16

7 июля 1942 года - 381 день войны

 Директива Ставки Верховного Главнокомандования о разделении Брянского фронта на Брянский и Воронежский фронты. [3; 218] Командующие Воронежским фронтом: генерал-лейтенант (с января 1943 г. генерал-полковник) Ф.И. Голиков (июль 1942 г., октябрь 1942 г. - март 1943 г.), генерал-лейтенант (с декабря 1942 г. генерал-полковник, с февраля 1943 г. генерал армии) Н.Ф. Ватутин (июль-октябрь 1942 г., март-октябрь 1943 г.). [1; 152]

 По приказу Ставки Верховного Главнокомандования войска Юго-Западного и правого крыла Южного фронтов начали отход на восток на рубеж Новая Калитва, Чупринин, Нов. Астрахань, Попасная. Отход был связан с тем, что противнику удалось глубоко охватить правый фланг войск Юго-Западного фронта и сосредоточить в Донбассе сильную группировку на стыке с Южным фронтом. [3; 218]

 Войска Юго-Западного фронта, не успев организовать оборону на южном берегу р. Черная Калитва, вели бои с противником, форсировавшим реку и развивавшим свое наступление на юго-восток. [3; 218]

 Опубликовано сообщение о том, что токарь Уралмашзавода П. К. Спехов подготовил в дни войны 30 новых токарей и обратился ко всем старым производственникам с призывом принять активное участие в обучении молодых рабочих. [3; 218]


Хроника блокадного Ленинграда

Испытав на себе мощь наших дальнобойных орудий, вражеская артиллерия, чтобы не дать засечь свои батареи, все чаще прибегает к коротким огневым налетам. Сегодня, например, обстрел продолжался всего 15 минут. Но за это время по городу было выпущено 224 снаряда.

Особенно активно действовавшие батареи противника были все же засечены и подверглись комбинированным ударам. Первыми «распечатали» цель артиллеристы. После их залпов в расположении огневых позиций вражеской батареи, находившейся в районе Стрельны, вспыхнули пожары. Благодаря этому летчикам-штурмовикам КБФ было легко отыскать цель. Бомбы легли точно.

Такие же комбинированные удары были нанесены и по нескольким другим батареям врага. Летчикам пришлось работать при сильном зенитном огне, однако все экипажи, выполнив боевое задание, благополучно вернулись на свою базу. Лейтенант Евгений Новицкий, в самолет которого во время пикирования попали три зенитных снаряда, продолжал атаку. Сбросив на дальнобойное орудие врага все бомбы и выпустив по нему реактивные снаряды, он взял курс на свой аэродром и мастерски посадил поврежденную машину. [5; 211]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 7 июля

В течение ночи на 7 июля наши войска вели бои с противником западнее Воронежа и юго-западнее Старый Оскол.

На других участках фронта существенных изменений не произошло.

* * *

Наши войска западнее Воронежа ведут ожесточённые бои с танками и пехотой противника и наносят им большой урон. На одном из участков наша часть отбила три атаки гитлеровцев. На поле боя немцы оставили 450 трупов солдат и офицеров и 8 подбитых танков. На другом участке советские танкисты разгромили немецкий батальон, уничтожили 8 орудий, 6 пулемётов и батарею тяжёлых миномётов. На подступах к одному населённому пункту немцы потеряли только убитыми свыше 600 солдат и офицеров.

* * *

На одном узком участке фронта юго-западнее Старого Оскола за один день боёв гитлеровцы потеряли до 500 солдат и офицеров и 4 танка. Наши части огнём всех видов оружия непрерывно выматывают немцев и уничтожают их технику. Свыше 40 немецких танков и автоматчики атаковали один населённый пункт. Наши артиллеристы огнём с открытых позиций уничтожили 11 немецких танков и около 200 немцев.

* * *

Наши части, действующие на одном из участков Калининского фронта, за два дня боёв уничтожили 25 немецких танков и свыше 2.000 солдат и офицеров противника. Бойцы части под командованием тов. Гавилевского ружейно-пулемётным огнём уничтожили более 200 гитлеровцев. На другом участке бойцы и командиры части тов. Лесового разгромили до батальона пехоты противника, уничтожили 2 немецких танка и 4 орудия.

* * *

Лётчики капитан Купин, старший лейтенант Игнатьев, младшие лейтенанты Борововых и Шкиров, прикрывая наземные войска, встретили два немецких истребителя и 12 «Юнкерсов-88». Отважная четвёрка бросилась в атаку. Немецкие истребители, как только заметили наши самолёты, дали полный газ и удрали. Наши лётчики атаковали оставшиеся самолёты противника и сбили два «Юнкерса-88».

* * *

Группа наших бойцов, выполняя боевое задание, встретилась с немецкой разведкой. Завязался бой. Один гитлеровец пытался выстрелить в командира группы тов. Игнатьева, но вовремя подоспевший красноармеец Шавелев прикладом размозжил немцу голову. Красноармеец тов. Ершов метким выстрелом убил немецкого офицера, тов. Риткин уничтожил трёх гитлеровцев. Наши бойцы, уничтожив 10 немцев и взяв 2 немецких солдат в плен, без потерь вернулись в часть.

* * *

Танк противника прошёл через окоп, в котором находился сержант Отов. Смелый боец поднялся и метнул в него зажигательную бутылку. Немецкий танк сгорел.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Витебской области, организовал крушение двух воинских эшелонов противника. Во время крушения сгорело 20 вагонов, 4 цистерны с горючим и убито свыше 200 немецко-фашистских оккупантов. В другом районе партизанские отряды под командованием тт. К. и К. совершили налёт на немецкий гарнизон, расположенный в одном селе. Партизаны забросали гранатами помещения, где находились гитлеровцы. Истреблено 40 немецких солдат, выбежавших из домов на улицу.

* * *

Украинские партизаны в одном из районов Сумской области напали на немецкий гарнизон в селе Я. Оккупанты вначале открыли сильный огонь из пулемётов и винтовок, но, заметив, что партизаны окружают село, бежали на автомашинах. Во время этой операции убито 50 и ранено 12 гитлеровцев. Партизаны захватили оружие и боеприпасы.

* * *

В письмах из Германии, найденных у убитых немецких солдат, родные сообщают о гибели посевов и о плохих видах на урожай. Немецкому унтер-офицеру Отто Юнгу пишут: «...Пшеница и клевер пропали, рожь гибнет». Ефрей­ору Эрвину Дамме сообщают: «...Озимые почти все вымерзли... кормов нет...» Эмиль Вернер пишет обер-ефрейтору Эдлинду Вернеру: «Урожай в этом году будет скудный. Многие съели уже последний картофель. Сено тоже кончилось. Многим пришлось пересеять клевер. Всходы ржи и пшеницы очень редкие и ничего хорошего не обещают. Отец говорит, что если будет неурожай, то война скорее кончится».

* * *

На заводах Круппа (Германия) после каждой воздушной тревоги тысячи рабочих демонстративно опаздывают или вовсе не выходят на работу. На одном из заводов в июне месяце было в три раза больше прогулов, чем в мае. После налётов английской авиации на Эссен многие рабочие покинули предприятия и бежали в сельские местности.

Вечернее сообщение 7 июля

В течение 7 июля продолжались ожесточённые бои западнее Воронежа и юго-западнее Старый Оскол.

На других участках фронта существенных изменений не произошло.

* * *

За 6 июля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено несколько десятков немецких танков, 75 автомашин с войсками и грузами, 46 повозок с боеприпасами, подавлен огонь 4 дивизионов полевой и зенитной артиллерии и двух отдельных батарей, разбито три железнодорожных состава, взорван склад с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до полка пехоты и два эскадрона конницы противника.

* * *

Юго-западнее Старого Оскола идут напряжённые бои с пехотой и танковыми войсками противника. На одном из участков немцы бросили в атаку около 200 танков и значительное количество пехоты. Артиллеристы, миномётчики, бронебойщики и танкисты стойко встретили гитлеровцев и подбили 80 немецких танков. Огромный урон понесла также и пехота противника. Наши бойцы в упор расстреливали гитлеровцев из пулемётов, автоматов и винтовок. Уничтожив несколько сот солдат и офицеров противника, наши части отошли на новый, заранее подготовленный оборонительный рубеж.

* * *

На одном из участков западнее Воронежа наша танковая часть сдерживает напор крупных сил противника. В результате боя в течение дня уничтожено 700 гитлеровцев, 14 немецких танков, 6 противотанковых орудий, 7 автомашин и 2 миномётные батареи. На другом участке наши артиллеристы и пехотинцы в течение двух дней отстаивали населённый пункт от превосходящих сил противника. На подступах к селу гитлеровцы потеряли только убитыми свыше 1.000 солдат и офицеров.

* * *

Большой урон противнику наносят артиллеристы, действующие на одном из участков Калининского фронта. Немцы пытались окружить и уничтожить батарею лейтенанта Шишкина. Семь раз гитлеровцы переходили в атаку на батарею и каждый раз, неся большие потери, откатывались назад. В этом бою противник потерял свыше батальона пехоты, 2 орудия, пулемёты, автоматы, винтовки и другое вооружение.

* * *

Наша часть (Ленинградский фронт) за два дня боёв уничтожила 8 вражеских ДЗОТов и блиндажей, 2 наблюдательных пункта, противотанковое орудие и 2 станковых пулемёта. Взорвано 2 склада с боеприпасами. Взяты пленные. Противник потерял убитыми до 200 солдат и офицеров.

* * *

Две роты пехоты противника пытались выбить наше подразделение, занявшее высоту на одном из участков Южного фронта. Встреченные сильным огнём, гитлеровцы отступили, потеряв при этом убитыми свыше 100 солдат и офицеров.

* * *

Артиллеристы части, где командиром тов. Епифанов, подавили огонь вражеской батареи 75-мм орудий, разбили 2 блиндажа, уничтожили несколько автомашин и 70 гитлеровцев.

* * *

Подразделение зенитчиков лейтенанта Ковзела сбило тяжёлый транспортный самолёт противника.

* * *

Несколько партизанских отрядов под командованием товарищей В. и Г., действующих в одном из районов Ленинградской области, за 25 дней июня истребили 150 оккупантов, уничтожили 2 автомашины с военным грузом, 7 повозок с боеприпасами и захватили у немцев трофеи.

* * *

Взятый в плен на одном из участков Западного фронта унтер-офицер немецкой танковой дивизии Ганс Зигерт рассказал: «Я нахожусь на Восточном фронте с первого дня войны. Когда мы начали поход, в роте было 220 человек. В течение года она девять раз получала пополнение, и тем не менее сейчас в роте насчитывается около 100 солдат. В моём взводе из 48 солдат уцелело только трое: фельдфебель Отто и два ефрейтора. Один из них недавно в тесном кругу товарищей заявил: «Если война будет ещё долго продолжаться, я брошу винтовку и перебегу к русским». На днях вернулся из командировки мой сослуживец обер-ефрейтор Кюнрих. Он был в Германии и заезжал к себе на родину. Кюнрих приехал очень расстроенный. Он сообщил, что в тылу происходят отвратительные дела, эсэсовцы безобразничают с жёнами солдат и воруют всюду. Мы на фронте страдаем, а они наживаются на войне».

* * *

Среди рабочих германской горно-рудной промышленности резко увеличилось число случаев саботажа и диверсий. Шахтёры рудника, расположенного близ Аахена, организовали на подземной железной дороге крушение поезда с углём. Работа была приостановлена в течение суток.

[23; 16-18]