— По местам! — внезапно раздается команда, и опытный слух зенитчика уже улавливает издали прерывистый рокот моторов. Из густых туч один за другим устремляются в пике продолговатые хищные «юнкерсы».

Иван Бондарь громко командует: «Огонь!». Гремит орудие, и вот вспыхивает пламя под крылом одного из «юнкерсов», и, дымя, валится на землю воздушный пират.

Через полчаса Иван Бондарь с гордостью рисует на станине пушки тринадцатую звезду — знак тринадцатой славной победы.


Узбек

Хасамбай Исаметдинов, хлопкороб из Ферганы, никогда не бывал ранее на Украине. Война привела его на берега Днепра, породнила его с этой землей.

...*Уже отчетливо видны были траншеи противника, когда внезапно обрушившийся вражеский огонь заставил залечь бойцов. Прижавшись к пожелтевшей, опаленной порохом траве, Хасамбай Исаметдинов огляделся вокруг и увидел в нескольких шагах от себя тело командира.

— Убит...* — мелькнуло в сознании бойца.— Кто же поведет взвод?

Решение созрело мгновенно. Исаметдинов вскочил на ноги и с громким криком: «Юр!» («Вперед») — побежал по изрытому снарядами полю.

Немногие из бойцов поняли это узбекское слово, но отважный отважного поймет всегда. Взвод ринулся вслед за Хасамбаем Исаметдиновым, и в короткой схватке еще один рубеж был отвоеван у врага.


Грузин

Капитан Гогоришвили со своим батальоном два месяца сражается на украинской земле. За это короткое время многими отважными делами прославил себя мужественный, опытный офицер Гогоришвили и бойцы его.

Более полутора тысяч фашистских оккупантов уничтожил в боях этот батальон. 150 гитлеровцев взято в плен.

Особенно памятен капитану Гогоришвили один бой за приднепровские высоты.

Пять раз бросались враги в контратаку, стремясь вернуть утерянный рубеж, и пять раз откатывались назад, не достигнув цели. 300 гитлеровцев легло трупами у подножья высоты в этот день. В рукопашной схватке капитан Гогоришвили сам уничтожил восьмерых фашистов, а 13 вынудил бросить оружие и взял в плен*...

Отгремит военная гроза, залечатся раны Украины. Но вечно будет жить в благодарном народе добрая память о славном сыне Грузии, и в каждой украинской хате всегда будет желанным гостем офицер Гогоришвили.


Казах

Гвардии ст. лейтенант Кинас Ошамбаев во главе группы бойцов первым ворвался в село Н.

Дом за домом, улицу за улицей с боем брали советские воины. Не умолкал автомат в руках Кинаса Ошамбаева, и меткие очереди без промаха разили врага.

Двадцать пять гитлеровцев уничтожил Ошамбаев в уличном бою. Мужественным офицером по праву гордится все подразделение. Недавно Кинас Ошамбаев попал во вражеское кольцо. Двое суток о ст. лейтенанте не было никаких вестей, но к исходу второго дня он вернулся в подразделение, принеся с собой подробные сведения о расположении огневых точек врага.


Армянин

Липарит Исраилян уже выгребал на середину Днепра, когда немецкая мина, с воем прорезав воздух, плюхнулась в воду у самой кормы. Лодка опрокинулась.

Острая боль в плече и леденящий холод осенней воды на мгновение помутили сознание телефониста. Но, падая из лодки, Исраилян успел подхватить аппарат и кабель. «Доплыть, доплыть во что бы то ни стало»,— бормотал боец, борясь с течением.

Он взял в зубы конец провода, прижал к груди аппарат и поплыл вперед, рассекая рукой воду.

Изнемогая от страшной усталости и потери крови, Исраилян добрался до песчаной отмели и посиневшими пальцами включил аппарат. «Днепр, Днепр!» — взывал боец.— «Я Волга, я Волга!»

И пожалуй, за всю свою жизнь не переживал Липарит Исраилян такой безграничной радости, как в тот момент, когда донесся к нему из трубки знакомый голос командира: «Днепр слушает»*...


Чуваш

Гвардии рядовой Степан Самышкин, лежа у «Максима», напряженно смотрел вдаль. Из-за бугра появилась цепь гитлеровцев.

— Давай, Степан,— нетерпеливо шепнул Самышкину напарник.

— А ты не спеши,— отозвался наводчик.— Спешить в нашем деле не приходится.

С каждой минутой приближались ряды серо-зеленых шинелей. И когда не более сотни метров отделяло их от огневой позиции расчета, Самышкин сжал рукоятки «Максима» и повел по полю свинцовой струей. Мгновенно поредела цепь врагов.

Снова ринулась вперед наша пехота.

Три десятка вражеских трупов насчитал потом Степан Самышкин на поле перед холмом, откуда косил врагов его верный «Максим».

Советский патриот, 37 А, № 246, 1943, 20 октября.— ЦАМО СССР, ф. 392, оп. 8919, д. 15, л. 16 об.

* Отточие документа.

[12; 236-238]