16

1 апреля 1943 года - 649 день войны

1 Закончилась Ржевско-Вяземская наступательная операция войск Калининского и Западного фронтов. В результате наступления советские войска продвинулись на 130—160 км, освободили гг. Ржев, Белый, Вязьма и вышли на рубеж Вердино, (иск.) Щелкино, (иск.) Сафоново, (иск.) Дорогобуж, Городок, Арнишицы. [3; 360]

 На Западном фронте в составе 1-й воздушной армии начала боевые действия сформированная из французских летчиков-добровольцев эскадрилья "Нормандия". 5.7.1943 г. переименована в 1-й истребительный авиаполк, получивший 28.11.1943 г. дополнительное почетное наименование "Неманского" (впоследствии полк, известный под названием "Нормандия - Неман"). [1; 214]

 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении орденами 157 партизан Украинской ССР за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков, и особые заслуги в развитии партизанского движения. [3; 360]

 ВЦСПС принял Постановление «О культурно-массовой работе профсоюзов». Президиум ВЦСПС обязал фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов систематически проводить в клубах, красных уголках, цехах, общежитиях лекции, доклады, беседы на политические, международные и производственные темы, обеспечивать красные уголки предприятий и общежитий газетами, журналами, устраивать читки сводок Совинформбюро, газет, политической и художественной литературы. ВЦСПС предложил фабзавместкомам шире освещать ход социалистического соревнования и производственных достижений цехов, бригад и отдельных рабочих, устраивать для этого в клубах, цехах, красных уголках, на фабрично-заводских дворах доски показателей работ, производить специальные радиопередачи, выпускать плакаты, стенгазеты, организовывать выставки, показывающие методы работы лучших производственников. Особое внимание обращалось на организацию культурно-массовой работы среди молодых рабочих и работниц. [3; 360]


Хроника блокадного Ленинграда

Незадолго до рассвета на одном из участков Карельского перешейка противник под прикрытием артиллерийского огня попытался атаковать наше боевое охранение. В завязавшемся бою был ранен пулеметчик Лукин. Обливаясь кровью, он продолжал вести огонь. Точно так же поступил и автоматчик Пономарев. Раненный в руку и ногу, он не переставал стрелять.

По примеру коммуниста Лукина и комсомольца Пономарева самоотверженно сражались и другие солдаты боевого охранения. Понеся большие потери, противник отошел на исходные позиции. Причем так поспешно, что оставил на поле боя оружие, убитых и раненых.

Наши разведчики, захватив в плен двух вражеских солдат, обнаружили, что те несут с полевой почты в свою роту 48 писем. В вечернем сообщении Совинформбюро за 1 апреля приведено несколько выдержек из этих писем.

Вот что пишет X. Эккгард из Бранденбурга солдату Вильгельму Хуту под Ленинград: «Меня призывают в армию. Россия проглатывает одну за другой наши дивизии и бесконечное количество маршевых батальонов. Она поглотит и всех тех, кто до сих пор был в тылу...»

Фриц Штарбек сообщает своему брату: «...скоро Карла тоже призовут в зенитчики. Ученики 6-х и 7-х классов были призваны в понедельник. Они содержатся как солдаты и носят форму. Подумай только, нашу жизнь вверяют детям. Они должны защищать нас от воздушных налетов англичан. Старых опытных зенитчиков посылают в Россию, где они будут сражаться в качестве пехотинцев». [5; 332-333]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 1 апреля

В течение ночи на 1 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

* * *

На Западном фронте наши части вели артиллерийскую перестрелку с противником. Н-ское подразделение очистило от немцев выгодную позицию и закрепилось на занятом рубеже. Гитлеровцы неоднократно переходили в контратаки, но не добились каких-либо результатов. В этом бою 13 красноармейцев ружейно-пулемётным огнём истребили более 100 немецких солдат и офицеров.

* * *

В районе среднего течения Северного Донца на одном участке противник атаковал позиции Н-ской части. Наши бойцы встретили врага огнём из всех видов оружия и вынудили его отойти. Вскоре нем­цы вторично перешли в атаку. Контрударом наши бойцы отбросили гитлеровцев на исходные позиции. На поле боя осталось до 200 трупов немецких солдат и офицеров. Подбиты танк и 2 бронемашины противника.

* * *

Западнее Ростова-на-Дону артиллеристы Н-ского соединения уничтожили батарею шестиствольных миномётов и 2 артиллерийские батареи немцев. Наши лётчики бомбили тылы противника и взорвали крупный склад боеприпасов.

* * *

Лётчики части, где командиром Герой Советского Союза тов. Авдеев, и зенитчики части, где командиром тов. Поздняков, отражая налёт авиации противника, сбили 11 и подбили 6 немецких самолётов.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Смоленской области, в ночь на 16 марта взорвал большой железнодорожный мост и пустил под откос немецкий воинский эшелон. В результате крушения погибло много вражеских солдат и офицеров. Другой отряд смоленских партизан в ночь на 20 марта заминировал железнодорожное полотно на важной магистрали. На минах подорвался шедший к фронту эшелон противника. Разбиты паровоз и 20 платформ с орудиями и автомашинами.

* * *

Надежда Степаненко, ученица 9 класса средней школы № 1 города Ровеньки, Ворошиловградской области, рассказала: «Осенью прошлого года немцы насильно отправили почти всю молодёжь нашего района на каторжные работы в Германию. Нас загнали в товарные вагоны, набили, как сельдей в бочку, и поставили охрану. На вокзале во время отъезда стоял стон и плач. Плакали отъезжавшие и провожавшие. Меня и ещё 16 девушек направили в г. Швац. Здесь происходила самая настоящая торговля русскими людьми. Немцы и немки поворачивали нас во все стороны, мерили и ощупывали. Меня купил булочник Карл Видман. Он заставлял меня работать с 6 часов утра до поздней ночи. Хотя я жила у булочника, но хлеба кушала редко. От непосильного труда, голода и побоев я заболела. Оправившись немного, я бежала на родину. В Брест-Литовске меня задержали и посадили в концлагерь. В этом лагере в полуразрушенных сараях томились тысячи советских граждан. Ежедневно из лагеря выносили по 10—16 трупов. Мне и ещё нескольким девушкам во время работы удалось скрыться и бежать. В пути нам помогли партизаны. С большим трудом мы, наконец, вырвались из фашистского ада».

* * *

Немецкие военные власти производят чистку в немецких гарнизонах, расположенных в Норвегии. В Осло, Тронхейме, Бергене и других городах арестовано и брошено в концлагери свыше 300 «неблагонадёжных» солдат и офицеров. В Кристиансанде гестаповцы расстреляли 10 немецких офицеров за попытку дезертировать. На днях в Тронхейме казнены 3 немецких офицера и 19 солдат за связь с патриотической организацией норвежских студентов.

Вечернее сообщение 1 апреля

В течение 1 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

Наши корабли в Баренцевом море потопили транспорт противника водоизмещением в 6.000 тонн.

* * *

31 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 70 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 6 артиллерийских и миномётных батарей, взорвано 2 склада боеприпасов и потоплен катер противника.

* * *

На Западном фронте наши войска вели бои местного значения. Части Н-ского соединения вклинились в передний край обороны противника и захватили сильно укреплённые позиции немцев. Наши артиллеристы, поддерживая действия пехоты, уничтожили 4 миномётных и 8 артиллерийских батарей противника. На другом участке взятые в плен немецкие солдаты и офицеры показали, что многие подразделения 267 немецкой пехотной дивизии в последних боях потеряли убитыми и ранеными 70—80 процентов своего личного состава.

* * *

Южнее гор. Белый происходила редкая ружейно-пулемётная перестрелка. Подразделения Н-ской части в результате удачного манёвра создали угрозу окружения немецкому гарнизону в одном укреплённом пункте. Подвергаясь ударам советских бойцов, гитлеровцы поспешно отступили. На поле боя осталось до 150 вражеских трупов. Наши подразделения заняли укреплённый пункт и захватили трофеи.

* * *

В районе среднего течения Северного Донца наши войска производили оборонительные работы и вели огневой бой с противником. На участке Н-ского соединения огнём наших миномётчиков и снайперов уничтожено до роты немецкой пехоты.

* * *

На Кубани наши войска продолжали вести наступательные бои, продвинулись вперёд и заняли несколько населённых пунктов. На одном участке разгромлен батальон гитлеровцев и захвачены 5 орудий, 19 пулемётов, 8 миномётов, 13 автомашин с разными грузами и другие трофеи.

* * *

В районе Севска батальон пехоты и 7 танков противника атаковали наши позиции. Вначале немцам удалось потеснить наше боевое охранение и проникнуть на западную окраину одного населённого пункта. Бойцы Н-ской части контрударом отбросили противника и уничтожили до 200 гитлеровцев. Снайперы части, где командиром тов. Старцев, в течение дня истребили 37 немецких солдат и офицеров.

* * *

На подступах к Ленинграду наши лётчики в воздушном бою уничтожили 3 немецких самолёта. Сержант тов. Дмитриев огнём из зенитного пулемёта сбил истребитель противника «Мессершмитт-109».

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Кировоградской области, проник в населённый пункт и перебил 37 гитлеровцев, охранявших ремонтные мастерские. Партизаны уничтожили отремонтированные немецкие автомашины и склад запасных частей. Группа партизан- подрывников заминировала железнодорожное полотно. На минах подорвался проходивший эшелон противника. Разбиты паровоз и 23 вагона с разными военными грузами.

* * *

На одном из участков Волховского фронта взяты в плен солдаты 9 полка 23 немецкой пехотной дивизии Иоганн Хейдер и Курт Кун. У пленных обнаружено 48 писем из Германии, которые они несли из полевой почты солдатам своей роты. Эти письма показывают, что проводимая гитлеровцами тотальная мобилизация вызвала большое недовольство и тревогу среди населения Германии.

X. Эккгард из Бранденбурга пишет солдату Вильгельму Хуту: «...Меня призывают в армию. Россия проглатывает одну за другой наши дивизии и бесконечное количество маршевых батальонов. Она поглотит и всех тех, кто до сих пор был в тылу. Тотальную войну в такой форме можно вести относительно короткое время — наше хозяйство скоро и окончательно рухнет». Фриц Штарбек пишет своему брату: «...Скоро Карла тоже призовут в зенитчики. Ученики 6 и 7 классов были призваны в понедельник. Они содержатся, как солдаты, и носят форму. Подумай только, нашу жизнь вверяют детям. Они должны защищать нас от воздушных налётов англичан. Старых, опытных зенитчиков посылают в Россию, где они будут сражаться в качестве пехотинцев». Герберт Ганский из Торна сообщает солдату Карлу Ланге: «У нас здесь царит суматоха. Всех призывают в армию. Теперь даже калеки стали годными».

Солдату Альфреду Отто пишут его родственники из Берлина: «Мы уже по горло сыты войной. После стольких экстренных сообщений об ошеломляющих победах все думали, что война скоро кончится. Вместо этого мы можем себя поздравить с тотальной мобилизацией. Нет, уже лучше пусть наступит конец, даже самый ужасный, какой только может быть. Ужасный конец всё же лучше, чем ужасы без конца».

[24; 220-222]