16

23 октября 1942 года - 489 день войны

 Войска Черноморской группы остановили наступление противника на туапсинском направлении. [1; 171]

 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о посмертном присвоении звания Героя Советского Союза политруку Н. Д. Фильченкову и матросам И. М. Красносельскому, Д. С. Одинцову, Ю. К. Паршину и В. Г. Цибулько за подвиг, совершенный 7 ноября 1941 г. в районе Севастополя. [3; 271]

 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о посмертном присвоении звания Героя Советского Союза сержанту летчику 3-й авиаэскадрильи 7-го авиаполка 62-й авиабригады военно-воздушных сил Черноморского флота Л. И. Севрюкову, который таранил самолет врага. [3; 271]

 Опубликовано сообщение о том, что колхозники Куриловского района, Саратовской области, выступили с обращением ко всем колхозникам Саратовской области широко организовать сбор и отправку продовольствия из личных запасов для продажи рабочим по твердым государственным ценам. В обращении написано: «Наши рабочие — настоящие герои; и кто же, как не мы с вами, товарищи колхозники, должны позаботиться, чтобы сыты были рабочие и их семьи, чтобы не заботились они о продуктах, а знали бы одно — больше работать, больше давать оружия и снаряжения фронту». [3; 271-272]


Хроника блокадного Ленинграда

Ощутительные удары нанесли сегодня врагу летчики 15-го гвардейского штурмового авиаполка. Три группы «илов», возглавляемые капитанами П. М. Голодняком, А. Н. Манохиным и В. П. Емельяновым, атаковали восемь вражеских железнодорожных эшелонов, доставивших под Ленинград оружие, боеприпасы, продовольствие. Под вечер летчики Емельянов, Манохин, Лученко и Котов перехватили еще один вражеский эшелон, в котором были товарные вагоны и покрытые брезентом платформы. Под брезентом находились, вероятно, орудия или танки. Бомбами были разбиты паровоз и семь первых вагонов. Остальные, продолжая двигаться по инерции, довершили удар, нанесенный летчиками.

У экипажа подводной лодки Щ-406, находящейся далеко в море, день 23 октября был по-настоящему праздничным. Радист принял сообщение о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР лодка награждена орденом Красного Знамени, а ее командиру капитану 3-го ранга Евгению Яковлевичу Осипову присвоено звание Героя Советского Союза. Так Родина оценила боевые победы экипажа, одержанные в предыдущем, очень нелегком походе. Достаточно сказать, что, находясь в море с июня по август 1942 года, лодка пятьдесят раз пересекала линии вражеских минных заграждений. Экипаж Щ-406 преодолел все опасности и потопил 5 транспортов противника общим водоизмещением 40 тысяч тонн. [5; 259]


Воспоминания Давида Иосифовича Ортенберга,
ответственного редактора газеты "Красная звезда"

В Сталинграде сражение достигло крайнего ожесточения. Не ослабло напряжение и на Северном Кавказе. Югу посвящена сегодня статья М. И. Калинина «Битва за Кавказ». Михаил Иванович напоминает, что овладение Кавказом — старая мечта германских захватчиков. Об этом свидетельствуют документы восемнадцатого года. Еще тогда немцы ставили своей целью захват Украины, Кавказа, всех стран Малой Азии, Индии. В статье приводится любопытная выдержка из немецкой газеты «Дейче украине цейтунг» от 8 сентября нынешнего года. «Когда думаешь,— пишет она,— что сегодня в тех местах снова появились немецкие горные войска, чтобы выполнить завещание 1918 года, то следует ясно представлять себе логику мировой истории. Теперь осуществляется победа Германии, отсроченная 25 лет тому назад».

Что же нового внес фашизм в этот старый план немецкой агрессии? Калинин отвечает: «Фашизм внес крайнее изуверство в формы ведения войны, в свои отношения к другим народам. Фашисты с чудовищной жестокостью осуществляют планы гитлеровских заправил, планы полного истребления всех свободолюбивых народов». Михаил Иванович говорит о сожженных немцами селениях, грабежах, убийствах. О ненависти народов Кавказа к врагу, их сплочении с другими народами нашей страны, мужестве и героизме в смертельной борьбе с агрессорами.

Статья дышит непоколебимым оптимизмом. Впервые, пожалуй, в печати были названы направления немецкого наступления на Кавказе. Вражеский напор осуществляется по двум основным направлениям: по Северо-Кавказской железной дороге, в обход Кавказского хребта,— борьба идет у Моздока, и второе направление — Майкоп — Новороссийск, к побережью Черного моря. Движение немцев все замедляется, а сопротивление наших частей усиливается... «Сделаем Кавказ могилой для немецких оккупантов» — так заключает свое выступление Калинин.


С интересом читается статья генерал-лейтенанта, будущего маршала И. X. Баграмяна, уже в ту нору известного военачальника. Хотя она названа скромно — «Некоторые вопросы снайперского движения», но в ней поставлены важные проблемы. Автор говорит об успехах наших снайперов, приводит факты, цифры. Но вместе с тем и подвергает критике тех командиров, которые недооценивают снайперов, порой используя их в качестве обыкновенных стрелков.

Обычно принято считать, что снайперы могут действовать там, где наши части стоят в обороне. Это неверно, утверждает генерал. Роль снайпера велика и при отражении вражеской атаки. Здесь снайпер имеет большой выбор целей, должен выводить из строя в первую очередь командный состав противника, уничтожать его наблюдателей и т. п. Автор дает много ценных рекомендаций, как успешнее использовать снайперов при отражении ударов неприятеля. И это еще не все. Генерал отмечает, что в наступательном бою часто приходится видеть, как командиры подразделений и частей не руководят снайперами, а используют их как рядовых стрелков. Эта ошибка довольно широко распространена.

В недавнем бою на одном из участков фронта известный в войсках снайпер Богомолов наступал в боевых порядках взвода. Вскоре наши бронебойщики подбили немецкий танк.

— Возьми машину под наблюдение! — приказал снайперу командир.

Богомолов стал наблюдать за машиной. Через некоторое время люк башни приоткрылся и оттуда показался немец. Снайпер одним выстрелом уничтожил его. Немецкий экипаж так и не смог вылезти из танка. За время боя, действуя по указанию командира, Богомолов уничтожил 17 гитлеровцев.

Вывод: «Снайпер — это передовой, хорошо обученный и воспитанный боец... Командиры отделений и взводов обязаны учить снайперов действиям в различных видах боя».

Кстати, когда наш корреспондент, получивший у Баграмяна эту статью, хотел поставить более звучный заголовок, генерал запротестовал, заявив: «Лишнего на себя не хочу брать». Об этом корреспондент и нас предупредил: чтобы и мы не поддались искушению дать статье более звонкое название.


Продолжается публикация документов, сообщений, писем, корреспонденций о зверствах фашистов на оккупированной земле.

Вот корреспонденция Крайнова из Брянских лесов об уничтожении фашистскими карателями деревни со всеми ее жителями. Вот корреспонденция Коротеева «Немецкие грабители в донских станицах» —- о массовом грабеже, разбое, порках и расстрелах в станицах Сталинградской области. Вот рассказ красноармейца "Фашистский ад в Великих Луках", пробывшего там в плену 40 дней и бежавшего к партизанам. Вот статья «Под ярмом фашистских разбойников»...

Обличают фашистов и их собственные дневники. Они, эти дневники, были предназначены знакомым, родственникам как свидетельство их подвигов в чужом краю, и уж никак гитлеровцы не рассчитывали, что их писанина попадет в наши руки.

В сегодняшнем номере газеты, например, опубликованы записи из карманного календаря солдата Фридриха Брауна из Баден-Бадена:

«18 августа. Новая позиция. Пока спокойно. Отправил посылку с зубными коронками и гребнями.

28 августа. Позиция. Минометный огонь. Отправил четыре посылки с бельем и одеждой. Маме — платье»...

И так — каждый день.

Для большей убедительности мы заверстали две фотографии этого календаря.

Но если Брауна еще можно причислить к «тихим» немцам, гак сказать, барахольщикам, что же писали те, которые были настоящими палачами?! Корреспонденты по Северо-Кавказскому фронту прислали в редакцию толстую тетрадь с дневниковой записью Фридриха Шмидта, секретаря тайной полевой полиции 626-й группы при 1-й танковой армии германских вооруженных сил. Такие материалы сразу же передаются Илье Оренбургу. Зашел он ко мне, взял тетрадь и тут же стал читать. Перевел мне несколько записей. Это был страшный документ. То, что было записано Шмидтом, не поддается человеческому разуму. Словом, я сказал Илье Григорьевичу:

— Откладывать не будем. Дадим в номер. Пишите. Сразу же.

Эренбург перевел записи, сопровождая их комментариями. Приведу несколько выдержек из этого дневника:

«25 февраля. Я не ожидал, что сегодняшний день будет одним из самых напряженных дней в моей жизни... Коммунистка Екатерина Скороедова за несколько дней до атаки русских на Буденновку знала об этом. Ее расстреляли в 12.00... Старик Савелий Петрович Степаненко и его жена из Самсоновки были также расстреляны... Уничтожен также четырехлетний ребенок...

26 февраля. События сегодняшнего дня превосходят все мною пережитое... Большой интерес вызвала красотка Тамара. Затем привели еще шесть парней и одну девушку. Не помогли никакие угрозы, никакие жестокие избиения нагайкой. Они вели себя чертовски! Девушка не проронила ни слезинки, она только скрежетала зубами... Началось избиение нагайкой. При этом я разбил рукоятку на мелкие куски...

8 марта. Сегодня я уже расстрелял шестерых...

17 марта. Моя первая работа с утра — приказал привезти на телеге из госпиталя пятого русского парашютиста и тут же перед массовой могилой расстрелял его...»

В комментарии Эренбург обращается к иностранным корреспондентам с просьбой передать дневник во все газеты свободолюбивых стран. Он обращается к советским людям, работающим в тылу, призывая их внимательно прочитать записи гитлеровца и дать фронту больше оружия. Он обращается к бойцам и командирам Красной Армии: «Друзья-воины, помните, что перед вами Фридрих Шмидт. Ни слова больше — только оружием, только — насмерть, всех, до последнего!..»

У нас всегда бывало много откликов на публикации в газете, и особенно на статьи Эренбурга. Но на этот раз редакция получила не одну сотню треугольников со всех фронтов. Это была даже не волна откликов, а буря. Под заголовком «Письма гнева» мы смогли напечатать лишь двенадцать писем, раскрывающих чувства, бушевавшие в сердцах наших воинов.

Семнадцать бойцов во главе с гвардии старшим лейтенантом Елизаровым писали: «Прочитав дневник, мы невольно молчали. Мы прислушивались — каждому из нас как бы слышались стоны замученных и расстрелянных родных нам людей. Мы плакали сухими глазами. Жгучая ненависть сушила нам слезы.

Мы клянемся жестоко отомстить проклятым немецким оккупантам...»

Другое письмо — сержанта Евгения Шурова:

«...Кровожадные звери убили четырехлетнего ребенка... Фашисты расстреляли Екатерину Скороедову, старика Савелия Петровича Степаненко... Я знаю всех этих людей, все они мои знакомые... Я отомщу немцам за вашу смерть!»

Прислал письмо Александр Галушко:


«Коммунистка Катя Скороедова была работницей Буденновского райкома комсомола. Пишущий эти строки долгое время работал с ней и близко ее знал. Катя Скороедова погибла как героиня...

Мстить, мстить и еще раз мстить — таков наш ответ, уроженцев села Буденновки на Мариупольщине».


Опубликовано Заявление Советского правительства об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы. Впервые официально названы имена главарей фашистской клики, которые должны быть арестованы и судимы международным трибуналом: Гитлер, Геринг, Гесс, Геббельс, Гиммлер, Риббентроп, Розенберг... Их ждет виселица — так каждый понял это заявление и одобрил его. Нельзя не обратить внимание на требование, чтобы все государства оказывали «друг другу взаимное содействие в розыске, выдаче, предании суду и суровом наказании гитлеровцев и их сообщников». В этих словах — предчувствие: найдутся у военных преступников покровители и укрыватели. [8; 384-388]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 23 октября

В течение ночи на 23 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. На других фронтах никаких изменений не произошло.

* * *

В районе Сталинграда наши части вели упорные бон с противником. Немецкая пехота при поддержке танков атаковала наши позиции. Миномётным и пулемётным огнём пехота противника была отсечена от танков, понесла большие потери и отступила. Только двум немецким танкам удалось прорваться в юго-западную часть одного завода, где они и были подбиты нашими артиллеристами. Огнём нашей зенитной артиллерии сбито 5 немецких самолётов.

* * *

Северо-западнее Сталинграда Н-ская часть в результате боя овладела высотой, имеющей тактическое значение. На другом участке гитлеровцы атаковали позиции нашего подразделения, но контрударом были отброшены на исходные рубежи. Уничтожено до роты немецких солдат, 2 противотанковых орудия, 2 радиостанции и склад с боеприпасами противника.

* * *

В районе Моздока нашими частями ликвидирована группа противника, вклинившаяся в нашу оборону. Немцы отступили, оставив на поле боя до 200 трупов своих солдат и офицеров. Положение в этом районе восстановлено. Последующие атаки гитлеровцев также были отбиты с большими для них потерями.

* * *

На Северо-Западном фронте происходила артиллерийская перестрелка. Артиллеристы подразделения, где командиром тов. Коробко, подавили 12 огневых точек, уничтожили наблюдательный: пункт и несколько ДЗОТов противника. Разведчики Н-ского подразделения пробрались в тыл противника и истребили до 40 гитлеровцев.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Могилёвской области, совершил налёт на нефтебазу немецко-фашистских оккупантов. Партизаны перебили охрану базы, подожгли 80 тонн бензина и захватили 5 ручных пулемётов и 2.500 патронов. Другой отряд могилёвских партизан в ночь на 2 октября пустил под откос воинский эшелон противника. Разбито 8 вагонов. В одном из этих вагонов ехал немецкий генерал и сопровождавшие его офицеры. Все они убиты.

* * *

Группа карело-финских партизан организовала крушение поезда с войсками противника. Под обломками вагонов погибло до 400 вражеских солдат и офицеров.

* * *

Немецко-фашистские захватчики сравняли с землёй деревню Авдеево, Курской области. Уничтожены 69 домов колхозников, школа, колхозный клуб и все хозяйственные постройки. Гитлеровцы расстреляли колхозника Трубникова Ивана Степановича и его двух малолетних детей. Колхозницу Аристову Анну Васильевну вместе с её трёхлетней внучкой Зиной фашистские изверги сожгли живьём. Всего гитлеровские мерзавцы замучили и расстреляли в деревне Авдеево 47 мирных жителей.

* * *

Партизаны Югославии наносят серьёзные удары немецко-итальянским оккупантам. В результате ожесточённых боёв партизаны в третий раз заняли города Ключ и Мрконичград. Оккупанты понесли большие потери и отступили. Другой партизанский отряд поджёг железнодорожный состав из 20 цистерн нефти. Возвращаясь с этой операции, патриоты неожиданно встретили итальянский моторизованный отряд. В завязавшемся бою убито 120 итальянских солдат и 7 офицеров. Партизаны захватили 8 пулемётов, 78 винтовок, 10.000 патронов и другое вооружение.

Вечернее сообщение 23 октября

В течение 23 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. На других фронтах никаких изменений не произошло.

22 октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов на Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожено 16 десантных судов противника и одно судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имеют.

* * *

За 22 октября нашей авиацией на различных участках фронта уничтожено 20 автомашин с войсками, подавлен огонь 2 артиллерийских батарей и 10 миномётов, разбит железнодорожный эшелон, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.

* * *

В районе Сталинграда наши войска отбивали атаки противника и удерживали занимаемые позиции. Немцы после сильной артиллерийско-миномётной подготовки и налёта авиации возобновили атаки в направлении одного из заводов. Противник бросил в атаку свыше двух полков пехоты с тяжёлыми танками. Наши части отбивают атаки гитлеровцев и наносят им большие потери. Бойцы Н-ской части к исходу дня подбили 4 немецких танка, уничтожили 7 миномётов и истребили до батальона пехоты противника. Огнём нашей зенитной артиллерии сбито 5 немецких самолётов. Лётчик лейтенант т. Сидоровский таранил самолёт противника. Вражеский бомбардировщик разбился.

* * *

Северо-западнее Сталинграда, на одном из участков, наши части захватили два опорных пункта противника. Гитлеровцы предприняли на этом участке одну за другой три контратаки. Наши пехотинцы и танкисты отбросили противника, сожгли и подбили 12 немецких танков, уничтожили 6 артиллерийских батарей, 19 пулемётов и шестиствольный миномёт. В результате боя уничтожено до 1.000 немецких солдат и офицеров. В воздушных боях, огнём зенитной артиллерии и наземных частей в течение дня сбито 12 немецких самолётов.

* * *

В районе Моздока наши части обороняли занимаемые позиции и отбивали атаки противника. Н-ская часть, очищая горную дорогу, уничтожила до роты гитлеровцев и 50 лошадей с вьюками. На другом участке наши кавалеристы отбили несколько атак и потеснили противника. Уничтожены до 100 немецких солдат, бронемашина, 200 лошадей и 6 автомашин. Снайпер т. Кулиев за последние четыре дня истребил 20 гитлеровцев.

* * *

Юго-восточнее Новороссийска советские войска вели упорные бои с крупными силами противника. На одном участке ценой больших потерь гитлеровцам удалось несколько продвинуться вперёд. В районе Н-ской высоты наши подразделения предприняли контратаку и уничтожили до 250 вражеских солдат и офицеров. Захвачено 4 орудия, 13 пулемётов, 200 винтовок, 2 автомашины, 15 лошадей с вьюками и другое военное имущество.

* * *

Отряд витебских партизан организовал засаду на одном шоссе и уничтожил 2 легковые и 4 грузовые автомашины противника. Убито 6 немецких офицеров и 32 солдата. Партизаны другого отряда разобрали рельсы на железной дороге. Когда следовавший воинский эшелон противника остановился, партизаны открыли ружейный и пулемётный огонь. Убито и ранено до 200 немецких солдат.

* * *

Советские патриоты недалеко от одной железнодорожной станции обстреляли зажигательными пулями эшелон цистерн с горючим. Огнём уничтожено 30 цистерн с бензином. Движение на этом участке железной дороги было приостановлено на несколько дней.

* * *

Группа бойцов и командиров Н-ской части, действующей в районе Моздока, составила акт о зверствах немцев над советскими военнопленными. В акте говорится: «20 сентября младший сержант т. Баравинов Ефим Григорьевич, красноармейцы тт. Панченко и Педуцо вели неравный бой с многочисленной группой немцев. Советские воины бились до последнего патрона. Немцам удалось захватить в плен наших бойцов после того, как они были тяжело ранены. Гитлеровские мерзавцы долго истязали пленных и замучили их. Красноармейцу т. Педуцо немецкие бандиты выкололи глаза, красноармейца т. Панченко изрезали ножами, а у младшего сержанта т. Баравинова содрали кожу с черепа». Акт подписали: лейтенанты Гоциридзе В.С. и Арвеладзе, политрук Мчедлишвили В.С., младшие лейтенанты Гонивитицкии Ф.Я. и Мисерванидзе Н.М., красноармейцы Гапредашвили М.Д. и Дкалашвили В.Г.

[23; 257-259]