16

13 апреля 1943 года - 661 день войны

13 СНК СССР и ЦК ВКГТ(б) приняли Постановление «О мерах увеличения поголовья скота в колхозах и совхозах и повышения его продуктивности». В постановлении отмечалось, что колхозы в 1942 г. при росте поголовья скота выполнили план обязательных поставок мяса государству и сдали на 49 проц. больше мяса, чем в 1941 г.; больше накопили грубых кормов, заложили 12 263 тыс. т силоса, или на 24 проц. больше, чем в 1941 г. В постановлении утвержден государственный план развития животноводства в колхозах и совхозах на 1943 г. [3; 365-366]

 Партизаны 2-й и 5-й Кличесвских, 34-й Березинской, 6-й Могилевской бригад провели Белыничскую операцию - одну из крупнейших в Белоруссии партизанских операций против тыловых гарнизонов оккупационных войск (одновременному нападению подверглись 8 гарнизонов). [1; 217]


Хроника блокадного Ленинграда

Балтийская авиация снова совершила массированный налет на беззаботнинскую артиллерийскую группировку врага. Впрочем, удары с воздуха по фашистской дальнобойной артиллерии, обстреливающей Ленинград, наносят не только балтийцы. За минувшие 10 дней фронтовая авиация произвела 273 самолето-вылета на подавление тяжелых батарей противника. То, что за последние 5 дней, включая и сегодняшний, враг выпустил по городу в общей сложности менее 40 снарядов, говорит само за себя. Боевые действия нашей авиации и контрбатарейная борьба, которую ведут ленинградские артиллеристы, достигают цели.

Накануне разведка установила, что на гатчинском аэродроме противник сосредоточил значительное число самолетов. Апрель с его распутицей не дает возможности пользоваться еще не просохшими полевыми аэродромами, а в Гатчине бетонированная полоса. Сюда и слетелись «фокке-вульфы» и «мессершмитты», предназначенные для прикрытия своей тяжелой артиллерии с воздуха.
Первой к гатчинскому аэродрому направилась бомбардировочная эскадрилья майора Ивана Федоровича Кованева. Едва перелетев линию фронта, наши пикировщики были встречены фашистскими истребителями. К цели пришлось пробиваться с боем. Но и после того как, отбомбившись, «петляковы» легли на обратный курс, «фокке-вульфы» не отвязались от них. Атака следовала за атакой. Отражая их, стрелки-радисты сбили три вражеских истребителя. Один из них был подожжен стрелком флагманской машины Леонидом Курьиным.

Однако в бою были сбиты и два наших бомбардировщика. Серьезные повреждения получила машина командира эскадрильи. Штурман Федор Юрченко и стрелок-радист Леонид Курьин были тяжело ранены. Когда уже на аэродроме стрелка вынули из самолета, он в беспамятстве пытался зажать рану на левом боку. Но рана была так велика, что ладонь не закрывала ее. Курьин пришел в себя на несколько мгновений и тихо сказал:

— Крепко дрались... Повоевали... Ленинградцы не забудут...

Сказал и умолк навсегда...

А над гатчинским аэродромом работала уже другая наша эскадрилья — штурмовая. Ее привел капитан Федор Павлюченко. Штурмовиков не атаковал ни один фашистский истребитель: с изрытого бомбами аэродрома не очень-то взлетишь.

По самым скромным подсчетам, на аэродроме в Гатчине в этот день было уничтожено 13 вражеских самолетов. В районе аэродрома во время бомбежки возникло шесть пожаров. Горели ангары. Горели склады, снабжавшие аэродром горючим и боеприпасами. [5; 337]