16

6 ноября 1943 года - 868 день войны

6 Состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными и общественными организациями г. Москвы, посвященное 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. [3; 465]

В ходе ожесточенных ночных боев войска 1-го Украинского фронта выбили врага из Киева и полностью освободили столицу Украинской ССР. В боях за освобождение Киева вместе с советскими войсками героически дралась 1-я отдельная чехословацкая бригада, сформированная на территории СССР. [3; 465]

Закончилась Киевская наступательная операция войск 1-го Украинского фронта. К исходу дня войска фронта вышли на линию р. Здвиж, Микуличи, Глеваха и далее к Днепру. Передовые части 3-й гвардейской танковой армии подошли к Фастову и заняли Васильков, разорвав фронт вражеских войск на части. В ходе боев за Киев советские войска разгромили 12 пехотных, 2 танковые и 1 моторизованную дивизии врага. Войска 1-го Украинского фронта, освободив г. Киев, перешли к стремительному преследованию отступавшего противника. [3; 465]

Краснознаменный Балтийский флот начал перевозку 2-й ударной армии из Ленинграда на ораниенбаумский плацдарм. [3; 465]

Указом Президиума Верховного Совета СССР 1-я отдельная чехословацкая бригада в СССР награждена орденом Суворова II степени за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. [3; 465]

Опубликовано сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР о разрушениях города Смоленска и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками над советскими гражданами. [3; 465]


Хроника блокадного Ленинграда

Сегодня в Ленинграде состоялось торжественное заседание, посвященное 26-й годовщине Великого Октября. Тем временем вся артиллерия Ленинградского корпуса контрбатарейной борьбы одновременно ударила по восемнадцати наиболее активным батареям врага. После пятиминутного огневого налета на эти цели они в течение часа подвергались методическому обстрелу. В результате 6 ноября в городе разорвалось только три вражеских снаряда.

Торжественное заседание шло в Актовом зале Смольного. Выступивший перед собравшимися секретарь горкома партии А. А. Кузнецов сказал:

— Сейчас перед нами не стоит проблема обороны города. Эта проблема решена. Мы должны быть готовы к тому, чтобы полностью снять блокаду Ленинграда, нанести сокрушительный удар по немецко-фашистским захватчикам.

Для решительного удара по врагу уже началась строго засекреченная переброска войск на Ораниенбаумский плацдарм. Когда 90-я дивизия, воины которой собирались отметить 26-ю годовщину Октября вместе с ветеранами революции и шефами, неожиданно получила приказ о передислокации, командир извинился перед гостями и сказал им, что начинаются тактические учения. Тем не менее у всех растет ощущение, что приближается что-то значительное.

С чувством доброй зависти следят защитники Ленинграда за боевыми успехами воинов других фронтов. Сегодня на рассвете наши войска штурмом овладели столицей Украины — Киевом. [5; 421]


Подборка красноармейской газеты «Родина зовет» о боевом содружестве народов СССР в боях за Советскую Украину

6 ноября 1943 г.

Мы — армия братства народов

Когда в честь очередных побед Красной Армии по вечерам темное небо над Москвой освещается небывалым заревом, мы знаем: это столица Родины салютует победителям. Она приветствует славных воинов — русских и казахов, украинцев и грузин, узбеков и армян — всех верных сынов нашего многонационального Отечества, освобождающих от врага родные земли Украины и Белоруссии.

Сегодня в нашей газете рассказывается о том, как дерется с врагом отделение автоматчиков сержанта Петра Бабенко. Не только командир — украинец, но и бойцы — русские, казах и узбек — самоотверженно, не жалея сил, бьют немцев, идут вперед, в тяжелых боях освобождая любимую Украину. Она одинаково дорога для каждого из них. И поэтому нет силы в мире, которая могла бы их остановить. В этой нерушимой дружбе — наша сила. В ней — залог нашей непобедимости.

 

Дружба

Вглядываясь в предутренний туман, командир отделения гвардии сержант Петр Бабенко говорил своим товарищам:

— Хлопцы, видите церковь в садах. Недалеко от нее мой дом. Там жена, сын, мать...*

На высоких холмах, утопая в пышной зелени раскинулся город. Бойцы смотрели туда, и украинский город, в котором никто из них ни разу не был, становился для каждого родным и близким.

Крепко бились они за него. Гвардии рядовой казах Идрис Калиев был ранен, но он отказался уйти с поля боя.

— Хочу посмотреть твой дом, твою семью,— сказал Калиев командиру.

Ночью переправились через реку. Отделение Петра Бабенко одним из первых ворвалось на окраину. По дымным улицам родного города пробивался гвардии сержант с боевыми друзьями. Немцев выгнали. Петр повел товарищей к своему дому.

Дымящаяся груда развалин осталась от родного очага. Семья погибла. В подвал, где она пряталась, гитлеровцы бросили гранаты, а потом всех облили бензином и сожгли.

Поклялись в тот день воины — русские и украинцы, узбеки и казахи — отомстить врагу и пока у них будет биться сердце, нещадно истреблять проклятых фашистов.

В схватке тяжело ранило украинца Бондаренко. Он попросил воды. Но фляги всех были пусты. Нужно было идти к Днепру по открытому месту, которое обстреливалось неприятелем.

— Товарищ гвардии сержант,— сказал казах Калиев,— разрешите, я прннесу.

И Калиев пополз. Он набрал во флягу студеной воды из Днепра и принес ее товарищу. Вскоре фашисты перешли в контратаку. Их было тридцать. Наших шесть: украинцы Бабенко и Ковальчук, русские Юдин и Савушкин, узбек Садыков и казах Калиев.

Фашисты подошли совсем близко.

Шесть автоматов ударили по врагу. Гитлеровцы залегли в песок. А потом, разделившись на группы поползли с трех сторон. Отважные воины заняли круговую оборону. Гитлеровцы подползли на 20 м к Коваль-чуку и Садыкову. На тридцать — к Бабенко и Савушкину. Немцы бросали уже гранаты. Садыков ловил их и посылал обратно. Наконец фашисты поднялись и пошли в атаку.

— За Советскую Родину! — крикнул Ковальчук и стал в упор расстреливать немцев.

— За Советскую Украину! — на узбекском языке кричал Садыков и бросал гранаты под ноги гитлеровцам.

Фашистов становилось все меньше и меньше. Так они и не достигли траншей. Тридцать трупов гитлеровских солдат осталось на песке.

А сержант Петр Бабенко ушел со своими друзьями дальше на запад в широкие просторы Правобережной Украины. И нет силы, которая остановила бы их победный шаг. Ведь они не только товарищи, они — братья. И поэтому их нельзя победить.

Капитан Н. Панюшкин


Единая семья

Русский воин наводчик Михаил Лапин принял неравный бой с вражескими танками. Два «тигра» на полном ходу двигались на орудие храбреца. Михаил Лапин один за другим выпустил несколько снарядов. Первый танк остановился и вспыхнул. Подбит и второй танк.

Украинец Павел Пономарчук, наводчик миномета, выжидал. Когда гитлеровцы подошли на близкое расстояние, он обрушился на них своим огнем. Мины ложились точно в цель. На поле боя осталось 30 трупов солдат и офицеров противника.

Казах Абусал Абасов, рядовой, с противотанковым ружьем полз вперед. У воронки от снаряда остановился. Вражеское орудие было совсем близко. Абусал Абасов припал к ружью. Меткими выстрелами он вывел из строя немецкую пушку и уничтожил 7 гитлеровцев.

Узбек Султан Гасанов, рядовой, подполз под разбитый вражеский танк и стал наблюдать. Появился гитлеровец. Гасанов выстрелил. Это был двенадцатый фашист, убитый отважным воином за один день боя.


Письмо с фронта

Однажды утром в квартиру Тамары Александровны Цагурия прншел почтальон и вручил письмо. Долгий путь проделал свернутый треугольником конверт: от линии фронта до далекой Грузии, в Тбилиси. Вот что было написано в нем:

«Милая Тамара Александровна!

Я — ленинградец. Немцы лишили меня семьи и дома. Одно лишь чувство заслонило у меня все другие: месть. Я ушел на фронт.

И вот вскоре как-то ночью мы отправились в разведку. Было темно, сыро. Неслышно мы подкрались к вражеским блиндажам. Бросили гранаты. Побили немало фашистов, взяли «языка» и начали отходить.

В это время я был ранен пулей в живот. Упал, не могу двигаться. Вдруг чувствую, чьи-то руки крепко обхватили меня. Дальше ничего не помню — потерял сознание.

В госпитале я встретился с ним. Это был боец нашей роты — Сандро Цагурия, Ваш сын. Он вынес меня из-под огня и сам был ранен. Оставил мне Ваш адрес, и мы с ним расстались.

Родная Тамара Александровна! Нет слов, чтобы отблагодарить Вас за чудесного человека Вашего сына Сандро. Отныне я считаю его своим родным братом, а Вас своей матерью. Крепко обнимаю Вас.

Сержант Николай Зарецкий


Письмо из тыла

После боя рядовой Михаил Рудников находился в траншее, из которой выбили гитлеровцев. Сюда ему принесли письмо. Оно было из Чкалова от жены Марии Петровны. Вот отрывок из этого письма:

«Дорогой Миша!

*...Спешу тебя обрадовать: я усыновила пятилетнего украинского мальчика Павлушу. Думаю, что ты не будешь против. Он круглый сирота. Родители его погибли на Украине, их расстреляли проклятые фашистские оккупанты. У нас многие берут на воспитание детей. В нашей стране не будет сирот, они всюду найдут братскую родную семью.

Павлик очень хороший и разговорчивый. Все время спрашивает: «Где мой тато?» Я ему отвечаю: «На войне, бьет фашистов».

Павлуша ко мне уже привык, и я его крепко полюбила. После войны мы вырастим нашего сына и сделаем его инженером. Правда?

Будь здоров, дорогой. Бей больше гитлеровцев, отомсти за горе Павлика.

Крепко целуем тебя.

Твоя Маша».

Родина зовет, 53 А, № 246, 1943, 6 ноября.—ЦАМО СССР, ф. 409, он. 10114, д. 11, л. 26.

* Отточие документа.

[12; 249-252]