16

4 августа 1943 года - 774 день войны

4 Закончилась Мгинская наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе операции войска обоих фронтов своими активными действиями сковали противника, лишив его возможности перебрасывать свои войска на другие участки советско-германского фронта. [3; 412]

Советские войска вели бои на подступах к Белгороду и Орлу, освободили 80 населенных пунктов. [1; 239]

Ночью советская авиация бомбардировала железнодорожные узлы Брянск, Никитовка, Ясиноватая, Иловайская, станцию Мга и аэродромы противника. Южнее Орла советская авиация, поддерживая наступление своих сухопутных войск, наносила удары по войскам противника. В воздушных боях советские истребители сбили 54 вражеских самолета. На белгородском направлении советская авиация поддерживала контрнаступление сухопутных войск. Бомбардировочными ударами она уничтожила большое число танков и до 300 автомашин противника. В воздушных боях сбито 44 немецко-фашистских самолета. [3; 412]

Партизанское соединение С. А. Ковпака нанесло удар по г. Делятин — крупному узлу шоссейных и железных дорог в тылу противника. Операцию возглавлял комиссар соединения С. В. Руднев. В результате кровопролитного боя партизаны уничтожили свыше 500 солдат и офицеров противника. [3; 412]


Хроника блокадного Ленинграда

Сегодняшняя оперативная сводка Советского Информбюро начинается радостным сообщением: наши войска ворвались в Орел и ведут уличные бои...

О Ленинградском фронте в сводке сказано лишь, что севернее и восточнее Мги происходила артиллерийско-минометная перестрелка. Речь идет о боях под Синявином. Добиться территориальных успехов здесь не удалось, но определенную пользу эти бои принесли. Оттянув на себя несколько резервных дивизий врага, Ленинградский фронт несомненно помог нашим войскам, сражающимся на Курской дуге. Обидно, конечно, что Синявино по-прежнему остается камнем преткновения для защитников Ленинграда, но радостно, что Курская дуга все больше распрямляется в сторону врага.

Вражеская артиллерия сегодня шесть раз принималась обстреливать Ленинград. От разорвавшихся в городе 86 снарядов пострадали 14 человек. [5; 384]


Из стенограммы беседы М.И. Калинина «Единая боевая семья» с фронтовыми агитаторами, работающими среди бойцов нерусской национальности

4 августа 1943 г.

Товарищи! Я с великим удовольствием встречаюсь с агитаторами Красной Армии — представителями почти всех национальностей СССР, принимающих участие в Великой Отечественной войне.

Война эта тяжела и кровава. Многие семьи за два с лишним года войны понесли потери. Но у нас нет иного выхода, как воевать. Вопрос стопт так: или идти чистить сапоги фашистам, идти к ним в рабство, на погибель, или же драться за свою свободу и независимость.

Когда германские фашисты начинали эту войну, они нас не считали за людей и называли быдлом, скотом. Так они думали раньше. Теперь, после наших ударов, фашисты все больше начинают разбираться в том, что представляет собою Советский Союз. Раньше они всех наших бойцов считали русскими, а теперь увидели, что бойцы, и притом хорошие бойцы, это не только русские, но и туркмены, и казахи, и узбеки, и азербайджанцы, и т. д. Раньше немцы полагали, что украинцы и белорусы радостно встретят их и поднимутся против русских. Остальные национальности немцы не принимали в расчет.

Война показала, что Советский Союз — единая, дружная семья народов, что у нас такая сплоченность, какой мир еще не видел. Конечно, встречаются ничтожные исключения. Отдельные люди соглашаются работать у немцев старостами или еще кем-нибудь, но таких единицы, и для такой большой страны, как наша, они не имеют никакого значения. Бойцы всех национальностей, представленных в Красной Армии, беззаветно защищают свою Родину, дерутся замечательно, проявляют величайшее мужество и геройство. Вот этого наши враги никак не ожидали...

У нас все народы равноправны. И все народы Советского Союза, даже те, которые считались ранее очень отсталыми, теперь участвуют в войне. Я не говорю уже о грузинах, армянах, татарах, которые принимали участие в войне и при царском строе.

Мы себя часто называем интернационалистами, но не все понимают, что это значит. Некоторые думают, что если ты называешь себя интернационалистом, то, значит, не считаешь себя русским, или узбеком, или казахом. Это глупо. Быть интернационалистом — значит уважать каждую национальность, вот в чем дело. И вот если ты с уважением относишься ко всем национальностям — значит ты интернационалист, а если ты, к примеру, русский и считаешь, что. хорошо только все русское, то ты руссотяп, а не интернационалист, ты недалекий человек, не видящий дальше своего носа. Национальная политика нашей партии дала возможность поднять все народы нашей страны на Отечественную войну, эта политика делает героями все наши народы, открывает дорогу всем талантливым людям нашей страны.

В самом деле, если советский человек, какой бы он ни был национальности, талантлив, то он будет продвигаться все выше и выше. Вы знаете, как много теперь в Красной Армии прекрасно подготовленных офицеров всех национальностей. Сейчас это лейтенанты, молодые полковники, а через некоторое время они будут и генералами, и маршалами. У нас продвижение идет не по признаку национальности, а по уму, по храбрости. Неумный человек, плохой воин не продвинется, а если человек — боец или офицер — талантлив, умен, хорошо знает свое дело — он поднимается высоко, какой бы национальности он ни был. Этот принцип крепко проводится в жизнь нашим Главным Командованием.

Коснусь еще одного важного вопроса — изучения русского языка бойцами нерусской национальности. Оно крайне необходимо. Без русского языка в армии не обойдешься. На русском языке составлены наши военные уставы, на нем пишутся боевые приказы, подаются команды. Русский язык служит для общения между всеми народами СССР. Русский язык — язык Ленина.

На первых порах знание русского языка у бойцов нерусской национальности будет, конечно, довольно ограниченным, и думать, разумеется, они будут на родном языке. И поэтому, если вы захотите передать бойцам что-либо так, чтобы затронуть их, то вы перейдете на родной язык, и ваши слушатели лучше почувствуют то, что вы им скажете. Родной язык дойдет до их сердца, передаст им все оттенки вашей мысли. Поэтому изучение русского языка не снимает с агитатора обязанности работать с бойцами нерусской национальности на их родном языке. Русский язык изучайте, но путь к сердцу бойца, особенно на первых порах, прокладывайте на родном языке. И очень хорошо, что агитаторы у нас подбираются из людей тех же национальностей, что и бойцы.

За время войны все наши народы очень выросли. Вот вы рассказывали, что узбеки расспрашивают вас, как там у них дома обстоит дело с хлопком. А ведь сейчас хлопок для Узбекистана не является самым главным, хлопок остался главным только в сельском хозяйстве Узбекской республики. Теперь Узбекистан имеет огромную промышленность. За время войны туда переведено много фабрик и заводов, там открылись угольные копи, работают новые гидростанции. И теперь про Узбекистан уже не скажешь, что он знаменит только виноградом да хлопком, нет. Сейчас это республика с крупной промышленностью. Раньше там почти не было рабочего класса, а сейчас рабочие в Узбекистане исчисляются сотнями тысяч.

Война требует от всех наших национальностей больших жертв — и материальных и людских. С другой стороны, у всех наших народов выковывается стойкость, развивается гражданское чувство, расширяются горизонты, народы вырастают на целую голову и, можно сказать, выходят на мировую арену. В самом деле, представьте себе, какими вы вернетесь домой, когда мы разобьем немцев. Вы явитесь домой новыми людьми, людьми, я бы сказал, с мировым именем, людьми, сознающими свое непосредственное участие в создании мировой истории.

Выступавшие здесь агитаторы правильно говорили, что нужно к каждой национальности подходить особо, потому что люди каждой национальности жили и живут в различных условиях, а это оставляет отпечаток на самом народе. Например, народы Кавказа и Закавказья с очень большим уважением относятся к оружию, и вручение оружия в торжественной обстановке имеет для них большое значение. У узбеков большим уважением пользуются старики. Национальные обычаи, нравы, быт того или иного народа агитатор обязательно должен учитывать в своей работе.

Однако я думаю, что есть и общий подход ко всем нашим народам. Вы знаете, что бойцу, который воюет хорошо и разбирается в событиях, агитатору нечего особенно много говорить. А вот бойцу — грузину ли, казаху ли, узбеку ли,— который дерется плохо или проявляет малодушие, агитатор мог бы сказать примерно так: «Неужели ты хочешь, чтобы мы не участвовали в войне, когда все остальные национальности дерутся, как львы? Разве мы можем остаться в стороне от войны? Неужели ты хочешь, чтобы из-за тебя одного считали, что весь наш народ состоит из малодушных людей? Подумай-ка, разве хорошо будет, если нашу республику станут считать за такую страну, люди которой не могут драться, неспособны воевать и защищать себя? Как же мы после этого будем смотреть в глаза другим народам, как же мы будем идти вперед, развивать свою культуру? Разве ты один на войне? Сейчас все воюют. А что же ты хочешь, не воевать? Хочешь, чтобы нас поработили? Извини, пожалуйста, мы этого не позволим. Лучше уж погибнуть в бою, чем возвратиться домой с клеймом труса или предателя. Война теперь идет не за какой-либо город или территорию, не за то, что немцы хотят завладеть каким-нибудь пограничным городом, а мы его не отдаем. Война идет потому, что фашисты стремятся обратить нас в рабов и на наших костях построить свое мировое господство. С захваченных ими территорий гитлеровцы угнали на германскую каторгу много советских людей. Очень многие из этих людей умерли от голода и непосильной работы. Вот против всего этого мы воюем. Сейчас не скажешь, что война идет где-то на западе и нас не касается».

Когда с человеком объясняешься на родном языке, можно говорить свободнее, потому что он все поймет, как нужно. Узбек с узбеками или казах с казахами чувствует себя свободно. И если бойцы вам скажут: «Что ты нам так говоришь и так нас ругаешь?» — то вы можете на это ответить: «Я тоже узбек (или казах), я не менее вашего люблю свой народ, поэтому я так и говорю».

Каждый, в том числе и русские, гордится своей национальностью, да и не может не гордиться: ведь он же сын своего народа! Этот момент очень важен, имеет очень большое значение, и в агитационной работе его надо всегда иметь в виду. Воспитывайте в наших людях советский патриотизм, национальную гордость, напоминайте каждому бойцу о героических традициях его народа, о его прекрасном эпосе, литературе, о великих людях — полководцах и военачальниках, о борцах за освобождение народных масс. Однако ведь только этого мало. Национальную гордость и патриотизм наших людей следует воплощать в боевые дела. У каждого народа есть свои национальные герои. Пусть их станет еще больше. Идет война, а она, как известно, рождает героев. Воспитывайте своей работой смелых, мужественных воинов, помогайте выращивать кадры сержантского и офицерского состава Красной Армии из бойцов нерусской национальности.

Народы СССР считают — и вполне правильно считают — русский народ своим старшим братом. Героическое прошлое русского народа, его национальных героев и великих людей вы тоже должны хорошо знать и рассказывать о них бойцам нерусской национальности. Это еще теснее свяжет все народы нашей страны между собою, укрепит их дружбу.

Дружбу народов следует укреплять не только на фактах и событиях прошлого. На фронте можно встретить много прекраснейших примеров боевой дружбы бойцов различных национальностей. Пропагандируйте эти примеры, делайте их достоянием всех. Вы, агитаторы, можете очень многое сделать в этом направлении.

В настоящее время война приобретает для нас все более и более благоприятный оборот. Это заслуга наших бойцов всех национальностей. Все наши народы, соревнуясь в геройстве, борются с врагом самоотверженно и храбро.

Наша Красная Армия — это единая боевая семья, в которой все народы живут в крепкой, нерушимой дружбе. А дружба пародов является самым ценным из того, что дала нам большевистская национальная политика. Эта дружба является верным залогом нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Калинин М. И. Избранные произведения.— М., 1975, с. 356—361.

[12; 160-162]